Цели деятельности учителей | Формировать представление учащихся о русском языке, как системе, компоненты (разделы) которой непосредственно связаны между собой и существуют в постоянном взаимодвижении. Раскрыть данное знание под средством введения учеников в условия командной игры, базирующейся на творческих, опережающих (повышенной сложности), углублённых исторически и лексически заданиях. |
Тип урока | Внеклассное мероприятие по русскому языку (урок-игра). |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь комплексно применять полученные ранее знания, систематизируя и анализируя их в контексте нетрадиционного задания с традиционным правилом. Метапредметные: способность свободно владеть терминологией, речью согласно грамматическим и синтаксическим нормам, применять методы логики и своевременно подключать собственную эрудицию для решения поставленных задач, творчески подходить к вопросу, используя опыт, потенциал. Личностные: формирование способности работать в команде (уметь контактировать, идти на компромисс, прислушиваться к мнению другого, уважать чужое мнение), справедливо оценивать собственную деятельность и работу одноклассника (соперника), адекватно подходить к заданиям соревновательного характера (уважать соперника, принимать собственные неудачи), установки на самореализацию в контексте урока и условиях развития общества. |
Методы и формы обучения | Интерактивный метод обучения; эвристический метод; фронтально-групповая форма организации и взаимодействия. |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Ефимович Я. А. Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС» // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 945-948. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку. РП. русский, 5-9, Просвещение. Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организации / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с. Равкин З. И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: — Киров — Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. — 47с. https://pedsovet.su |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Карточки с заданиями. |
Основные понятия и термины | Русский язык, разделы, фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, орфоэпия, группа, эрудиция, словарный состав, наука, кругозор. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности | Время, затраченное на работу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Организация класса. | Мотивационное приветствие с вопросом на эрудицию, как ориентир на успешную работу; инструктаж, как вступительное слово и нацеливание на игру; творческое задание на изобретение названия команды. | Предварительно организовано пространство в классе (расставлены столы для трёх команд). -Здравствуйте, садитесь. Сегодня внеклассное мероприятие проведу у Вас я, меня зовут Александра Вячеславовна. - Наше мероприятие приурочено к необычному, торжественному дню. Кто из Вас знает, какой недавно был праздник, посвященный языку? (21 февраля – Международный день родного языка) - Сегодня Вы примите участие в игре «Путешествие по разделам русского языка», окунётесь во всю глубину и полноту родного языка. Вам будут предложены обязательные задания из пяти разделов языкознания. К тому же, предоставится одно дополнительное, по трём сферам: орфография, пунктуация, орфоэпия. Задания будут как письменные, так и устные, каждое из которых оценивается баллами. Ученики заранее разделены на три команды. - На этом уроке мы вспомним все разделы русского языка. Кто сможет прямо сейчас перечислить их? - Перед тем как приступить к первому разделу и первому заданию, предлагаю Вам придумать названия команд, которые будут непосредственно связаны с русским языком. Один человек из команды пишет название на доске. | Осмысленное вступление в учебный процесс; определение собственных активов для работы; распределение по командам. | Фронтальная, групповая. | Личностные: самоопределение установок и стимулов на урок. Регулятивные: целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; владение монологической и диалогической формами речи; уважение мнения одноклассника. | Настрой на успешную игру. | 4 мин. |
2.Основная часть (командная игра – основной этап). | Задание-повторение, как проверка знаний в игровом варианте, с нетрадиционной записью ответа. | - Приступаем к первому разделу языка – «Фонетика». - Что изучает данный раздел? Что такое транскрипция? Ответы учеников. - Вам предлагаются карточки с заданиями, на которых дан текст. Ваша задача затранскрибировать текст, посчитать количество звуков в каждом слове и составить код. Именно этот код и будет Вашим ответом. На работу даётся 2 минуты. Карточка: Затранскрибировать текст. Посчитать количество звуков в каждом слове. Составить из количества звуков код (многозначное число). Предлоги и союзы считаются за отдельные слова. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..» (И.С. Тургенев) Ответ: 2382388165624381517791964 Оценивается в 1 балл. Подведение итогов этапа. | Выполнение задания на карточке. | Фронтальная, групповая. | Личностные: личностное самоопределение в рамках творчески-исследовательсткого задания. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; нициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; уважение мнения одноклассника. Логические: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. | Ответы групп. | 5 мин. |
2.Основная часть (командная игра – основной этап). | Внедрение в задания лирического текста, как расширение читательского кругозора и нацеленность на внеурочное знание (неологизм); задание повышенной сложности на логику и оценку эрудиции учащихся. | - Переходим ко второму разделу – «Морфемике». Что изучает это раздел языкознания? - Выяснили, что морфемика изучает состав слов и способы их образования. На этом и будет основано Ваше следующее задание. - На карточках даны два задания. Первое базовое, второе повышенной сложности. В первом следует найти в отрывке из стихотворения Игоря Северянина неологизм (спросить, что такое неологизм) и определить способ его образования. Оценивается это задание в 2 балла. Во втором задании нужно определить слово или слова, от которого произошло слово «самбо». Оценивается это задание в 5 баллов. Вы можете выполнить как одно задание, так и оба. На работу даётся 3 минуты. Карточка 1: Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Определите способ образования и слово, от которого оно образовано. Одиночила в комнате девушка. Взволновали ее звуки флейты… Ответ: одинок(ий) → одиноч-и(ть) - суффиксальный способ (грустный – грустить). Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано? Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). Карточка 2: Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Определите способ образования и слово, от которого оно образовано. Я еду в серебряноспицной коляске… Ответ: серебрян(ая) спиц(а) → серебрян-о-спиц-н(ый) - сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный). Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано? Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). Карточка 3: Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина? Определите способ образования и слово, от которого оно образовано. Все звезды мира и все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты… Ответ: жемчуг → жемчуж-и(ть) - суффиксальный (серебро – серебрить). Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано? Ответ: слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о). Оценивается в 7 баллов. Подведение итогов этапа. | Выполнение задания на карточке. | Фронтальная, групповая. | Ответы групп. | 7 мин. |
2.Основная часть (командная игра – основной этап). | Устное, творческое задание, как элемент развития речи учащихся; нацеленность на самостоятельное выявление словарного запаса. | - Как Вы думаете, какой раздел мы будем вспоминать следующим? (Лексикология) - Что изучает данный раздел? - Перед Вами устный этап игры. От каждой команды выходит один человек. Ему выдаётся карточка с пятью словами. Задача игрока: объяснить своей команде как можно больше слов, используя синонимы, антонимы, ассоциации. Исключение: нельзя использовать однокоренные слова. На объяснение 5 слов даётся 30 секунд. Если затрудняетесь с объяснением одного слова, переходите ко второму и так далее. Карточка выдаётся, когда ученик выходит к доске и готов приступить к заданию. Карточка 1: ИЗБА ГАРДЕРОБ СКУЛЬПТОР СТАДИОН ТЕЛЕВЕДУЩИЙ Карточка 2: ОСТРОВ СЛОВАРЬ ЮРТА ПЛОТ ПЕГАС Карточка 3: МАТРАС НАКЛЕЙКА ГАДАНИЕ СВЕТОФОР БЕССОННИЦА 5 баллов за 5 отгаданных слов. Подведение итогов этапа. | Выполнение задания на карточке. | Фронтальная, групповая. | Ответы групп. | 4 мин. |
2.Основная часть (командная игра – основной этап). | Развитие языкового чутья школьников под средством привлечения примеров из науки (искусственного предложения); метод обращения к знанию в контексте нетрадиционной задачи. | - Переходим к следующему разделу – «Морфология». На карточке дана фраза, искусственно созданная языковедом, Львом Владимировичем Щербой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Ваша задача: определить, какими частями речи выражено каждое из слов. На работу даётся 2 минуты. Карточка: Определите часть речи каждого слова. Объясните свой выбор. «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Ответ: прил., сущ., нареч., глаг., сущ., союз, глаг., сущ. 8 баллов. Подведение итогов этапа. | Выполнение задания на карточке. | Фронтальная, групповая. | Ответы групп. | 3 мин. |
2.Основная часть (командная игра – основной этап). | Упражнение повышенной сложности; развитие построения причинно-следственных отношений на основе известного; заключительный компонент этапа – историческая справка, как мотивация к углублённому изучению языка. | - Предположите, какой раздел будет следующим? (Синтаксис) - Что изучает синтаксис? - Итак, заключительное задание в обязательном туре. Перед вами шесть знаков препинания:, : ! () - . Расположите их в такой последовательности, в которой они появлялись в русском языке. На работу даётся 2 минуты. Карточка: . , : ! () - Ответ: . , () : ! - Историческая справка: Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако постановка данного знака изменилась. Раньше точка ставилась не внизу, а в середине строки. Слово произошло от «приткнуть к чему-л.». Не случайно именно это слово и вошло в название других знаков (точка с запятой, многоточие и др.). До 18 века вопросительный знак назывался вопросительной точкой, а восклицательный – точка удивления. В 15 веке в результате субстантивации появляется слово «запятая», от «зацепиться», «задеть». В. И. Даль связывает это слово с глаголами запинать – „останавливать“, „задерживать“. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“. Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления). К более поздним знакам относятся тире [–]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [–] возник под названием „молчанка“. Оценивается 6 баллами. Подводим итоги этапа. | Выполнение задания на карточке. | Фронтальная, групповая. | Ответы групп. | 5 мин. |
2.Основная часть (командная игра – дополнительный этап). | Упражнения дополнительного этапа – расширение кругозора учащихся под средством проблемного задания и самостоятельного его разрешения, путём привлечения ранее полученных знаний, умений, навыков. | - Мы вспомнили 5 разделов русского языка. Выполнили 5 обязательных заданий. Переходим к дополнительному этапу. Следующие задания будут оцениваться в 8 баллов. На работу даётся 3 минуты. Дано 3 категории (орфография, пунктуация, орфоэпия), команда выбирает одну. Орфоэпия. На карточке даны слова, группа расставляет ударения. Один из участников выступает. Карточка: сливовый, включит, обеспечение, газопровод, каталог, средства, закупорить, торты. Орфография. Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Свой ответ обосновать. а) сервиз – сервис; б) компания – кампания; в) равный – ровный; г) везти – вести; Каждая пара оценивается 2 баллами. Пунктуация. Попробуйте угадать, какие современные знаки препинания соответствуют устаревшим названиям. «Молчанка», «удивительный знак», «единительный знак», «полуточие», «вместительный знак», «вносный знак», «статейный знак», «две точки». Ответ: тире, воскл. знак, дефис, точка с запятой, скобки, кавычки, параграф, двоеточие. Подводим итоги этапа. | Выполнение задания на карточке. | Фронтальная, групповая. | Ответы групп. | 8 мин. |
3.Рефлексия. | Ориентация на окончание развивающей игры (подсчёт баллов, выявление победителя – завершающий компонент) | Подведение итогов игры «Путешествие по разделам русского языка». Подсчёт баллов. Выявление победителей. - Спасибо всем за интересную игру! | Осознанное окончание развивающей игры; принятие итогов мероприятия; благодарность учителю и классу за интересную и справедливую игру. | Фронтальная. | Личностное: соблюдение норм этики при оглашении результатов; самоопределение учебной деятельности и мотивов (необходимость в расширении кругозора и развитии эрудиции). Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; уважение мнения одноклассника. | Результат всей игры (количество баллов); реакция групп на победу и поражения. | 4 мин. |