МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЗНИМАХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 7 классе
«Знатоки права»
Провела: учитель обществознания
МКОУ «Узнимахинская СОШ»
Исаева Асият Рамазановна
Цель мероприятия: в игровой форме закрепить знания учащихся о правах человека, воспитание правовой культуры и грамотности подрастающего поколения.
Ожидаемый результат: уметь объяснить, как вы понимаете понятие "права человека"; знать классификацию прав человека; развитие навыков публичного выступления, умения работать в группе.
Возраст участников: 7 класс
Оформление доски:
1. эпиграф «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». В.Гюго
2. рисунки на тему: «Право».
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, учащиеся, жюри и болельщики. Сегодня мы проводим турнир на тему: «Знатоки права» среди учащихся 7 классов. Класс делится на две команды по жребию. Из коробочки дети по очереди вытаскивают листочки разного цвета — команды белых, синих. Команда белых занимает первый стол, команда синих- второй.
На нашем мероприятии будет присутствовать жюри из числа учителей, администрации школы и учащихся (3 человека).
Условия: побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает наибольшее количество очков.
Нам необходимо будет справиться с шестью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Удачи.
1.Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек».
Команда должна по характеристикам определить название сказки и назвать, какое право в ней было нарушено. Команде по очереди задается вопрос, если не может ответить, то ход переходит к другой команде. Задание оценивается в 3 балла.
1) Герой этой сказки смог уйти от дедушки, бабушки, зайчика, волка и медведя. А вот от лисы не смог уйти. (Ответ: сказка «Колобок». Нарушено право на жизнь).
2) В этой сказку персонаж говорил: «Видно я такой безобразный, что даже собаке противно есть меня». Окружающие животные считали его смешным, большим и несуразным. Его влекло к «величавым птицам» – лебедям. (Ответ: X. К. Андерсен «Гадкий утенок». Нарушено право на достойный уровень жизни, на проживание в семье).
3) Героиня этой сказки положительный герой. Она добрая, отзывчивая, трудолюбивая, старательная. Мечтала попасть на бал и фея ей в этом помогла.
(Ответ: Ш. Перро «Золушка». Нарушено право на отдых).
4) В этой сказке окружающим нравились наряды и богатая одежда героини, богатая обстановка. Потеряв дома и угодья, героиня- погорелица теряет и друзей. Уже никто не восхищается ею, никто не зовет на «пирог козлиный с капустой и малиной», ни на пшено в курятнике. И бывшей барыне-кошке и ее дворнику Василию приходится бросить барские повадки.
(Ответ: С. Я. Маршак «Кошкин дом». Нарушено право на жилье).
2.Конкурс «Знаете ли вы?»
Задание оценивается в 1 балл.
1. Когда принята Конституция РФ (1993 г.)
2. Конвенция о правах ребенка была принята в какому году? (1989 г.)
3. Всеобщая Декларация прав человека закрепила какие права? (гражданские, политические, социальные, экономические и культурные)
4. В каком документы описаны все права человека? (в Конституции)
5. Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия ? (ответственность)
6. Как называется человек, который любит свою Родину? (патриот)
7. Какой день является Днем Конституции? (12 декабря)
8. Что относится к обязанностям человека и гражданина? (соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество и т.д.)
3.Конкурс «Музыкальный »
Команды прослушивают песни и определяют, какое право озвучено в песне. Задание оценивается в 5 баллов.
1. Композитор Владимир Шаинский песня «Мамонтенок». ( Ответ: Права ребенка на общение с родителями).
2. Музыка Г. Гладкова «Ничего на свете лучше нету…» (Ответ: О праве на свободу передвижения)
4.Конкурс « Кто быстрее?»
Каждый правильно отгаданный ребус приносит 2 балла. На выполнение задания отводится 5 минут.
Отгадав ребус вы узнаете:
1. Подсказка: Система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушении
Ответ:право
2. Подсказка: Категорический запрет на религиозной основе.
Ответ:табу
3. Подсказка: Законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей
Ответ: кодекс
4. Подсказка: Нормативно- правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума
Ответ:закон
5. Подсказка: Способность лица иметь гражданские права и обязанности
Ответ: правоспособность
6. Подсказка: Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.
Ответ:дееспособность
7. Подсказка: Основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти
Ответ: Конституция
8. Подсказка: Приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия
Ответ: эмансипация
5.Конкурс
Права и обязанности школьника
Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.
Попробуем правильно выполнить следующие задания (распределение прав и обязанностей).
Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника:
1. Бесплатное образование (право)
2. Уважение мнений всех учащихся и учителей (обязанность)
3. Удобное рабочее место (право)
4. Посещение школы в предназначенное для этого время (обязанность)
5. Активное приобретение знаний (право)
6. Защита личной собственность (право)
7. Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность)
9. Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)
Сотрудничество с учителями (право).
Каждая команда получает 5 баллов.
6.Конкурс «Согласны ли Вы?»
Капитаны вытягивают карточки с заданием. За верно выполненное задание начисляют 3 балла.
Ответ: Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
Ответ: Всякий гражданин равен перед законом и властями.
7. Конкурс «Актерский»
Необходимо инсценировать сказку или пословицу, сказать какие права нарушаются в сказке. О чем говорится в пословице?
1. «Теремок» (право на неприкосновенность жилища)
2. «Сказка о рыбаке и рыбке» (право собственности)
3. «Колобок» (право на неприкосновенность личности)
4. «Курочка Ряба» (право собственности)
5. «Три поросенка» (право неприкосновенности жилища)
6. «Красная Шапочка» (право на жизнь)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы каждой команде, мы проведем
рефлексию.
На доске вывешено «дерево знаний».
Если вы считаете, что занятие было интересным, познавательным и вы узнали, что-то новое для себя, то прикрепите «плоды» красного цвета.
Если вы считаете, что занятие прошло на среднем уровне, что-то осталось не понятным, то прикрепите «плоды» зеленого цвета.
Если вы считаете, что занятие было неинтересным, не принесло пользы, то прикрепите «листочки» на дерево.
Подведение итогов. Награждение победителей.