СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по профориентация "Формула профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по профориентация "Формула профессии"»

Конспект урока Предмет: письмо и развитие речи

           (обучающиеся 8 класса с ОВЗ интеллектуальные нарушения)

Тема урока: «Написание письма».

Цель: повысить   интерес   обучающегося   к   эпистолярному   жанру, истории возникновения письма.

Задачи урока: познакомить с культурой написания писем; развивать навыки работы    со    словарём; формировать    и    обогащать    словарный    запас обучающегося, совершенствовать навыки работы с ТСО, лингвистическую культуру языка.

Основные    методы    педагогического    воздействия: повествовательный, сравнения, вопросно-ответный, стимулирования, самостоятельной и творческой деятельности.

Проверка эффективности: творческое задание.

Оборудование: опорные   схемы, образцы писем, словарные слова, ТСО.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой).

Цель: хорошее настроение, готовность воспринимать материал.

Сегодня у нас пройдёт необычный урок. Сегодня мы будем заниматься творческой работой.

Мы получили письмо, что нам надо сделать? Правильно, написать ответ. Мы будем составлять письмо твоему другу, познакомимся с разными видами писем.

2. Подготовка к изучению нового материала.

 •   Вводная беседа.

Знаешь ли ты, как писать письма, чтобы нечаянно не обидеть кого-то и не выставить себя невоспитанным? Не секрет, что сейчас, по сравнению с нашими предками XIX века, писать письма разучились.

До изобретения телефона переписка занимала весомую часть жизни многих выдающихся людей. Эпистолярный жанр, так стали называть умение писать письма. Свое название он получил от греческого слова, означающего «послание, письмо».

Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. От них берёт свое начало эпистолярный жанр в русском языке.

Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко и с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства - «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера. Нужно было соблюдать и правильность написания письма.

Прежде всего помни о том, что вежливый человек не оставит ни одно пришедшее к нему послание без ответа. Вряд ли вам домой приносят по мешку писем в день, так что ты, скорее всего, в состоянии написать людям, которые нашли время и желание пообщаться.

Не тяни с отправкой ответного письма, напиши его в ближайшее же время, но без спешки: нетрудно определить, что человек настрочил что-то по-быстрому, лишь бы отделаться. Это заметно даже по почерку! Так что, если пишешь послание от руки, постарайся, чтобы "каракули" были разборчивыми!

Если же ты пользуетесь компьютером, в конце все равно лучше добавить хотя бы несколько строк от руки, а уж подписывать письмо обязательно надо собственноручно. Пиши искренне, от души. И конечно, не в плохом настроении. Если ты не уверен в том, что написал какое-либо слово правильно, загляни в орфографический словарь. Ошибки всегда производят очень неприятное впечатление, и лучше перестраховаться, даже если отвечаешь давним знакомым.

Постарайся сразу продумать, что будешь писать. Хорошо бы, конечно, избегать приписок, но если вдруг перед самой отправкой письма ты вспомнил что-то очень важное, и затем добавь то, что хотел.

Ниже поставь свои инициалы.

Никогда не читай чужие письма. И, конечно же, если ты считаешь себя порядочным человеком, то не станешь никому отправлять анонимные записки не слишком приятного содержания.

А что же делать с полученными посланиями от друзей? Просто выбросить, прочитав? Ну, уж нет! Это память, так что сохрани её. Хорошие, добрые письма, написанные от души, обладают какой-то особой магией. Когда у нас плохое настроение, стоит достать из укромного местечка пару-тройку таких посланий и прочитать их, и тогда радостная улыбка целый день не покинет нашего лица.

  Вводный инструктаж:

Для дальнейшей работы нам нужен ПК. Давай повторим правила техники безопасности при работе за ПК.

3. Основная часть.

Открой нужную папку, прочитай, что же такое письмо? Из каких частей оно состоит? Закрой.

  Работа в тетради.

(Обращаю внимание на запись в тетради, каллиграфию, осанку. Раздаю опорные схемы).

                                                            Число.

 Письмо другу.

План

  1. Обращение. Вступление.        

 2. Основная часть. Сообщение чего-либо.        

3.  Заключение. Просьба, пожелание.        

4.  Дата, подпись.

ФИЗМИНУТКА (для глаз).

4.        Закрепление изученного материала.

Составление письма (обращаю    внимание    на    помощь орфографического словаря, на составление простых предложений).

- Какие события происходят в нашей школе? Кто является активным участником школьных дел? Что можно пожелать?

Самостоятельная работа.

Открой текстовый редактор Word. Приступай к работе.

- Прочитай внимательно основную часть, если всё написано, пиши заключение. Не забудь дату и подпись.

Дополнение учителя:

- Деловое письмо: что это за письма, кому пишутся и кем?

На уроке рассматриваются и правила написания делового письма. Показать примерные письма общественных организаций и служб.

  -Чем же деловое письмо отличается от дружеского?

(Ребёнок получает навыки грамотного письма на основе написания письма другу, учится правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Данный урок позволяет социально адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья в плане общего развития и формировать нравственные качества.)

5.        Итог урока (прослушивание письма).
Выставление оценок за содержание и за грамотность.

Приложение 1

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Это система графических знаков для передачи, запечатления речи, манера художественного изображения.

ФОРМА ПИСЬМА: 1. Обращение.

                                      2. Сообщение чего-либо.

                                      3. Просьба, пожелание.

                                      4. Дата. Подпись.

Образец: Здравствуй, Оля!

     Хочу поделиться с тобой новостями. В школе у нас интересно. Мы всем классом участвовали в конкурсе на лучший рисунок. Я научился выразительно читать стихи об осени. В конце четверти у нас будет литературный вечер, посвящённый осени.

  Напиши, что интересного в твоей жизни? Желаю тебе хорошо закончить четверть.

1 ноября.                                              Твой друг Егор.

Приложение 2

Письма играют важную роль в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, делятся впечатлениями. Письма могут быть коротенькими, в несколько строк, и длинными. В любом случае письмо – это текст. В тексте письма выделяют три части:

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Письма пишут по разным поводам. Есть официальные письма, письма-сообщения, письма-поздравления.

Письмо-поздравление выгодно отличается от поздравительной телеграммы тем, что в нём не нужно подсчитывать слова, экономя деньги. В письме можно выразить свои чувства не только словами, но и рисунками. Можно украсить страничку красивым орнаментом. Получить такое поздравление приятнее, чем на готовом бланке. Адресат оценит твоё старание и твою искренность.

ПОДСКАЗКА: Дорогой мой…!     Моя самая любимая…!  Мой верный…!  Уважаемая…!  Милый мой…!

С уважением, ваш(-а) ученик(-ца)…  . Твой искренний друг…   Любящий(-ая) тебя…






























Конспект урока Предмет: чтение и развитие речи

           (обучающиеся 6 класса с ОВЗ интеллектуальные нарушения)

Тема урока: «Выразительное чтение отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Цели:

Познакомить обучающихся с отрывком из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

Развивать умение анализировать былину, объяснять поступки героев и причины событий, описанных в былине. Совершенствовать технику чтения. Расширять и активизировать словарный запас обучающихся. Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора, воспитывать положительные черты личности через содержание былины.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.

- Ой вы гой еси, добры молодцы! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. И чтоб велась беседа наша речью плавною, чтобы был у нас на уроке мир и согласие.  А ещё хочу пожелать вам успехов в трудах ваших! Всё. Что вы сегодня услышите, может вам пригодится

Далее учитель сообщает тему урока

-вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. Его тема зашифрована в шифрограмме. Кто из вас, добры молодцы, сможет разгадать её?

ВАСЧТСПБЫЛИНАРИСКОР (слайд 2)

-Правильно, это былина. И тема нашего урока звучит так: «Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник» (слайд 3)

-Сегодня мы прочитаем отрывок из былины о русском богатыре. Но прежде, чем мы начнём читать, давайте вспомним, что такое былина? (старинная песня о подвигах богатырей, слайд 4) 

-А кто такие богатыри? (люди, защищавшие свою Родину)

-Какие богатыри стали гордостью русского народа? (ответы детей)

-Богатырей на русской земле было много, но самыми известными были, как вы только что сказали, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

 Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

-С богатырской темой мы с давних пор встречаемся в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи.  Итак, ребята, давайте познакомимся с отрывком из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

-Ой! Смотрите, нам преградил путь придорожный камень. Давайте прочитаем, что на нём написано (слайд 5)

 

  1. Картина В. М. Васнецова «Богатыри»

  2. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник

-Выходит, что мы с вами сначала должны отправиться в картинную галерею (слайд 6)

3. Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

- В Москве, в Третьяковской галерее находится знаменитая картина «Богатыри», которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он родился 168 лет назад и за всю жизнь создал много картин на сюжеты русских народных сказок и былин.

Картина «Богатыри» - самая знаменитая картина Васнецова (слайд 7) .

Художник начал делать первые наброски будущего шедевра, когда ему было всего 23 года, через 5 лет он напишет второй   набросок. В это время художник находился во Франции и очень тосковал по родине.  Но начать работу над картиной Виктор Васнецов смог ещё через 5 лет, в 33 года и эта работа продолжалась целых 17 лет – до 1898 года (слайд 8).

Рассматривание картины «богатыри» (слайд 7)

-Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ.

-Кто, по –вашему, самый старший? (Илья Муромец)

-Как он выглядит? (очень сильный, уверенный в себе)

-Как его изобразил художник? (верхом на коне)

-Какой конь у Ильи Муромца? (вороной, такой же сильный и спокойный)

-Что держит в руке? (тяжёлую палицу)

-Кто изображён справа? (Добрыня Никитич)

-Какое оружие у Добрыни Никитича? (меч и щит)

-Как выглядит щит? (горит и переливается драгоценными камнями)

-Какой конь у Добрыни? (в нарядной сбруе)

-Кто ещё изображен на картине? (Алёша Попович)

-Как он выглядит? (молодой богатырь)

-как он вооружён? (луком и стрелами)

-Скажите, а любой человек может стрелять из лука? (нет)

-Каким нужно быть, чтобы стрелять из лука? (ловким, смелым)

-Где художник изобразил богатырей? (в степи)

-Как вы думаете, как художник относится к своим богатырям? (с уважением)

-Ребята, давайте обобщим всё, что мы сейчас сказали: (можно заранее подготовить 2 –х учеников)

-В степи, среди бескрайних просторов остановились три всадника, три могучих богатыря. В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С лёгкостью он держит в руке тяжёлую палицу. И конь под стать богатырю, такой же сильный и спокойный. Слой стороны изображён Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Блестит серебром его кольчуга, щит горит и переливается драгоценными камнями. И конь Добрыни в нарядной сбруе. Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы его оружие. Видно, не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой. Смотришь на картину и веришь, что художник очень уважает своих богатырей, защитников русской земли.

4Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

 Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся) 

 У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

 Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

 Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

 Поглядим из-под ладони

 Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

Поработали, ребятки,  

А теперь все на зарядку.  

Дружно встали: раз, два, три, 

Мы теперь богатыри! (встают)

Поработали, ребятки,  

А теперь все на зарядку.  

Дружно встали: раз, два, три, 

Мы теперь богатыри! (встают) 

   

5. Чтение былины «Илья Муромец и соловей-разбойник»

5.1. Актуализация знаний

- Прежде, чем мы начнём чтение отрывка из былины, давайте вспомним, что мы знаем про Илью Муромца.  Из какого города был Илья? (Из Мурома)

-Что нам ещё известно об этом богатыре?  (Илья не мог ходить и 30 лет сиднем сидел на печке) (слайд 9)

- Как произошло чудесное исцеление Ильи? (однажды в дом зашли калики перехожие, которым и Илья сначала не мог даже водички налить. Но те дали ему чарочку питьица медвяного, от которого богатырское сердце разгорелось, белое тело распотелось, и почувствовал Илья в себе силушку великую) (слайд 10)

-Что сказали калики перехожие Илье на прощание? (чтобы был он великим богатырём, седлал коня, брал у матушки с батюшкой благословение и ехал в чисто поле, защищать родную землю)

-Давайте посмотрим этот эпизод в мультфильме (показ отрывка из мультфильма «Исцеление Ильи Муромца), 198.. г

5.2. Первичное чтение отрывка из былины. Читает учитель

-О чём рассказывается в этом отрывке?

-Все ли слова вам были понятны? (нет)

Словарная работа: благословение, ратный подвиг, радельник, перед ворогом, чаянные и нечаянные, напутствует, не гордынься, назад шагу не дай. (слайд 12)

5.3. Беседа по прочитанному+ выборочное чтение

-Прочитайте, с чего начинается просьба Ильи Муромца? (слайд 13)

-На что просит богатырь благословение у родителей?

-Прочитайте наказ отца своему сыну.

-Что значит «А на злые дела, на недобрые моего тебе благословения нет!»

-на какие дела благословил отец Илью Муромца?

-Что означают слова «Перед князем барином не гнись, не вались»?

-Как вы думаете, как Илья относится к своим родителям? (с уважением)

-Из каких слов это видно? Прочитайте

-Как следует читать былину? (напевно, не торопясь)

5.3. Повторное чтение

а) чтение «за диктором»

б) «чтение-спринт»

в) чтение всего отрывка учащимися

6. Итог урока. Рефлексия.

-Побеждали богатыри во всех боях и в боях им смерть не писана. Там, где можно. Стараются они избежать кровопролития, не бьют врагов своих, а разбивают в щепки дуб на глазах их палицей своей богатырской. И враги, в страхе разбегются…

-Ребята, вам понравился урок?

-Что вам больше всего понравилось.

-Оценки за урок…

Закончите предложение

1.Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» вызвала у меня чувство….

2.Илья Муромец – это человек…

-Всем спасибо. Урок окончен.





Внеклассное мероприятие «Формула профессии»

Профориентационная игра для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Цель: расширять и систематизировать знания детей о профессиях.

  Профориентационная работа важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной. Это объясняется рядом причин:

— низким уровнем знаний детей о мире профессий вследствие недоразвития интеллекта;

— неумением соотносить свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии, из-за некритичности мышления, высокой самооценки, бедности кругозора;

— привычкой ученика такого класса быть в пассивной позиции, поскольку его цели и поступки определяют взрослые;

— узким выбором предлагаемых профессий вследствие особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

— безработицей взрослых членов семьи;

— отсутствием специальных программ по данной проблеме.

В будущем эти причины могут породить у выпускников коррекционных классов социальную депривацию, поэтому необходимо расширять, обогащать и систематизировать работу в данном направлении.

Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.

Продолжительность игры — 40–45 минут.

Игра состоит из трех частей, назначение которых:

I — вход в тему;

II — групповая дискуссия по теме с определением вывода;

III — создание интереса к последующим встречам.

Профориентационные игры предназначены для учащихся 8–9-х классов, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида.

Игра «Угадай профессию»

Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение.

I. Вводная часть

1. Сообщение целей занятий

— Ребята, школьный выпуск не за горами. Многие из вас уже задумывались о выборе профессии. Кто-то из родителей и учителей поддерживает ваш выбор, а кто-то нет. Наши встречи помогут вам определиться с выбором профессии, которая будет соответствовать вашему здоровью, уму, характеру.

2. Разогрев. Развитие навыков самоанализа

Игра «Я — животное»

— Первая игра называется «Я — животное». Вы называете животное, на которое вы похожи, и объясняете свой выбор. Например: я похожа на медвежонка-ленивца, потому что я ленивая, люблю спать и наблюдать за всеми.

3. Рефлексия игры

— Тебе трудно было подобрать себе животное? Почему?

— Кому из одноклассников ты дал бы другое название и почему?

— Кто тебя удивил своим ответом? Почему?

— Чей ответ тебя показался наиболее точным? (Чье животное наиболее точно подходит своему хозяину?)

4. Подготовка к теме

— Ребята, каждый предмет вызывает у нас какие-то сравнения, образы. Если я скажу «елка», то что вам вспоминается?

— Какие картины встают перед вами, когда я скажу слово «лето»?

Детям предлагаются слова: свисток, желтый лист, ножницы, воздушный шар, краски...

II. Основная часть

1. Уточнить знания детей о профессиях и их отношении к некоторым из них

Игра «Угадай профессию»

— Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры.

Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию.

Потом они вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее.

Возьмем, например, профессию врача.

Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах имеет профессия? (Лекарств.) Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно получить данную профессию? (В институте).

Столяр - белый (желтоватый) -     из дерева, лака - верстак - училище

Портной – разноцветный - горячего утюга, ткани - стол- училище

Маляр- разноцветный - красок, лака -стремянка - училище

2. Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Развивать воображение

— Почему существует много профессий?

— Представьте, как изменится жизнь, если исчезнет профессия учителя (строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара).

Вывод: все профессии важны и нужны.

III. Заключительная часть

— Ребята, с развитием науки и техники одни профессии исчезают за ненужностью, а другие появляются.

  1. Игра «Угадай слово» «ПРОНТЙО»

Здесь спрятана профессия. Отгадайте ее. (Портной)

2. Рефлексия занятия

— Наша встреча заканчивается, и мне интересно узнать:

• Что нового ты узнал о профессиях?

• Какое задание тебе понравилось и почему?

• Какое задание тебе не понравилось и почему?

• Какие игры, связанные с профессией, ты знаешь?

— Спасибо за занятие.