СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие по разделам русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие по разделам русского языка»»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (8 КЛАСС) «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАЗДЕЛАМ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Цели деятельности учителей

Формировать представление учащихся о русском языке, как системе, компоненты (разделы) которой непосредственно связаны между собой и существуют в постоянном взаимодвижении. Раскрыть данное знание под средством введения учеников в условия командной игры, базирующейся на творческих, опережающих (повышенной сложности), углублённых исторически и лексически заданиях.

Тип урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку (урок-игра).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь комплексно применять полученные ранее знания, систематизируя и анализируя их в контексте нетрадиционного задания с традиционным правилом.

Метапредметные: способность свободно владеть терминологией, речью согласно грамматическим и синтаксическим нормам, применять методы логики и своевременно подключать собственную эрудицию для решения поставленных задач, творчески подходить к вопросу, используя опыт, потенциал.

Личностные: формирование способности работать в команде (уметь контактировать, идти на компромисс, прислушиваться к мнению другого, уважать чужое мнение), справедливо оценивать собственную деятельность и работу одноклассника (соперника), адекватно подходить к заданиям соревновательного характера (уважать соперника, принимать собственные неудачи), установки на самореализацию в контексте урока и условиях развития общества.

Методы и формы обучения

Интерактивный метод обучения; эвристический метод; фронтально-групповая форма организации и взаимодействия.

Образовательные (цифровые) ресурсы

  1. Ефимович Я. А. Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС» // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 945-948.

  2. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку. РП. русский, 5-9, Просвещение.

  3. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организации / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.

  4. Равкин З. И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: — Киров — Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. — 47с.

  5. https://pedsovet.su

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Карточки с заданиями.

Основные понятия и термины

Русский язык, разделы, фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, орфоэпия, группа, эрудиция, словарный состав, наука, кругозор.

Организационная структура (сценарий) урока



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

Время, затраченное на работу

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Организация класса.

Мотивационное приветствие с вопросом на эрудицию, как ориентир на успешную работу; инструктаж, как вступительное слово и нацеливание на игру; творческое задание на изобретение названия команды.

Предварительно организовано пространство в классе (расставлены столы для трёх команд).

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня внеклассное мероприятие проведу у Вас я, меня зовут Александра Вячеславовна.

- Наше мероприятие приурочено к необычному, торжественному дню. Кто из Вас знает, какой недавно был праздник, посвященный языку? (21 февраля – Международный день родного языка)

- Сегодня Вы примите участие в игре «Путешествие по разделам русского языка», окунётесь во всю глубину и полноту родного языка. Вам будут предложены обязательные задания из пяти разделов языкознания. К тому же, предоставится одно дополнительное, по трём сферам: орфография, пунктуация, орфоэпия. Задания будут как письменные, так и устные, каждое из которых оценивается баллами.

Ученики заранее разделены на три команды.

- На этом уроке мы вспомним все разделы русского языка. Кто сможет прямо сейчас перечислить их?

- Перед тем как приступить к первому разделу и первому заданию, предлагаю Вам придумать названия команд, которые будут непосредственно связаны с русским языком.

Один человек из команды пишет название на доске.

Осмысленное вступление в учебный процесс; определение собственных активов для работы; распределение по командам.

Фронтальная, групповая.

Личностные: самоопределение установок и стимулов на урок.

Регулятивные: целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; владение монологической и диалогической формами речи; уважение мнения одноклассника.

Настрой на успешную игру.

4 мин.


2.Основная часть (командная игра – основной этап).

Задание-повторение, как проверка знаний в игровом варианте, с нетрадиционной записью ответа.

- Приступаем к первому разделу языка – «Фонетика».

- Что изучает данный раздел? Что такое транскрипция?

Ответы учеников.

- Вам предлагаются карточки с заданиями, на которых дан текст. Ваша задача затранскрибировать текст, посчитать количество звуков в каждом слове и составить код. Именно этот код и будет Вашим ответом. На работу даётся 2 минуты.

Карточка:

Затранскрибировать текст. Посчитать количество звуков в каждом слове. Составить из количества звуков код (многозначное число). Предлоги и союзы считаются за отдельные слова.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..» (И.С. Тургенев)

Ответ: 2382388165624381517791964

Оценивается в 1 балл.

Подведение итогов этапа.

Выполнение задания на карточке.

Фронтальная, групповая.

Личностные: личностное самоопределение в рамках творчески-исследовательсткого задания.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; нициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; уважение мнения одноклассника.

Логические: установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство.


Ответы групп.

5 мин.

2.Основная часть (командная игра – основной этап).

Внедрение в задания лирического текста, как расширение читательского кругозора и нацеленность на внеурочное знание (неологизм); задание повышенной сложности на логику и оценку эрудиции учащихся.

- Переходим ко второму разделу – «Морфемике».

Что изучает это раздел языкознания?

- Выяснили, что морфемика изучает состав слов и способы их образования. На этом и будет основано Ваше следующее задание.

- На карточках даны два задания. Первое базовое, второе повышенной сложности. В первом следует найти в отрывке из стихотворения Игоря Северянина неологизм (спросить, что такое неологизм) и определить способ его образования. Оценивается это задание в 2 балла.

Во втором задании нужно определить слово или слова, от которого произошло слово «самбо». Оценивается это задание в 5 баллов.

Вы можете выполнить как одно задание, так и оба. На работу даётся 3 минуты.

Карточка 1:

  1. Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Определите способ образования и слово, от которого оно образовано.


Одиночила в комнате девушка.

Взволновали ее звуки флейты…

Ответ: одинок(ий) → одиноч-и(ть) - суффиксальный способ (грустный – грустить).

  1. Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). 

Карточка 2:

  1. Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Определите способ образования и слово, от которого оно образовано.

Я еду в серебряноспицной коляске…

Ответ: серебрян(ая) спиц(а)  серебрян-о-спиц-н(ый)  - сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).

  1. Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). 

Карточка 3:

  1. Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Определите способ образования и слово, от которого оно образовано.


Все звезды мира  и все планеты

Жемчужу гордо в свои сонеты…

Ответ: жемчуг   жемчуж-и(ть) - суффиксальный (серебро – серебрить).

  1. Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). 

Оценивается в 7 баллов.

Подведение итогов этапа.

Выполнение задания на карточке.

Фронтальная, групповая.

Ответы групп.

7 мин.

2.Основная часть (командная игра – основной этап).

Устное, творческое задание, как элемент развития речи учащихся; нацеленность на самостоятельное выявление словарного запаса.

- Как Вы думаете, какой раздел мы будем вспоминать следующим? (Лексикология)

- Что изучает данный раздел?

- Перед Вами устный этап игры. От каждой команды выходит один человек. Ему выдаётся карточка с пятью словами. Задача игрока: объяснить своей команде как можно больше слов, используя синонимы, антонимы, ассоциации. Исключение: нельзя использовать однокоренные слова. На объяснение 5 слов даётся 30 секунд. Если затрудняетесь с объяснением одного слова, переходите ко второму и так далее.

Карточка выдаётся, когда ученик выходит к доске и готов приступить к заданию.

Карточка 1:

ИЗБА

ГАРДЕРОБ

СКУЛЬПТОР

СТАДИОН

ТЕЛЕВЕДУЩИЙ

Карточка 2:

ОСТРОВ

СЛОВАРЬ

ЮРТА

ПЛОТ

ПЕГАС

Карточка 3:

МАТРАС

НАКЛЕЙКА

ГАДАНИЕ

СВЕТОФОР

БЕССОННИЦА

5 баллов за 5 отгаданных слов.

Подведение итогов этапа.

Выполнение задания на карточке.

Фронтальная, групповая.

Ответы групп.

4 мин.

2.Основная часть (командная игра – основной этап).

Развитие языкового чутья школьников под средством привлечения примеров из науки (искусственного предложения); метод обращения к знанию в контексте нетрадиционной задачи.

- Переходим к следующему разделу – «Морфология». На карточке дана фраза, искусственно созданная языковедом, Львом Владимировичем Щербой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Ваша задача: определить, какими частями речи выражено каждое из слов. На работу даётся 2 минуты.

Карточка:

Определите часть речи каждого слова. Объясните свой выбор.

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».

Ответ: прил., сущ., нареч., глаг., сущ., союз, глаг., сущ.

8 баллов.

Подведение итогов этапа.

Выполнение задания на карточке.

Фронтальная, групповая.

Ответы групп.

3 мин.

2.Основная часть (командная игра – основной этап).

Упражнение повышенной сложности; развитие построения причинно-следственных отношений на основе известного; заключительный компонент этапа – историческая справка, как мотивация к углублённому изучению языка.

- Предположите, какой раздел будет следующим? (Синтаксис)

- Что изучает синтаксис?

- Итак, заключительное задание в обязательном туре. Перед вами шесть знаков препинания:,  :  !  ()  -  . Расположите их в такой последовательности, в которой они появлялись в русском языке. На работу даётся 2 минуты.

Карточка:

. , : ! () -

Ответ: . , () : ! -

Историческая справка:

Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако постановка данного знака изменилась. Раньше точка ставилась не внизу, а в середине строки. Слово произошло от «приткнуть к чему-л.». Не случайно именно это слово и вошло в название других знаков (точка с запятой, многоточие и др.). До 18 века вопросительный знак назывался вопросительной точкой, а восклицательный – точка удивления.

В 15 веке в результате субстантивации появляется слово «запятая», от «зацепиться», «задеть». В. И. Даль связывает это слово с глаголами запинать – „останавливать“, „задерживать“.

Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. 

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления).

К более поздним знакам относятся тире [–]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [–] возник под названием „молчанка“.

Оценивается 6 баллами.

Подводим итоги этапа.

Выполнение задания на карточке.

Фронтальная, групповая.

Ответы групп.

5 мин.

2.Основная часть (командная игра – дополнительный этап).

Упражнения дополнительного этапа – расширение кругозора учащихся под средством проблемного задания и самостоятельного его разрешения, путём привлечения ранее полученных знаний, умений, навыков.

- Мы вспомнили 5 разделов русского языка. Выполнили 5 обязательных заданий. Переходим к дополнительному этапу. Следующие задания будут оцениваться в 8 баллов.

На работу даётся 3 минуты.

Дано 3 категории (орфография, пунктуация, орфоэпия), команда выбирает одну.

Орфоэпия. На карточке даны слова, группа расставляет ударения. Один из участников выступает.

Карточка: сливовый, включит, обеспечение, газопровод, каталог, средства, закупорить, торты.

Орфография. Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Свой ответ обосновать.
а) сервиз – сервис;
б) компания – кампания;
в) равный – ровный;
г) везти – вести;

Каждая пара оценивается 2 баллами.

Пунктуация. Попробуйте угадать, какие современные знаки препинания соответствуют устаревшим названиям.

«Молчанка», «удивительный знак», «единительный знак», «полуточие», «вместительный знак», «вносный знак», «статейный знак», «две точки».

Ответ: тире, воскл. знак, дефис, точка с запятой, скобки, кавычки, параграф, двоеточие.

Подводим итоги этапа.

Выполнение задания на карточке.

Фронтальная, групповая.

Ответы групп.

8 мин.

3.Рефлексия.

Ориентация на окончание развивающей игры (подсчёт баллов, выявление победителя – завершающий компонент)

Подведение итогов игры «Путешествие по разделам русского языка».

Подсчёт баллов. Выявление победителей.

- Спасибо всем за интересную игру!

Осознанное окончание развивающей игры; принятие итогов мероприятия; благодарность учителю и классу за интересную и справедливую игру.

Фронтальная.

Личностное: соблюдение норм этики при оглашении результатов; самоопределение учебной деятельности и мотивов (необходимость в расширении кругозора и развитии эрудиции).

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; уважение мнения одноклассника.


Результат всей игры (количество баллов); реакция групп на победу и поражения.

4 мин.