Внеклассное мероприятие по теме «Любовь - она бывает разной». 8 класс.
Урок-викторина по рассказам: А. П. Чехов «О любви», И. А. Бунин «Кавказ», А. И. Куприн «Куст сирени».
Цели мероприятия :
На основе трех рассказов показать разные виды любви.
Воспитание правильного отношения к любви как чистому, светлому чувству.
Развитие мышления, усовершенствование навыков чтения.
Оборудование урока: портреты писателей: А.Чехова, И. Бунина, А. Куприна.
Ход урока:
Этап мотивации.
Наше мероприятие хотелось бы начать со стихотворения ( читает учитель)
О. Высоцкой «Любовь - она бывает разной».
Любовь она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полётом.
Бывает цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть ещё любовь такая,
Что незаметно подойдёт
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведёт.
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей!
Слово учителя:
-Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о любви. Вы прочитали три произведения, где описаны разные виды этого великого чувства.
Подготовленный ученик зачитывает определение слова «любовь» из словаря С. Ожегова: - Елизавета.
«Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство».
Сегодня у нас непросто обычный урок, а урок-викторина. Для этого классу нужно разделится на три группы (по количеству рассказов). Группы придумывают названия: «Чеховские», «Бунинские », «Купринские». Но в первую очередь нам необходимо выбрать литературных консультантов (капитанов) своей команды, для этого я приведу вам цитаты из рассказов, и первым кто правильно ответит о каком рассказе идет речь, назначается капитаном команды ( выбирает ее участников и рассказ, по которому будут работать).
Она заставляла его ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном говорил он про свою старость, что чувствовал при этом сам муж.
( Вера Алмазова, А.Куприн «Куст сирени»)- Кирилл -капитан
2. Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. ( Кавказ.) – Елизавета-капитан
3. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные. ( О любви ) – Анастасия капитан
2) Этап актуализации.
Группы выполняют задания.
Мы определили, что эти три рассказа объединены темой любви, но любовь в них раскрывается писателями и проявляется в судьбах героев по-разному.
1 задание.
Какие определения к подзаголовкам своих рассказов вы бы дописали и почему ?
А.П.Чехов (О любви). Рассказ о…………………………………любви. (Аргументы)
И.А.Бунин (Кавказ). Рассказ о…………………………………любви. (Аргументы)
А.И.Куприн (Куст сирени). Рассказ о………………………………любви.(Аргументы)
У Чехова-рассказ о несостоявшейся, несбывшейся любви, потому что герои, полюбив друг друга, не смогли избавиться от груза бытовых проблем, сомнений. И «поезд уже ушёл». Герои пропустили своё счастье. Алёхин говорит: «…со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было всё, что мешало нам любить,….что в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного…»
У Бунина – рассказ о несчастной, трагической любви, об украденном счастье. Герои хотя любили друг друга пылко, страстно, по-настоящему и были счастливы друг с другом, но их счастье омрачалось необходимостью расставания, сознанием своей вины перед обманутым мужем, который догадывался об измене жены. Имея жестокий, самолюбивый характер, он говорил жене: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» И привёл свою угрозу в исполнение, покончив жизнь самоубийством. Недаром героиня часто плакала в течение рассказа.
У Куприна-рассказ о счастливой, жертвенной, самоотверженной любви. Героиня рассказа Верочка Алмазова придумывает способ исправить ошибку мужа, закладывает в ломбард все свои драгоценности, в том числе и кольцо с бриллиантом. На вырученные деньги супруги покупают куст сирени и просят садовника посадить его ночью именно на том месте, где на плане местности Николай Алмазов превратил нечаянно поставленное на чертеже пятно в кусты. Вера всегда поддерживала мужа в сложных ситуациях, помогала найти правильный выход, не давала ему падать духом. И потом они вместе торжествовали победу: «И они шли домой, как будто бы кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку…»
Время: 5 минуты.
Отчет групп. 2 балла, если правильно подобрали определение, привели аргументы.
2 задание.
Интеллектуальная разминка. Группы получают конверты с тремя вопросами по своему произведению.
«Треугольник»
-Назовите занятия Алехина.
-Что нравилось Алехину в семье Лугановичей?
-В чем проявилось благородство Алехина по отношению к Лугановичам?
«Кавказ»
-Опишите состояние влюбленных при отъезде из города.
-Чем привлекателен южный пейзаж?
-Почему муж покончил с собой?
« Сирень»
-Чем занимался муж Веры Алмазовой?
-В чем заключалась помощь Веры мужу?
-Кто из героев понравился больше и почему?
Группы отчитываются по очереди. Баллы за правильность, полноту ответа, грамотность речи. Макс.-3 балла за один вопрос.
3 задание.
Игра «Собери сердечки».
На «сердечках»- понятия, связанные с темой: жертва, обман, тайна, измена, мука, дружба, взаимопомощь, несчастье, катастрофа, драма, понимание, счастье, страдание, трагедия, тайна и т . д.
3) Этап рефлексии.
4 задание.
Составить «синквейн» по своему рассказу.
«Кавказ».
1.Любовь.
2.Тайная, тревожная.
3.Обманывает, разрушает, изменяет.
4.Измена не приносит счастья.
5.Любовь - драма.
3 балла.
4.Подведение итогов.
И пока мы подводим итоги, ребята прочитают для вас стихотворение Эдуарда Асадова «Слово о Любви»
Ученики читают стихотворение Э. Асадова «Слово о любви».
Слово о любви
-Любить - это прежде всего отдавать.
Любить - значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить - это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить - значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.
А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.
Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить - это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!
Любить - это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга - читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?
Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь - это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!
Любовь - не сплошной фейерверк страстей.
Любовь - это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
Любить - значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить - это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.
Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!
-Любовь - не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить - это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.
И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!
И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!
Заключительное слово учителя:
- Мы познакомились с несколькими видами любви, далеко не со всеми. Слегка прикоснулись к этой совсем не однозначной теме. Хочется пожелать вам, ребята, такой любви, чтобы ради вас зажигали на небе звезды, сажали кусты сирени, к вам приплывали корабли под алыми парусами. Но для этого необходимо и самим отдавать тепло своей души. Как писал Лев Николаевич Толстой, «Любовь – это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся.»