Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога – детям».
Цель мероприятия: развитие правовой грамотности, культуры безопасного дорожного движения, интеллектуально-творческого потенциала и личной ответственности обучающихся и их родителей в области соблюдения правил дорожного движения.
Задачи:
Активное вовлечение обучающихся и их родителей в мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и взрослых.
Формирование социальной ответственности и активной гражданской позиции у участников дорожного движения.
Выявление и распространение практик пропаганды безопасного поведения детей на дорогах и соблюдения правил дорожного движения.
Развитие потенциала взрослых в сфере охраны здоровья обучающихся и предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма.
Действующие лица: ведущие, ЮИДовцы, инспектор ГИБДД и Коля Нарушилкин, Чебурашка, Крокодил Гена, девочка Катя, её мама, руководитель отряда ЮИД, водитель, пешеход, потешник, царь, Федот, Дорожные знаки, Светофор.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. По рельсам продолжают своё движение трамваи и троллейбусы. Несутся мотоциклы, по велосипедным дорожкам и по краю проезжей части можно проезжают велосипедисты. На тротуарах можно увидеть пешеходов.
Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. Машин становится всё больше и больше. Но автомобиль, к несчастью, может стать причиной несчастий.
Ведущий 2: Из-за постоянно растущего потока машин на улице становится небезопасно. Опасность грозит тем, кто не знает и не соблюдает Правил дорожного движения. А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто внимателен – улица не страшна.
Правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый, ведь нам постоянно приходится переходить улицу или дорогу, когда мы следуем в каком-либо направлении. Мы пользуемся общественным транспортом, многие из нас являются водителями велосипедов, поэтому мы являемся участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их.
1
ЮИДовец 1: В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шел пешком. Было ничего непонятно, движение затруднялось многочисленным потоком людей и транспорта иногда это приводило к несчастным случаям. Несмотря на строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Потом стали строить в городах специальные дорожки, которые впоследствии были названы тротуаром. А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
ЮИДовец 2: Уже позже, с появлением большого количества автомобилей, для наведения порядка движения по проезжей части дороги, люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель и пешеход могли правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.
ЮИДовец 3: Всем нам известен светофор. Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета: красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. Его назвали «электрическим трёхглазым полицейским». С помощью лебёдки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный жёлтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик. Пешеходам с тех пор можно было переходить улицу только на зелёный сигнал светофора.
ЮИДовец 4:
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень быстро
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажёгся красный –
Значит двигаться опасно!
Появляются инспектор ГИБДД и Коля Нарушилкин.
Нарушилкин: Что опять про дорогу?! Я и так всё про неё знаю. Сколько лет перебегаю дорогу – и ни разу даже не испугался. Водители-то
2
ведь не хотят наехать на детей, они сами нас боятся.
ЮИДовец 1: Это просто так тебе повезло. Ты даже не знаешь, почему повезло. Ты даже не знаешь, почему опасно переходить через дорогу бегом.
Нарушилкин: А что тут опасного?
Инспектор ГИБДД: Кто бежит, тот уже не наблюдает за движением. А при переходе проезжей части дороги надо непрерывно наблюдать.
Фонограмма: движение машин на улице.
Появляются Чебурашка, Гена, Катя и мама.
Чебурашка: Гена, идём скорее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу!
Гена: Не торопись, Чебурашка, надо кое-что учесть.
Чебурашка: А что, Гена, надо учесть?
Гена: Подумай, дружок!
Мама: А вот здесь короче тропка, побежали-ка скорей!
Катя:
Не пойду. И ты не смей.
Нас учили в школе первой,
Значит, так тому и быть:
Только полосатой «зеброй»
Улицу переходить!
Чебурашка вместе с мамой готовы были перебежать дорогу, потому что машин поблизости нет. Катя указывает на знак «Пешеходный переход».
Инспектор ГИБДД: Правильно, Катя. Давай вместе с тобой сформулируем основные правила дорожного движения для пешеходов.
Пешеходы должны двигаться пешком по тротуарам или пешеходным дорожкам. При их отсутствии — по обочинам, а при невозможности двигаться по ним — по велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части. По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
Не переходить дорогу наискосок.
При пересечении проезжей части пешеходы могут переходить дорогу по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений, где
3
дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора — сигналами транспортного светофора.
Пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
При приближении автомобиля с включённым синим проблесковым маячком воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней люди, должны немедленно освободить её, уступив дорогу такому автомобилю.
При движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами.
ЮИДовец 2:
Вмиг о спешке забывать,
Все ловушки различать.
На дороге, учат в школе
У бордюра «стоп» сказать,
Прежде чем вперёд шагать.
Знак «Пешеходный переход»
Приятель пешеходу,
Водителю – гроза.
Он стоит у перехода –
Нажимай на тормоза!
Пешеход решил дорогу
Безопасно перейти?
В этом он тебе подмога,
Поспеши его найти!
ЮИДовец проводит викторину «Пешеход на улице».
ЮИДовец 3:
4
По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару)
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой)
3. Почему пешеходы должны придерживаться правой стороны (чтобы не мешать движению транспорта)
4. Почему на улице надо ходить только по тротуару? (за тротуаром начинается движение транспорта, пешеход на шоссе подвергается опасности)
5. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (водитель не может сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь)
6. Где нужно ждать автобус? (на остановке)
7. Как надо себя вести пассажиру в транспорте? (входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, держаться за поручни, уступать место старшим)
8. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (только сзади, чтобы видеть за ними идущий транспорт)
9. Где и как пешеходы обязаны переходить улицу? (по переходу, там, где стоит знак «Пешеходный переход»; шагом)
10. Что такое регулируемый перекрёсток? (перекрёсток, на котором движение регулирует полицейский- регулировщик или светофор)
11. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
(убедиться в безопасности дорожного движения, посмотреть налево, направо)
12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (это опасно для жизни)
Руководитель отряда ЮИД: Вопрос о безопасности на дорогах мира затрагивается уже давно. Ведь с каждым годом в разных странах под колёсами машин гибнет всё больше и больше людей. Во многих странах пытаются пропагандировать безопасность на дорогах в школах, так как большинство пострадавших – дети, которые перебегают через дорогу на красный сигнал светофора или в неположенном месте.
Я считаю, что в далёком-далёком будущем, когда будут разработаны новые технологии, на каждом пешеходном переходе будет стоять инспектор и предотвращать нарушения любой сложности. Вместо светофоров поставят людей, так как светофоры могут сломаться и тогда аварий, связанных с дорожным движением, не избежать.
Я надеюсь, что работать инспекторами ГИБДД, станет намного больше, а происшествий гораздо меньше.
Появляется Указатель автобусной остановки.
Инспектор ГИБДД:
5
Где у школы остановка,
Где автобусы стоят,
И троллейбусы, и трамваи,
Переход опасен для ребят.
Чебурашка: Почему?
Инспектор ГИБДД: Общественный транспорт – очень большая помеха обзору.
Через улицу, мой друг,
Не беги на остановку.
Прежде осмотрись вокруг.
Жизнь даётся только раз.
Не теряй её сейчас!
Из автобуса, не глядя,
Тоже не беги вперёд.
Подожди, пока отъедет,
И шагай на переход!
Товарищи водители! Я обращаюсь к Вам! Куда Вы сегодня спешишь? В аэропорт, на встречу, в театр? Впрочем, это неважно, ведь Вы постоянно спешите куда-то, а мне каждый раз так больно слышать звук тормозов вашей машины, ещё больнее – видеть испуганные глаза и лица людей, когда Вы появляетесь на проезжей части дороги с очень большой скоростью. В памяти возникают и всплывают картины, одна за другой, увиденные с экрана телевизора. Какой это был крик! Как ему было больно! Потом всё внезапно стихло… Кто-то из находящихся рядом взрослых сказал, что мальчик умер.
А ведь он правильно переходил дорогу по пешеходному переходу, на зелёный сигнал светофора, но водитель автомобиля по неизвестной причине не затормозил. В моей душе и сейчас всё кричит, как продолжение крика того бедного мальчика. И по сей день меня мучают вопросы: «Почему водитель не затормозил? Почему он не знает Правил дорожного движения? Или находился в состоянии алкогольного опьянения?» Во всех случаях виноват водитель!
На месте этого мальчика мог оказаться любой из нас, в том числе и я. Тогда бы не увидел маму и папу любой из нас…
Уважаемые водители! В ваших руках не только руль, но и жизнь людей! Что же вы хотите оставить после себя? О чём Вы думаете, когда
6
нарушаете Правила дорожного движения? Не будьте такими легкомысленными! Не забывайте, что вы часто рискуете своей жизнью и жизнями других людей! Задумайтесь!
Всем нам, водителям и пешеходам, надо помнить, что дорога непредсказуема! Она никогда не потерпит к себе неуважения, поэтому надо учить не только детей, но и взрослых безопасному поведению на улице.
ЮИДовец 5: Первый русский автомобиль был создан много лет тому назад, в XVIII веке. Он назывался тогда «самодвижущейся коляской».
Затем Иван Кулибин построил «самокатку», приводилась она в движение руками человека при помощи ручных рычагов. И лишь в XIX веке после изобретения парового двигателя морской офицер Карпович построил первый бензиновый автомобиль.
Попытка ввести правила езды на улицах делалась ещё, когда не было машин, а только конные экипажи.
ЮИДовец 6: С появлением бензиновых автомобилей перед машиной должен был бежать человек с флажком и предупреждать всех громким криком о приближении самодвижущегося транспортного средства.
Первые Правила дорожного движения появились в 1920 году в Москве для обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.
А водителям наказ такой:
Сев за руль пристегнитесь ремнём безопасности сами, и проконтролируйте, чтобы ваши пассажиры, также пристегнулись. Не забудьте про маленьких пассажиров, поместив их перед поездкой в детское удерживающее устройство.
Соблюдайте скоростной режим и дистанцию. Выбор скорости, не соответствующей дорожным условиям, нарушение скоростного режима и несоблюдение дистанции являются одной из наиболее частых причин ДТП.
Никогда не садитесь за руль в состоянии усталости, в плохом самочувствии. Помните, алкоголь и автомобиль - вещи не совместимые. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии приводит к печальным последствиям.
Управляйте автомобилем внимательно и осторожно, не отвлекайтесь за рулём. Не разговаривайте во время управления транспортным средством по телефону, так как это отвлекает внимание.
ЮИДовец 7:
Никогда не выезжайте на полосу встречного движения, на тех участках дороги, где это запрещено правилами дорожного движения.
Следите за техническим состоянием своего автомобиля, не садитесь за руль
7
автомобиля с техническими неисправностями.
Всегда возите в автомобиле аптечку, жилетку со световозвращателем и огнетушитель.
Помните, что пешеходный переход - это место повышенной опасности. Основной причиной наездов на пешеходов в зоне пешеходного перехода является неготовность водителя к опасности. При приближении к пешеходному переходу водителю следует заранее снизить скорость, повысить внимание, оценить условия видимости и обзора и быть готовым к появлению людей.
ЮИДовец 8:
Мы, участники дорожного движения, обсудили задачи, которые каждый ЮИДовец считает своим важным делом. Это:
Помощь Госавтоирспекции России в пропаганде безопасности дорожного движения с целью уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий.
Привлечение всеобщего внимания к движению ЮИД, как к одному из самых полезных способов проведения детьми свободного времени.
Повсеместное расширение движения ЮИД и вовлечение в его отряды активных ребят.
Инспектор ГИБДД:
Посоветовавшись с юными инспекторами движения, пришли к согласованному мнению:
Движение ЮИД актуально в России и имеет важное значение для безопасности детей на улицах и на проезжей части дорог.
Для большей доходчивости пропаганды ПДД на ведущих теле- и радиоканалах необходимо организовать регулярную Всероссийскую пропаганду Правил дорожного движения, в которой могли бы принимать участие и юные инспектора движения.
Таким образом, станет улучшение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в регионах, усиление пропаганды безопасности дорожного движения и пополнение рядов юных инспекторов движения.
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
8
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать,
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно
Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу,
Как переходить дорогу.
Водитель:
Водитель, помни! Заставить страдать ребёнка – самое страшное преступление, которое только может совершить человек.
Мы к водителям нашего города
Обращаемся с просьбой такой:
ПДД соблюдайте тщательно,
Сохраняйте в Орске покой!
Не гоняйте, как гонщики «Формулы»,
Не лихачьте, забыв обо всём.
Жить на нашей планете здорово,
Мы ведь только лишь раз живём!
Не садитесь за руль нетрезвыми,
Лучше уж пройдитесь пешком.
А не то может быть, что горько
Вам придётся жалеть потом!
Пешеход:
Будьте вежливы и внимательны
С пешеходами, господа,
И тогда они обязательно
Вам дорогу уступят всегда!
Если знак увидали особенный
Возле школы или детсадика,
Не забудьте, пожалуйста, взрослые:
Вы в ответе за нас, детей!
Мы спасибо тем скажем водителям,
Кто и в ранний, и поздний час
ПДД выполняет неукоснительно,
9
Подтверждая, что помнит о нас!
Водитель:
Уважаемый водитель,
Быть внимательным прошу!
И как ехать по дороге,
Я сейчас Вам расскажу!
Смотрите Вы на светофор,
Будьте осторожнее,
Знайте, где и для чего
Знаки есть дорожные.
Снова осень наступила,
И пришёл учебный год.
И шагает в ногу смело
Малолетний пешеход.
И ребята наши могут
На сигнал красный пойти.
Или перейти дорогу
Там, где вовсе нет пути.
Я хочу предупредить:
Знак есть осторожный – «Дети!».
И хочу напомнить Вам:
Жизнь одна у всех на свете.
Водитель уважаемый,
С вами я прощаюсь.
Как и пешеход ответственный,
Быть осторожным постараюсь.
Пешеход:
Я только начал жить, и долог жизни путь.
Всё кажется чудесным, куда бы ни взглянуть:
Прекрасно в небе солнце и пенье соловья,
И в школе интересно, ведь там мои друзья.
Ещё я мал, и защитить себя я не могу,
10
Меня не замечают машины на бегу.
Летят так быстро, что сметают всё с пути,
Что даже переходы не в силах нас спасти.
Руководитель отряда ЮИД: Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем не уйдёт.
Потешник: Верьте, али не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румянен, ни белён, ни богат, ни беден. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту – спасибо!
Как-то раз дают ему приказ – чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в нём – огромный объём. Смотрит на Федьку. На Федьке то от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало. Тут, как говорится, и сказке начало.
Царь:
Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного раздобудь –
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.
Федот:
Получается на мне
Вся политика в стране
Не добуду куропатку –
Непременно быть войне.
Потешник: Обошел Федот 100 лесов, 100 болот, да всё зазря – ни куропатки, ни глухаря! Устал, нет мочи, да и дело к ночи. Хоть с пустой сумой, а пора домой. Вдруг видит – светофор несёт ночной дозор, висит, не таится, никого не боится.
Светофор:
Ты, Федот, меня не трожь,
Пользы в этом ни на грош.
Ты одно навек запомни:
Сигнал зелёный – ты идёшь!
Федот:
То ли леший нынче рьян,
То ли воздух нынче склянь,
То ли в ухе приключился
11
У меня такой изъян?
Светофор:
Не твори, Федот, разбой,
Загорится красный – стой!
Коли ты закон нарушишь –
Распрощаешься с судьбой!
Федот:
Энто, что за чудеса?
Энто, что за голоса?
Тут и спрятаться-то негде –
Тёмный лес да небеса!
Дорожный знак 1:
Окажи, хозяин, честь,
Ты послушай всё, как есть!
Донеси ты до детишек
От дорожных знаков весть!
Я – дорожный знак таков!
К пешеходам я суров,
Запрещаю им движенье.
Но тебе помочь готов!
Дорожный знак 2:
Ты улавливаешь суть?
Понял ты хоть что-нибудь?
Я лихим велосипедам
Закрываю строго путь.
Дорожный знак 3:
Ну, а я наоборот
Им даю свободный ход!
Дорожный знак 4:
Я тебя предупреждал:
Ждёт опасный поворот!
Дорожный знак 5:
Кто охочий до еды,
Пусть пожалует сюды.
У меня еды навалом,
У меня её пруды!
Дорожный знак 6:
Я – такой дорожный знак,
Я тебе совсем не враг.
12
Заболел, беги лечиться,
Ты запомнил, али как?
Федот:
Нешто я да не пойму
При моём-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Соображаю, что к чему.
Дорожный знак 1:
Ну, Федот, теперь держись,
Дело верное, кажись!
Ты к детишкам возвращайся
И про знаки расскажи!
Дорожный знак 2:
Нам порядок всем нужон,
А полезешь на рожон,
Враз погибнешь на дороге –
Здесь у нас суров закон.
Федот:
За добро плачу добром,
Хошь – куницей, хошь – бобром,
А не хошь – могу монетой,
Златом, али серебром!
Дорожный знак 3:
Полно, голубь, не греши,
Убери свои гроши, -
Мы ведь энто не для денег,
Мы ведь энто для души.
Дорожный знак 4:
Будет новая беда –
Прямиком спеши сюда,
Чай, дорожные мы знаки,
Чай, поможем завсегда!
Потешник:
Наутро Федот у царских ворот,
Стоит, улыбается, стражи не пугается.
Царь удивился, аж икрой подавился.
Злоба его точит, а показать не хочет.
Делает взгляд, что вроде бы рад!
А Федот собрал народ, и без всякой враки рассказал им про знаки, а ещё про светофор.
Руководитель отряда ЮИД: Совершив поездку в общественном транспорте и, прибыв в город «Дети и дорога», мы с вами были пассажирами. А пассажиры – это те люди, которые едут в автобусе,
13
трамвае, машине и являются участниками дорожного движения. Каждый из нас должен помнить, что находясь в общественном транспорте или ожидая его, пассажир тоже должен выполнять Правила дорожного движения.
Я даю тебе совет:
Покупай всегда билет.
Без билета никогда
Ты не езди никуда.
ЮИДовец 1:
Правила поведения во всех видах общественного транспорта:
Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, не толкаться, не суетиться, не мешать другим людям.
Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место для того, чтобы устроиться. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держаться одной рукой за поручень или специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может открыться.
Передвигаться по салону рекомендуется только при полной остановке транспортного средства.
В общественном транспорте нельзя шуметь и громко разговаривать. Также
нельзя высовываться из окон.
ЮИДовец 2:
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а там, где её нет, - на тротуаре или обочине дороги.
При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине дороги, необходимо пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.
Посадка должна производиться через задние двери, а высадка – через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным. Безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.
ЮИДовец 3:
При возникновении пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного
14
средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации выполнять указания водителя.
Во время появления дыма и огня в транспорте необходимо стремиться покинуть салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться. Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением на обе ноги.
Выбравшись из салона, отойдите подальше от транспортного средства, окажите помощь пострадавшим.
ЮИДовец 4:
Ожидая поезд на платформе:
Не заходите за ограничительную линию.
Если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Если пожар возник в вагоне метро, то:
Немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его указания.
При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда, постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
Не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
После разрешения на выход, откройте двери или выбейте ногами стёкла,
выйдете из вагона и двигайтесь вперёд по ходу поезда, к станции.
Инспектор ГИБДД: Помните, что соблюдение правил дорожного движения начинается с нас самих, в ваших руках судьбы других людей. Достаточно одного мгновения, чтобы потом всю оставшуюся жизнь жалеть о последствиях спешки и невнимательности.
15
Список использованной литературы:
1. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. пособие. М.: Издательство «АСТ-ЛД»., 1997.
2. Каникулы, каникулы – весёлая пора! Методическое пособие в помощь организаторам каникул в работе с детьми по безопасности дорожного движения., 2003.
3. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы., 1986.
4. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Волгоград. Издательство «Учитель»., 2007.
5. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе., 2004.
6. Мультимедийная учебно-методическая программа «Азбука дорожной науки». Производственное объединение ООО «Зарница». г. Москва 2014.
7. Основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие./ Л.П. Оривенко, Н.Б. Кондратенко, Оренбург., 2001 г.
8. Сальникова Л.П., Зубкова Г.Л. Изучаем ПДД на уроках, часах общения и занятиях ЮИД. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Оренбургской области. Министерство образования Оренбургской области., 2010.
9. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идём по улице. Сборник материалов и метод. рекомендаций к изучению правил безопасного движения., 1997.
10. Сосунова Е.М., Форштат M.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-
методическое пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. – СПб.: ИД «МиМ». -1997.
11. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети – дорога – дети». - Ставрополь., 1995.
12. Хавилов В.А., Калинина И.И. Методические рекомендации для образовательных учреждений Оренбургской области. Основы профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма., Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Оренбургской области. Главное управление образования Оренбургской области. - Оренбург, 2001.
13. Школа светофорных наук. г. Киров., 2000.
16