Государственное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа – интернат V - VI вида Костромской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 9 классов « Звёзды зовут»
Выполнила : учитель математики Калюк Е. Б.
г. Кострома 2009 г.
«ЗВЁЗДЫ ЗОВУТ».
( познавательная игра )
Цели : формировать представления об освоении космического пространства человеком ; эрудицию учащихся , их общую культуру ; эмоционально – положительный взгляд на мир ; развивать нравственные и этические чувства ; стремление к взаимопомощи , познанию ; мышление , память.
Оформление : большая схема Солнечной системы ; портреты Ю.А. Гагарина , С.П. Королёва , К.Э.Циолковского ; стенды : « Это интересно !» , « Знаете ли вы , что …» , « Расстояние от Солнца до планет Солнечной системы» ; плакаты с цитатами выдающихся учёных космонавтики ; два « макета» космических кораблей.
ХОД ИГРЫ.
1. Экскурс в историю развития космонавтики.
Ведущий . Добрый день , дорогие друзья ! Мы рады приветствовать всех , кто собрался в этом зале.
С глубокой древности люди мечтали летать , как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд : и на золотых колесницах , и на быстрых стрелах и даже на летучих мышах. Алладин летал на волшебном ковре – самолёте , Баба – Яга неслась над Землёй в ступе , Иванушку несли на своих крыльях гуси – лебеди.
Человек мечтал о полёте не только в воздушном пространстве , но и в космическом , о котором М.В.Ломоносов сказал так :
Открылась бездна ,
Звёзд полна.
Звездам числа нет ,
Бездне дна.
Вот эта таинственная бездна космоса и притягивала людей , звала заглянуть в неё, разгадать её загадки. Поэтому вечер наш называется « Звёзды зовут!»
Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие.
Перед вами схема Солнечной системы . ( на экране ).
Солнечная система – это совокупность всех планет.
Планеты - небесные тела , состоящие из твёрдого вещества. Здесь есть вода и газы. Планеты сами не светятся. Их освещает звезда - Солнце.
Звёзды - это небесные тела , состоящие из раскалённых газов ( гелий , водород )
Солнце - ближайшая звезда , которая объединяет в свою семью 9 планет.
Как объединяет ? Да собственной силой притяжения. Так и кружатся , вертятся вокруг Солнца планеты : большие и малые , жаркие и холодные. Они никогда не сталкиваются и не покидают пределы Солнечной системы. Среди них и наша планета , родная Земля.
2. Игры , соревнования.
Ведущий. Итак , начинаем нашу познавательную игру – соревнование « Звёзды зовут». Нам предстоит стартовать с Земли, поэтому мы должны с вами разбиться на два экипажа . Выберите «командиров» экипажей. А оценивать , как экипажи выполняют задания , будет жюри. ( представление жюри ).
Для того , чтобы проверить можно ли вас принять в отряд космонавтов , я хочу провести с вами ИГРУ на внимание. Игра называется « Летает – не летает». Правила игры : я буду называть различные предметы, если это летающие предметы - вы должны поднять руки и имитировать летящий самолёт. Если предмет не летающий , то вы стоите спокойно.
( Ласточка , орёл , книга , бабочка , карандаш , муха , слон , дом , самолёт , тетрадь , часы , ракета )
Ведущий. Молодцы , ребята! Вас не зря приняли в космические экипажи.
А прежде чем мы с вами отправимся в полёт , Вам необходимо выполнить следующее задание: Посмотрите на экран - перед вами космический корабль.
Сейчас вам предстоит сконструировать из деталей свои космические корабли.
( Для выполнения задания командирам кораблей вручаются конверты , в которых находятся детали космических кораблей - геометрические фигуры , из которых на магнитной доске нужно собрать свой космический корабль ).
Ведущий. Ну что же , корабли к полёту готовы . А сейчас проверим . как экипажи подготовились к космическому путешествию. Командирам поочерёдно будут заданы по 4 вопроса. Если командир затрудняется в ответе , члены экипажа могут оказать ему помощь. ( Вопросы находятся на иллюминаторах.)
1. В космосе раньше людей побывали собаки : Белка и Стрелка. Белка весила 7 кг , а Стрелка на 2 кг больше. Сколько весили Белка и Стрелка? ( 16 кг )
2. Назовите фамилию , имя и отчество первого человека побывавшего в космосе.
( Юрий Алексеевич Гагарин ).
3. Как называется корабль , на котором впервые человек поднялся в космос ? ( « Восток» )
4. Летательный аппарат тяжелее воздуха , предназначенный для полёта в атмосфере. ( Самолёт )
5. Самое близкое к нам небесное тело. ( Луна )
6. Как называется костюм , который защищает тело космонавта в космосе ? ( Скафандр )
Ведущий. Командиры успешно ответили на вопросы и мы можем отправляться в космическое путешествие . ( На экране - звёздное небо ).
Итак ! Внимание ! Взлёт !
И наши ракеты помчались вперёд.
Прощально мигают и тают вдали
Огни золотые любимой Земли!
Отправляемся на МАРС,
И о Марсе наш рассказ.
МАРС - первая планета , на которой мы совершим посадку. Она всегда вызывала интерес землян.
Учащийся. Задолго до начала космической эры люди считали , что на Марсе есть разумная жизнь. У Марса два спутника - Фобос и Деймос , что в переводе с греческого означает « ужас» и « страх». Марс вокруг своей оси обращается за одни сутки , как и Земля , а вокруг Солнца - примерно за 2 земных года. Марс ещё иногда называют « красной звездой» , так как он замечателен своим красным цветом, напоминающим огонь. За этот цвет древние римляне дали планете имя бога войны - Марс. На Марсе есть вода , правда её мало , примерно столько , сколько в Ладожском озере. Есть атмосфера и воздух. На Марсе самые высокие горы.
Ведущий. Наш путь лежит к планете ВЕНЕРА. А что вы знаете о ней?
Учащийся. ВЕНЕРА - вечерняя звезда. С ней связано много легенд и поверий. В древности думали , что это два разных светила : одно появляется по вечерам , а другое - по утрам. Потом догадались , что это одно и то же светило , красавица неба - « вечерняя и утренняя звезда» - Венера. На Венере всегда пасмурно. На ней очень тепло , гораздо теплее , чем на Земле , потому что она ближе к Солнцу.
Ведущий. Молодцы , ребята! Много интересного рассказали нам о планетах. Но что это ? На борта космических кораблей поступили какие – то странные радиограммы. Кто быстрее сможет расшифровать загадочные цифры ? ( на экране ).
( Каждой команде вручается радиограмма , которую надо прочитать с помощью шифра , предложенного ведущим ).
( Внимание , посадка невозможна . Спасайтесь! )
Ведущий. Посадка невозможна на планете Венера, так как атмосфера Венеры состоит из
углекислого газа , и мы летим дальше , на планету МЕРКУРИЙ.
Учащийся. Эта планета ближе всего к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее , чем вокруг себя. Вот и получается , что один год на этой планете длится день , второй год – ночь. В древности Меркурий считали покровителем путешественников и торговцев. Один оборот вокруг Солнца Меркурий совершает всего лишь за 8 дней. А Земля - за 1 год! Меркурий к Солнцу ближе , чем Земля , поэтому на нём Солнце светит и ярче в 7 раз , и сильнее: температура днём достигает + 400 С , а ночью опускается до -250 С . Это планета жары и холода.
Ведущий. Совершаем посадку на этой загадочной планете. Внимательно смотрите в иллюминаторы. Ой, сколько здесь невиданных животных. Мы , наверное , попали в космический зоопарк. Попробуем их нарисовать.
Обеим командам одинаковое задание : нарисовать необыкновенное космическое животное . Каждый член экипажа рисует по одной детали. Животное надо оригинально назвать и рассказать о нём.
Ведущий. Продолжаем наш полёт и впереди нас ждёт планета ЮПИТЕР.
Учащийся. Юпитер больше Земли в 13 раз. Это самая крупная и по размеру и по массе планета. У Юпитера - 4 крупных спутника и 8 мелких. Из-за огромного расстояния от Солнца температура его атмосферы равна - 140 С.
Ведущий. А впереди нас ждёт очень интересная планета - САТУРН.
Учащийся. Сатурн - планета с кольцом. Это самая удивительная из планет Солнечной системы. Кольца состоят из мелких обломков . Каждый такой обломок как бы независимый спутник , который вращается вокруг Сатурна. Вероятно, это камушки разных размеров. Температура атмосферы опускается до -150 С.
Ведущий. Пока экипажи готовятся к дальнейшему полёту , задание болельщикам : назовите слова , связанные с космосом. ( болельщики называют слова по космической тематике ).
Продолжаем наш полёт : приближаемся к планете УРАН. Чем же она интересна?
Учащийся. Уран - это единственная планета , которая вращается , лёжа на боку. Поэтому к Солнцу обращён то один , то другой его бок. Каждое полушарие Урана освещается Солнцем ровно 40 лет , потом 40 лет там царит ночь.
Ведущий. А что вы знаете о планете НЕПТУН ?
Учащийся. Планета Нептун - восьмая от Солнца , она кажется тёмно - голубой , потому что её окружает газ – метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые облака. Эту планету предсказали математики , только потом её обнаружили астрономы.
Ведущий. И последняя планета , с которой мы познакомимся - это ПЛУТОН.
Учащийся. Плутон - самая удалённая от Солнца планета Солнечной системы. Открыта эта планета была только в 1930 году. Плутон – планета – крошка, меньше Луны. Она слабо освещена Солнцем , потому изучать её очень трудно. У Плутона есть спутник - Харон. Он состоит из камней и льда. Это самая холодная планета Солнечной системы.
Ведущий. Молодцы, ребята! Спасибо за интересные сообщения ( на экране - звёздное небо ).
Не постигнуть Вселенную разом,
Не постигнуть и в тысячу лет.
Но опять человеческий разум
Оставляет , пусть ощупью, след.
3. Заключительная часть.
Ведущий. Наш полёт завершается. Приготовиться к посадке.
Из полёта возвратились , мы на Землю приземлились.
Наше путешествие закончено. Спасибо всем за участие.
( Жюри подводит итоги игры. Все участники полёта получают призы. )