Внеклассное мероприятие по русскому языку.
6 класс.
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Класс делится на 2 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
1.Конкурс.
Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.
(стон, стол, пистон, сток, стой, стоп, касторка, застолье, столик, столовая, стог, исток, листок, стойка, стопка, столяр, история, застой, устой, столешница; трико, тризна, триммер, трибунал, трибуна, тринога, триллер, Тристан, матрица, триумф.
2.Конкурс.
Вопросы и задания для 1 команды.
1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).
2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухгалтеры).
3. Как правильно: кулинАрия или кулинарИя? ( Оба варианта являются правильными).
4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).
6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).
3.Конкурс.
Вопросы и задания для 2 команды.
1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)
2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).
4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).
5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).
6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).
10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).
Сдаем карточки жюри для проверки.
4.Конкурс.
Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением, а я расскажу о происхождении фразеологизма.
У чёрта на куличках.
(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)
Ахиллесова пята.
(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)
Не мытьём, так катаньем
( Достижение цели любым способом. В старину деревенские женщины после стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.)
Зарубить на носу
( Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.)
Водить за нос
(Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.)
5.Конкурс.
В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту.
1. Лес, лесничий, лестница.
Смешной, смешать, смешить.
Лев, левый, налево.
Водитель, водичка, водяной.
Честность, чесночный, чеснок.
(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)
2. Дивный, удивлённый, диванный.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
(Диванный, рисовая, вода, запах, измор)
Подведение итогов игры награждение команд.