СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Турнир знатоков русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра знатоков русского языка о составе слова.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку «Турнир знатоков русского языка»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская СОШ













Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Турнир знатоков русского языка»





Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Гугучкина Е.А.

























Моршанский район 2019 г.




Турнир знатоков русского языка

Цели :

  1. Развивать умение разбирать слова по составу.

  2. Уточнить знания о суффиксах и приставках.

  3. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

  4. Развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Оборудование:

  • экран, компьютер, музыкальный центр, фонограмма с классической музыкой;

  • презентация урока;

  • таблицы с приставками и суффиксами, орфографические словари, «Школьный словообразовательный словарь русского языка»» Тихонов А.Н.

  • тесты по теме, шарады, кроссворд, индивидуальные карточки;

  • гимнастика для глаз.

Форма проведения : деловая игра «Турнир знатоков русского языка».

Учитель: Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, искрящиеся глаза и думаю, что сегодняшняя игра принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Сегодня нам предстоит хорошенько потрудиться: вспомнить все, что мы знаем о частях слова, их значении, будем учиться правильно писать и употреблять приставки и суффиксы. Как иначе называются части слова? Морфемы. А разбор по составу? Морфемный разбор.

Ученик-скептик: Я считаю, что в русском языке нет необходимости в таком огромном количестве разнообразных приставок и суффиксов. Тем более, что из-за них страдает грамотность учащихся. Например, в слове сделать произносим звук [з], а по правилам орфографии надо писать приставку с-. Зачем запутывать учеников? Разве нельзя сказать просто – надо делать, будем делать?

Учитель: Ребята, у скептика свое мнение. А кто же это такой – скептик? Найдем значение этого слова в толковом словаре. Ребята, вы согласны с мнением скептика? Чтобы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны, что благодаря им наша речь становится ярче и богаче, мы с вами разделимся на команды:

1 команда (1 ряд) – «Приставка»
2 команда (2 ряд) – «Суффикс»
3 команда (3 ряд) – «Окончание»

Но прежде, чем начнется наша игра, давайте пополним наш словарный запас.

Словарная работа: 8 слов (см. Презентацию).

Начинаем игру «Турнир знатоков русского языка».

1 гейм – «Подберите однокоренные слова».

Учитель: Напомните, ребята, что такое корень? Из одного корня вырастают целые заросли слов. От корня да: дал, отдал, отдаю, можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. Как образуются слова, вы сможете узнать по «Школьному словообразовательному словарю русского языка» Тихонова А.Н.

- А сколько слов вы сможете образовать за 1 минуту?

За каждое слово команда получит балл. У какой команды их наберется больше, та команда и станет победителем игры.

1 команда с корнем – бег-
2 команда с корнем – лес -
3 команда с корнем – прыг-

- При помощи каких частей слова вы образовали однокоренные слова?

2 гейм – «Защита названия команды».

Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он озвучен и смягчен;
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос.)

Каждая команда рассказывает про свою часть слова по вопросам:

  1. Что это такое?

  2. Для чего служит?

  3. Где пишется?

В это время для сильных учеников из каждой команды раздаются карточки с индивидуальным заданием.

«Берегите зрение» – гимнастика для глаз.

3 гейм – «Кто больше?»

А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто много знает,
Тот награды получает.

Задание заключается в том, чтобы написать как можно больше слов за 2 минуты.

1 к. С помощью приставок и корня –ход -, добавляя где нужно суффиксы, образуйте однокоренные слова.
2 к. Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.
3 к. Составьте слова из морфем.

Учитель: Вот, скептик, посмотри, сколько новых и интересных слов получилось при помощи приставок и суффиксов.

Ученик-скептик: У меня есть одно хитрое задание для ребят: найти, где спрятались приставки в словах и выделить их. Смотрите, не спутайте корень с приставкой! (см. Презентацию) Работу выполняем в паре.

4 гейм – «Разгадайте кроссворд, все слова которого начинаются на букву К».

  1. В нее кладут еду для зимующих птиц.

  2. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.

  3. Животное, живущее под землей.

  4. Морское путешествие.

  5. Горящая куча дров.

  6. Смешной артист цирка.

  7. И маленькая птичка, и вкусный тропический плод.

  8. Круглый огородный овощ.

  9. Детеныш козы.

Слов на свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.

Запишите по памяти все 9 слов и выделите корень.

Разберите по составу: 1 вариант – 1 слово, 2 вариант – последнее слово.

5 гейм – «Найдите слово по схеме»  .

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман...

(А.С.Пушкин)

6 гейм – «Найдите ошибку» (см. Презентацию).

7 гейм – «Это все мы проходили» 

8 гейм – «Поиграем».

Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

Он тигр – она тигрица, 
Он осел – она ослица,
Он козел – она _________.

- Какой суффикс в названиях животных?

9 гейм – «Напиши небольшое сочинение».

1 вариант. «Мое любимое животное».
2 вариант. «Моя любимая книжка».

Разберите по составу подчеркнутые слова.

IV. Подведение итогов.

Учитель: Вот, ребята, и подошла к концу наша игра. Понравилась вам игра? Скептик, смогли мы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны?

Вывод (скептик): Чем больше приставок и суффиксов мы будем знать, тем грамотней будем писать, тем богаче и ярче будет наш язык.

Шарада на десерт.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, 
Весь же – в дневнике я и в журнале.

Подсчет баллов.

1 место – «Молодцы!»
2 место – «Так держать!»
3 место – «Выше нос!»



























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

















Деловая игра

«Турнир знатаков русского языка»





















Подготовила учитель начальных классов :

Ходякова И.А.

ё

  1. О.В. Узорова «Самый полный сборник контрольных тестов».

  2. Т.В. Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» (2-4 классы).

  3. О.Д. Ушакова «Разбор слова по составу» (2-4 классы).

  4. Н.А. Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы».

  5. Т.М. Анохина Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.

  6. Библиотека «Первого сентября» – «Я иду на урок».































Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.





И. С. Тургенев



Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн

 

Знатоки



Русского

Язы

Первый зимний день.

Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.








Первый зимний день.

Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.