СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра"»

Внеклассное мероприятие по математике «Своя игра»

7 класс

Дивеева Н.В.,

учитель математики

КГУ «СШ № 8 с ДМЦ»,

г. Текели



Цель: прививать любовь к предмету; расширять кругозор учащихся; формировать навыки работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; способствовать развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение.

Оборудование: интерактивная доска, презентация игры, магнитная доска с таблицей для подведения итогов, сигнальные карточки.

Участники: 3 команды по 4 человека.

Правила проведения игры:

В отличие от оригинала игры, в данной игре с целью большего охвата учащихся принимают участие три команды по четыре человека. В первых двух раундах на экране появляются таблицы с темами вопросов и количеством баллов за правильный ответ. Участники выбирают ячейку с вопросом. По щелчку мыши учителем на указанную ячейку совершается переход по гиперссылке, и на экран выводится выбранный вопрос. После озвучивания учителем вопроса право ответа принадлежит той команде участников, капитан которой первым поднимет сигнальную карточку. При правильном ответе команда получает указанное количество баллов, при неверном на этот вопрос отвечает другая команда. Если ни одна из трех команд не дала правильного ответа, то предлагается ответить командам болельщиков (по окончании игры среди болельщиков подводятся итоги, самый умный и активный болельщик награждается шоколадной медалью «Супер-болельщик»). Затем, после правильного ответа, по щелчку мыши на значок “Назад” на экран осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается (цвет шифра выбранной ячейки меняется, что позволяет не выбирать использованную ячейку). По окончании первого раунда по щелчку мыши в любом месте слайда, кроме ячеек с баллами, совершается переход ко второму раунду, правила в котором остаются прежними. Аналогично осуществляется переход к финальному раунду. Время проведения первых раундов по 15 минут, третьего 5 минут.

В финальном раунде команды поочередно, начиная с команды, набравшей наибольшее количество баллов, называют тему, которая им наименее интересна. Учитель щелчком мыши на указанную тему убирает ее с экрана. И в итоге звучит вопрос оставшейся темы, который выводится на экран щелчком мыши на значок номера темы. На обдумывание вопроса отводится от одной до 5минут в зависимости от вопроса, по истечении времени участники сдают письменный ответ, за правильный ответ прибавляется 3000 баллов. После подведения итогов объявляется победитель игры. В течение игры работает счетная комиссия, которая подводит итоги игры. Членами комиссии могут быть ребята старших классов.



Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем конкурсе «Своя игра». Вопреки обычным правилам, сегодня у нас играют не игроки, а команды. Давайте поприветствуем их. А провести нашу игру нам поможет счетная комиссия в составе ….

Итак, просим команды представиться.

(Команда должна иметь название, девиз, можно кратко рассказать о своих игроках, чего дети ждут от сегодняшней игры).

- Итак, мы начинаем. I раунд.

В этом раунде вашему вниманию предложены следующие темы:

«Немного о числах»

«Это мы не проходили…»

«Отгадай-ка!»

«Ох, уж эта логика!»

«Дела давно прошедших дней»

«Нам песня строить и жить помогает»

(Выбор первого хода можно определить по жеребьевке, далее тему и его стоимость выбирает команда, правильно ответившая на вопрос. Если команды не отвечают на вопрос, право выбора переходит к следующей по порядку команде).


«Немного о числах»

100 – Какое число у гренландцев обозначалось выражением «от второй ноги три»? (18);

300 – Скажите по-итальянски «жирная тысяча». (Миллион);

500 – Эти числа были открыты еще в 6-11 веках индейцами Южной Америки. Но впервые введены они были в 16 веке итальянцем Д. Кирданои. Их долго не признавали, в 17 веке их даже называли ненастоящими, абсурдными такие математики как Б. Паскаль, Г. Лейбниц. Что это за числа? (Отрицательные числа).


«Это мы не проходили…»

100 – Высоты данного треугольника не пересекаются. Какой это треугольник? (Тупоугольный);

300 – Как число 666 увеличить в 1,5 раза не производя вычислений? (Перевернуть);

500 – Все знают, что два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять. А чему равен угол в квадрате? (В три раза).


«Отгадай-ка!»

100 - Два отца и два сына несли три апельсина. Сколько апельсинов нес каждый? (По одному);

300 – Два крестьянина поделили между собой 7 рублей, причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому? (5 и 2 рубля);

500 – Двое ели сливы. Один сказал другому: «Дай мне свои две сливы, тогда будет у нас слив поровну», - на это другой ответил: «Нет, лучше ты дай мне свои две сливы, тогда у меня будет в два раза больше, чем у тебя». Сколько слив было у каждого? (10 и 14 слив).


«Ох, уж эта логика!»

9

15

21

3

5

?

100 -


(7)

9

12

20

2

5

?


300 -


(13)


500 - ? 9 16 25

(4)


«Дела давно прошедших дней»

100 - Раньше это действие обозначалось буквой «Р» (первая буква латинского слова «plus»). А каким символом обозначают его сейчас? (+);

300 – В древних веках такого слова не было. Его ввел французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского языка оно означает «спица в колесе». (Радиус);

500 – В переводе с греческого языка это слово переводится как «натянутая тетива». А найдете вы его в прямоугольном треугольнике. (Гипотенуза).


«Нам песня строить и жить помогает»

100, 300, 500 – Угадайте мелодию, процитируйте фразу, в которой содержится название числа.

(при выборе включается «минус» следующих песен: «Два веселых гуся», «33 коровы», «Миллион алых роз»).


- Мы продолжаем нашу игру и начинаем II раунд. В этом раунде вашему вниманию предложены следующие темы:

«Зверье мое»

«Что написано пером…»

«Математика и искусство»

«Математика и литература»

«В народе говорят»

«Задачи старины глубокой»


«Зверье мое»

300 – Эта маленькая птичка совершает от 22 до 78 взмахов крыльев в секунду. (Колибри);

500 – Это млекопитающее способно развивать скорость до 80 км/ч, а при необходимости увеличивать ее до 112 км/ч. Что это за животное? (Гепард);

1000 – Частота сердечных сокращений в покое у него обычно 12 ударов в минуту, а когда он атакует жертву – достигает аж 14 ударов. Назовите этого «горячего парня» из семейства рептилий. (Крокодил).


«Что написано пером…»

300 – «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир! Кто автор этих слов? (Архимед);

500 – «Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики». Кому принадлежат эти слова? (Гаусс);

1000 – «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Кто автор этих слов? (М. Ломоносов).


«Что написано пером…»

300 – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - эту поговорку учат маленькие художники для того, чтобы…? (Выучить 7 цветов радуги);

500 – Какая геометрическая фигура дала название этому художественному направлению? (Куб);

1000 – «Больше нет изображения реальности, никаких представлений идеала, ничего кроме пустыни!» - так написал художник о своей картине. Как выглядит эта скандальная картина? (Черный квадрат на белом фоне. «Черный квадрат» Малевич).

(На слайдах с вопросами изображены картины по теме).


«Математика и литература»

300 – Именно столько дней потребовалось Филлиасу Фогу, герою романа Жюля Верна, чтобы обогнуть земной шар и выиграть пари. (80 дней);

500 – «Иллиада» и «Одиссея» состоят из 24 песен. Если бы по тому же принципу книги редактировали англичане, то глав было бы 26, в российском издании – 33. А сколько глав было бы в казахстанском издании? (42);

1000 – «У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим», - писал Крылов в басне «Волк и ягненок». Так сколько же точно примеров, согласно Крылову, можно привести? (Тысячу).


«В народе говорят»

300 – НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. (Один в поле не воин);

500 – ОМЕРЕС НОГОД ЕН ДУТЖ. (Семеро одного не ждут);

1000 – У СМИЕ ЯКЕНН ЯТИД БЗЕ ЗАГАЛ. (У семи нянек дитя без глаза).


«Задачи старины глубокой»

300 – Древнеегипетская задача: «Количество и его четвертая часть дают вместе 15. Найти количество». (12);

500 – Древнерусская задача: «Разделить 25 рублей на две части так, чтобы одна часть была в 49 раз больше другой». (24,5 и 0,5);

1000 – Задача из древнекитайского трактата «9 отделов искусства счета»: «5 волов и 2 барана стоят 11 таэлей, а 2 вола и 8 баранов стоят 8 таэлей. Сколько стоит отдельно вол и баран?» (2 таэля, ½ таэля).


- Подведем итоги двух раундов.

(Счетная комиссия оглашает результаты двух раундов).

- Нас ждет финальный раунд «Из жизни великих». В этом раунде прозвучит один, выбранный вами вопрос, связанный либо с жизнедеятельностью знаменитых математиков, либо с задачами, доставшимся нам в наследство от математиков древности. Сейчас каждая команда по очереди может убрать тему, которая им не нравится. Темы финального раунда:

«Магические числа»

«С глазу на глаз»

«Наследство и наследники»

«Линия жизни»

«Не совсем обыкновенные дроби»

«Увлечения»


1. «Магические числа»

В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Что это за число? (2520 – оно делится на все натуральные числа от 1 до 10)


2. «С глазу на глаз»

Рассказывают, что царь однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его “Начала”, на что тот ответил…

Так что ответил Евклид?

(В геометрии нет царских дорог)


3. «Наследство и наследники»

(Древнегреческая задача, II век)

Некто, умирая, завещал: “Если у моей жены родится сын, то пусть ему будет дано 2/3 имения, а жене – остальная часть. Если же родится дочь, то ей - 1/3, а жене - 2/3.” Родилась двойня – сын и дочь. Как же разделить имение?

(Сын должен получить в 2 раза больше жены, жена – в 2 раза больше дочери; имение нужно разделить на части прямо пропорционально числам 4:2:1)


4. «Линия жизни»

На памятнике древнегреческому математику Диофанту начертано: “Прохожий! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую – отрочество, седьмую – юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну минуло 4 года, Диофант скончался”. Сколько лет жил Диофант?

(84 года)


5. «Не совсем обыкновенные дроби»

По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет, а знаменатель…

Так что же представляет, по мнению писателя, знаменатель дроби?

(То, что человек о себе думает)


6. «Увлечения»

Великий ученый Альберт Энштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и “некоторым занятием”. Однако “некоторое занятие”, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а это занятие будет существовать вечно”.

Между чем Энштейну приходилось делить время?

(Между политикой и решением уравнений)


III. Подведение итогов, объявление команды-победителя, победителя среди болельщиков, награждение.

Заключительное слово учителя:

- Дорогие ребята! Вот и подошла к концу наша игра. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, который не проявлял особой любви и интереса к математике (химик и физик, астроном, философ, поэт, создатель первого в России учебника грамматики, основатель Московского государственного университета и др.), написал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». На мой взгляд, это очень точная и емкая цитата. Именно, математика учит мыслить логически, осознанно и ясно, учит подходить к информации системно, структурировать материал, учит человека терпению и последовательности, развивает абстрактное мышление, учит обобщать и видеть закономерности, но главное, мне очень бы хотелось, чтобы благодаря нашей игре вы увидели, насколько интересной, красивой и занимательной может быть эта наука. И я желаю вам, чтобы эта наука еще не раз удивила и поразила вас в вашей жизни, чтобы она стала для вас верным и надежным спутником и другом.


IV. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!