СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие " Символика России и малой Родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Символика России и малой Родины"»

Внеклассное мероприятие 1 класс «Мой край родной»

Автор: Капралова Валентина Петровна

Организация: МОУ Ишеевский МЛ

Населенный пункт: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка

Цели мероприятия:

образовательная: познакомить с официальными символами Ульяновской области гербом, флагом и гимном и историей их возникновения; раскрыть значение эмблем герба и цветов флага;

воспитательная: вызвать у учащихся чувство уважения к символике родного края; через знание и понимание официальных символов пробуждать чувство любви к родному Отечеству, повышать гражданскую позицию;

развивающая: развивать познавательный интерес к геральдике в общем и изучению символики Ульяновской области в частности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».

  2. Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.

  3. Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае. 

Понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование: флаг, герб, гимн Ульяновской области, компьютер, проектор, экран, презентация «Символика Симбирска».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

А сейчас, прежде чем начать занятие мы немного поиграем.

Игра на сплочение.

Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. (Затем можно сделать то же по отношению к соседу слева).

2.Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете РЕБУС: 18,16,5,10,15,1. Каждая цифра соответствует своей букве.

 

3.Работа по теме классного часа.

- Какое слово получилось? РОДИНА

- Прочитайте тему нашего занятия на доске.

- О чем будем говорить?

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей Родине – о Родине большой и малой.

- Как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

-Назовите столицу нашей страны? (Москва)

- Какие государственные символы нашей страны Вы знаете? (герб, флаг, гимн)

(картинки с изображением вывешиваются на доску)

Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашей родине - России, о государственных символах.

Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

- Как зовут Президента нашей страны? (Путин В.В.) (фото вывешивается на доску) 

Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Два ученика читают стихи:

  1. Славу России в веках умножая,

эта земля нам с рожденья дана:

воздух просторов Симбирского края

дышит историей Карамзина! 

  1. Дорог нам слог летописного слова,

Пластовский облик лесов и полей,

голос Языкова и Гончарова‚

в небе над Волгой – полёт журавлей. 

- Белая ромашка стала настоящим символом России: недаром ромашку изображают на матрешках, посуде или асфальте перед окнами любимой.

Сейчас мы с вами украсим белыми лепестками нашу ромашку. Берём лепесток, читаем и прикрепляем к кружкам, в центре которых написано слово РОДИНА

(дети берут лепестки, читают и приклеивают на доску) 

  1. Это цветы, что растут в нашем крае.

  2. Это река, что в горах наших скачет.

  3. Это заря, что горит, не сгорая...

  4. Это глаза моей мамы.

  5. Это закат над полями

  6. Это гор наших звонкое эхо.

  7. Это земля у порога

  8. Это дом, где я родился

  9. Это школа, где я учусь

  10. Это моя дружная семья

  11. Это улица, по которой я хожу

  12. Это родная природа

  13. Это любимые друзья 

- Так что же такое Родина?

Родиной мы её зовём потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов... 

- Давайте вспомним, как называется главная река нашей области. (Волга)

Правильно - это Волга. Она начинается с маленького ручейка и течёт с севера на юг.

- Волга - самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море.

- Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно среди лесов и степей. 

(на доске заранее нарисована река, на листочках в виде корабликов (5 шт.) написано ВОЛГА

дети придумывают эпитеты о реке, начинающиеся на эти буквы)

В – великая, всемогущая, величественная, выдающая, великолепная, воинственная

О – ослепительная, очаровательная, обаятельная, озорная

Л – любимая, ленивая (спокойная, размеренная), легендарная (известная), лучшая, лучезарная

Г – голубая, глубокая, гордая, грандиозная, гениальная

А – ангельская, авторитетная, аккуратная. 

Учитель – Волга – это главная река нашей малой Родины.

 Учитель:

–Любое государство имеет гимн, флаг и герб. Это – главные символы каждого государства. В России 85 субъектов, каждый из которых отличается от всех остальных географическим расположением, ресурсами, какими-то историческими нюансами, все это отражается в геральдической символике. Вы уже неоднократно видели и флаг, и герб Ульяновской области. Вы задумывались над тем, а что означает каждый символ, и почему именно такой символ изображен? Сегодня мы с вами познакомимся с геральдикой нашего края.

Но, сначала ответьте на вопрос, а что такое гимн, флаг, герб?

Предположительные ответы:

– Герб – это отличительный знак государства или города;

– Флаг – это знамя государства или города;

– Гимн – это торжественная песня или просто мелодия.


Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

- У Ульяновской области есть свой герб (несколько слов о гербе). Показ презентации, слайды символики разного периода нашего края сопровождают всё объяснение ведущих.

(вывешивается картинка с изображением герба).

Золотые львы держат щит. Один держит в лапе меч, а другой - сноп. У подножия - дубовые ветви. В их центре золотая шестерня и летящая серебряная чайка. Они перевиты лентой цветов флага области. На ленте девиз нашей области - «Ульяновская область - опора Души и Державы» Серебряная корона появилась в 18 – ом веке. Она указывает на то, что Ульяновская область - территориальный преемник Симбирской губернии. Шестерня и сноп в лапе льва символизируют основные отрасли экономики области - машиностроение и сельское хозяйство. Чайка указывает на принадлежность Ульяновска и области к реке Волга. Щитодержатели - основная в гербе фигура. Они стоят на страже герба, напоминают об эмблеме Симбирска конца 17 века. 

1. Что такое флаг? Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.

2. Как выглядит флаг Российской Федерации?  Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Закон вступил в силу 27 декабря 2000 года. В статье 1 Положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

В настоящее время не существует официального толкования цветов флага России. Однако в царской России они трактовались следующим образом:

белый — цвет чистоты и свободы;

синий —  цвет Богородицы, считавшейся небесной покровительницей России

красный цвет — символ державности.

Флаг. (вывешивается картинка с изображением флага).

У Ульяновской области есть свой флаг. Белый цвет говорит нам о мире, чистоте и благородстве. Двойная волнистая голубая волна указывает принадлежность к великой русской реке Волге. Красная узкая полоса говорит о богатом историческом прошлом края.  

1. Что такое гимн? Обратимся к словарю. Гимн – это торжественная песня или мелодия, принятая, как символ государственного или социального единства.

2. Кто является авторами слов и музыки гимна России? 

В 1999 был вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна РФ, в котором приняли участие известные поэты и композиторы. В декабре 2000 г. государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию А.В. Александрова на слова С. В. Михалкова. Современный гимн утверждён в 2001 году

3. Когда Президент РФ подписал указ «О тексте Государственного гимна РФ»?

8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.  Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001.  Принятие нового-старого гимна вызвало неоднозначную реакцию в обществе и явилось результатом компромисса между левыми силами во главе с КПРФ с одной стороны и правыми и центристам с другой. Привычная для тех, кто родился и вырос в СССР музыка советского гимна должна была олицетворять преемственность современной России по отношению к советской эпохе, в то же время новые слова (в том числе немыслимое для коммунистического прошлого упоминание в гимне о Боге) были призваны символизировать новые ценности, утверждающиеся в Российском обществе. (Звучит гимн)

4. Когда исполняется гимн?

При поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград.

- У Ульяновской области есть и свой гимн

- это торжественная песня, прославляющая наш край.


Каждый ученик получает текст гимна Ульяновской области и вместе поют под музыку.

Звучит гимн Ульяновской области.


Стихи Николая Марянина.

Музыка Анатолия Гурьянова

Гимн Ульяновской области


Симбирский край, земля отцов:
Над Волгой алые рассветы,
Мятежный нрав былых веков,
Сказанья сел и городов,
Высокий дух великих земляков -
Россией с давних пор воспеты!

Твой образ нам с рожденья дан.

В полотнах пластовских просторов,
В них - честь и слава россиян,
Сура, Свияга, Черемшан,
Добро сердец и мирный труд волжан,
Дары полей и гул моторов!

Горит над Родиной восход,
Наш край привольный озаряя.
К победам вновь страна зовет,
И надо нам идти вперед.
Храни себя и процветай народ -
Творец Ульяновского края!

- А знаете ли вы, что главный город нашей области не всегда назывался Ульяновском? Современный Ульяновск (Симбирск) по одной из версий возник на месте древнего булгарского города, основанного царем Волжской Булгарии Симбиром (ударение падает на второй слог), который русские называли Симбирском. Однако история современного Ульяновска началась в 1648 году, когда по повелению царя Алексея Михайловича на обоих берегах Волги началось строительство Симбирской крепости, которая контролировала волжский путь и прикрывала границы Руси от набегов ногайцев и казаков.

- Симбирский Ульяновский край совершенно удивительный по своей красоте - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой реки, ценные полезные ископаемые, а ещё окрашенные золотом пшеничные поля, бело-розовые сады – но разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди, которые здесь живут. Не было бы Владимира Ильича Ленина, не было бы революции. Не знала бы история Петра Первого, то география не знала бы такого замечательного города как Санкт – Петербург. Если бы не было Богдана Хитрово, не возникло бы города Симбирска. И таких примеров можно было найти много, ведь именно люди двигают историей.

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. 

4. Составление пословиц о любви к Родине. 

- Каждой группе дается задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине. (заранее в конвертах напечатаны слова, из слов составить пословицы) 

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

 

5.Рефлексия.

- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?

 Учитель:

– Сегодня познакомились с официальными символами Ульяновской области.

–Назовите символы Ульяновской области.

–Как современные дети должны относиться к символам?

Мы все должны их знать и почитать, поскольку они воплощают, прежде всего, современную Ульяновскую область, в которой все мы живем.

Список литературы.

  1. Источник http://media73.ru/2013/k-yubileyu-oblasti-ulyanovcy-napisali-balladu-o-rodnom-krae

  2. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области. / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2000

  3. Образцова Т.Н., Психологические игры для детей

  4. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г. 120 с.


Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»

 

1. Изучите представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).

2. Выберите федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

3. Разработайте региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

4. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

 

Критерии оценивания[1]:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

1

- видеоролика

1

- методического описания

1

- презентации в формате ppt, pdf

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными(актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1

  

Интерпретация результатов:

 

0–4 балла

Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки

5–9 баллов

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям


10–14 баллов

Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне