Внеклассное мероприятие «Тропа семи испытаний»
Тип занятия: игра – путешествие
Цель: способствование проявлению творческих умений, познавательного интереса учащихся
Задачи:
образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития;
воспитательные:формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения;
развивающие: в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная
Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ, игровая технология
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска,рисунки грибов, мяч, 2 набора карточек (цифры от 0 до 9), два набора карточек (числа от 1 до 20), карточки с числами (десятичные дроби, обыкновенные дроби, натуральные числа), раздаточный материал (тексты задач), презентация по теме «Харчевня «Три поросенка», презентация по теме «Заколдованный лес», презентация по теме «В каморке у папы Карло», жетоны, маршрутные листы, наградной материал, оформление «остановок»
План мероприятия:
Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами и критериями оценки
Вручение маршрутных листов
Игра – путешествие «Тропа семи испытаний»
КОНКУРС РАССКАЗЧИКОВ
Построение участников игры – путешествия для подведения итогов
Ход мероприятия
Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами и критериями оценки
Вручение маршрутных листов
Игра – путешествие «Тропа семи испытаний»
(В презентации «Харчевня «Три поросенка» на 4 – 7 слайдах использован технологический прием «Анимированная сорбонка». На 8 слайде анимированный кроссворд разгадывается следующим образом: кликаем на цифру, появляется вопрос; кликаем на текст вопроса появляется ответ и исчезает вопрос. Для проверки главного слова необходимо кликнуть на смайлик). Слайд 1, 2
Меню:
1. Салаты: закуска грибная
2. Первые блюда: суп из математических смекалок
3. Вторые блюда: гарнир – кроссворд «И в шутку, и всерьёз»
Повара: три поросенка
Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники (М. Абина)
Загадки: Слайд 4
Какое животное имеет два носа? (носорог: один – на теле, другой – в названии);
Два брата купаются, а третий насмехается (два ведра и коромысло);
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (двенадцать месяцев);
Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели);
Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по четыре птицы (год);
Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина);
Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх (всадник на коне);
Два раза родится, а один раз умирает (птица);
Сто один брат и все в один ряд вместе связаны стоят (изгородь);
Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Считает наш век, а не человек (часы);
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу (стол, стул)
В харчевню пришли 11 человек и потребовали подать им по рыбине. К сожалению, у хозяина оказалось всего 3 небольшие рыбины. Тем не менее, хозяин не желал упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он обещал гостям подать на стол 11. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяин харчевни исполнил свое обещание?
(Положил рыбу на тарелку так:ХI)
(Нет, так как будет ночь)
В корзине лежат четыре яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну между четырьмя братьями так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? Резать яблоки не разрешается. (Да, одному из них надо дать яблоко в корзине)
По горизонтали:
1. ?.
2. Арифметическое действие.
3. Ученый – математик.
4. Самая нелюбимая оценка ученика.
5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.
6. Геометрическая фигура, которая дружит с солнцем.
По вертикали:
7. Равенство, содержащее переменную.
8. Проверка учеников на выживание.
9. Учебник, напичканный задачками.
10. Забор для математических действий.
Ответ:
| 9м | |
а |
т |
е |
м |
| 4д | в | а | | 10с |
| 7у | | | т | к |
р | и | о |
а | | 5к | у | б |
| 1э | в | р | и | 8к | а | | к |
| н | | о | | и |
2д | е | л | е | н | и | е | |
| н | | | т | |
и | р |
3а | р | х | и | м | е | д | | о | |
6л | у | ч | |
ь | | |
н | |
а | |
я | |
Ребят встречают Баба Яга, Леший, Кикимора. Грозят дальше не пропустить, если не развлекут их. Предлагают поиграть с ними в игры.
У каждого играющего (любое количество) набор карточек, на которых написаны числа от 1 до 20. Ведущие перемешивают карточки. По сигналу участники начинают раскладывать их по порядку. Выигрывает тот, кто выполнит задание первым.
У каждого играющего (любое количество или команды) набор карточек, на которых написаны цифры (от 0 до 9). Ведущий называет табличный случай умножения. Например, 9 ∙ 6. Балл зарабатывает тот участник, который первым покажет результат умножения. Игра проводится несколько раз. Выигрывает участник, набравший большее количество баллов.
В помещении, в котором проводится игра, разбросаны листочки с числами (десятичные дроби, обыкновенные дроби, натуральные числа). Задание играющим (несколько человек или группы): по команде распределить числа. Один собирает только натуральные числа, другой – десятичные дроби и т.д.
Старичок – лесовичок: «Так вышло, что именно вы оказались в заколдованном лесу. Чтобы вернуться домой, вам нужно с леса снять чары злой волшебницы. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы математической викторины». Слайд 1, 2 (Презентация «Заколдованный лес»)
Вопросы викторины
Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше, чем 3, но меньше, чем 4?
(плюс; запятую; деление) Слайд 3
(7 дней; 10 дней; 1 день) Слайд 4
Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, при условии, что цифры не повторяются?
(3; 6; 5) Слайд 5
(мало; недостаточно; пусто) Слайд 6
(еденица; идиница; единица) Слайд 7
(3; 1; 2) Слайд 8
(Магницкий; Виленкин; Колмагоров) Слайд 9
(49 см; 98 см; 14 см) Слайд 10
(целые; рациональные; натуральные) Слайд 11
Перед гостями появляется царевна Несмеяна со свитой. Царевна Несмеяна грустит, нянька причитает: «Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбается, никогда не смеется, словно сердце ее ничему не радуется. Помогите, гости дорогие! Развеселите царевну нашу» (задание: спеть песни, частушки, в тексте которых встречаются числа).
Математика – наука
Чересчур уж точная.
Кто не знает умноженья,
Помощь нужна срочная!
И историю страны
Все конечно знать должны.
Ну а математику –
К ЕГЭ – обязательно!
Физкультурник очень строгий
Тренирует наши ноги.
Нам бы мозг тренировать,
Чтобы алгебру решать.
А жюри мы обещаем
Никого не огорчать,
Отвечать всегда достойно
И пятёрки получать!
Волшебник предлагает решить задачи разного уровня сложности. Ребята, решив задачи, смогут получить 1 жетон, 3 жетона, 5 жетонов. Уровень сложности выбирают сами. Решают либо по одному, либо группами, либо все вместе.
1 жетон
Задача №1.Три поросенка построили три домика: из соломы, из прутьев и из камней. Каждый из них получил один домик: Ниф-Ниф – не из камей и не из прутьев; Нуф-Нуф – не из камней. Объясните, какой домик достался Наф-Нафу?
Ответ: Наф-Нафу достался домик из камней.
Задача №2. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович вступили в бой с несколькими великанами. Получив по три удара богатырскими палицами, великаны обратились в бегство. Больше всего нанес ударов Илья Муромец: 7, меньше всего - Алеша Попович: 3. Сколько всего было великанов?
Ответ: 5 великанов.
Задача №3. Малыш может съесть 100 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон – в два раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?
Ответ: 2 минут
3 жетона
Задача №1. У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?
Ответ: 5 щенят и 12 утят.
Задача №2. Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назови день и час его возвращения в порт.
Решение. В сутках 24 часа, поэтому 100 ч = 4 ∙ 24 ч + 4 ч = 4 сут + 4 ч. Поэтому парусник вернется в пятницу в 16 ч.
Ответ: пятница, 16 ч.
Задача №3. Вычислите: 101101 ∙ 999 – 101 ∙ 999999.
Решение. 101101 ∙ 999 – 101 ∙ 999999 = 101 ∙ 1001 ∙ 999 – 101 ∙ 999 ∙ 1001 = 0.
Ответ: 0
5 жетонов
Задача №1. Даны числа от 1 до 9. Расставьте их в кружки так, чтобы сумма трех чисел вдоль каждой линии была равна 15. Какое число должно быть в центре?
Ответ:
Задача №2. Как с помощью семилитрового ведра и трехлитровой банки налить в кастрюлю ровно 5 литров воды?
Решение. С помощью трехлитровой банки нальем 6 л воды в ведро.
Еще раз нальем 3 л воды в банку и наполним семилитровое ведро доверху. Тогда в банке останется 2 л воды, которую выльем в кастрюлю. Добавим к ним 3 л воды с помощью банки, получим всего
5 л воды. Возможны и другие варианты решения.
Задача №3. Найдите сумму: 1 + 2 + 3 + … + 111.
Решение. Напишем искомую сумму дважды:
S = 1 + 2 + 3 + … + 109 + 110 + 111,
S =111 + 110 + 109 + … +3 + 2 + 1.
Сложим поочленно:
2S = (1 + 111) + (2 + 110) + … + (110 + 2) + (111 + 1) = 112 ∙ 111.
Тогда S= 112 ∙ 111 : 2 = 6216.
Ответ: 6216.
КОНКУРС РАССКАЗЧИКОВ
По одному человеку от команды вытягивают
по 3 сообщения О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХ, уважающих Математику и зачитывают их.
Оцениваются ораторские умения
Вольфганг Амадей Моцарт. Имя композитора вам, думаю, известно. Этот великий композитор увлекался математикой. Он исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления.
Великому писателю Льву Толстому принадлежит это интересное арифметическое сравнение: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что представляет собой человек, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь».
Великий полководец Александр Суворов во всем любил точность. Шаг на его марше был точно равен 1 аршину. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». В обыденной жизни мы тоже отмеряем расстояние шагами. Шаг - это расстояние между пяткой и носком шагающего человека. Так, дуэль между Пушкиным и Дантесом на Черной речке проходила на расстоянии 10 шагов, то есть 10 аршин, а между Лермонтовым и Мартыновым - на расстоянии 15 шагов. Один аршин равен - 71 см 12 мм.
У Геродота, греческого историка V века до нашей эры, читаем: «Персидский царь Дарий, оставив своих воинов для охраны моста через Дунай, дал им ремень с завязанными на нем узлами и сказал: «Развязывайте на нем каждый день по узлу. Когда минует число дней, означенное узлами, плывите обратно на родину». Ремень для воинов являлся – Календарём.
Первое пособие по математике в России было настоящей энциклопедией математических знаний. На титульном листе этого замечательного учебника - портреты Пифагора и Архимеда, а на обороте изображен букет цветов, под которым стихи:
Прими, юный, премудрости цветы,
Арифметике любезно учися,
В ней разных правил и штук придержися...
Михаил Васильевич Ломоносов назвал эту книгу «вратами своей учености». Автор этого первого русского учебника по математике - Л. Магницкий, назывался учебник - «Арифметика, сиречь наука числительная».
Математиками Индии была придумана десятичная система счисления и способ записи чисел.
Древнегреческих математик Эратосфен принимал активное участие в Олимпийских играх и был победителем в пятиборье.
Эратосфен - великий древнегреческий ученый, астроном, математик, географ, философ. Он разработал метод, при помощи которого можно находить простые числа в их естественном порядке. Этот метод имеет особое название. Греки делали записи на покрытых воском табличках и папирусе, числа при этом выкалывали иглой. Таблица в конце вычислений напоминала решето. Метод назвали «эратосфеновым решетом». С помощью этого метода «отсеиваются» простые числа от составных.
Папа Карло встречает ребят, приглашает их заглянуть в его каморку: «Выполните задания, получите золотой ключик, откроете заветную дверцу, продолжите путешествие!». Слайд 1
(Презентация «В каморке у папы Карло», на 2 – 8 слайдах использован технологический прием «Анимированная сорбонка»)
Ответ: 

Ответ:

Ответ:
Ответ: 
Слайд 6
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: 
Построение участников игры – путешествия для подведения итогов
Литература, интернет – источники:
Гельфан Е.М. «Арифметические игры и упражнения», М.: «Просвещение», 1988;
Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе», 5 – 11 классы,
М,: «Айрис – пресс», 2006;
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика. Задачи на смекалку», 5 – 6 классы,М.: «Просвещение», 1998;
Приложение к газете «Первое сентября» «Математика».