Круглый стол «Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка» .
Цель мероприятия: Формирование информационной компетентности, изучение негативных и позитивных сторон существующих субкультур; развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, умения работать с информацией; воспитание культуры обмена мнениями, умения выражать свою точку зрения, ведения дискуссии.
Задачи мероприятия: способствовать активному участию в мероприятии большинства учеников; способствовать формированию самостоятельных взглядов, умений анализировать и оценивать морально-этические проблемы; расширять кругозор учащихся; развивать дискуссионные способности; дать возможность учащимся сыграть определенные социальные роли; сохранить баланс между игрой и реальностью, серьезным и шуточным; дать возможность участвовать в решении молодежных проблем; открыть путь для выражения своего морального «я».
Оборудование: экран, проектор, слайды с текстами.
Участники: мастер производственного обучения, социальный педагог, психолог, студенты, гости.
Форма проведения: круглый стол.
Ход мероприятия
Школьный уполномоченный по правам ребенка . При распаде авторитарной системы у общества появляется возможность ориентироваться на индивидуально-личностные ценности. Однако снятие запретов ведет и к произволу. Слои и группы общества перестают ориентироваться на прежние механизмы социокультурного регулирования. Новые ориентиры еще не становятся достаточно значимыми. Социокультурные ориентации изменяются постепенно. Это время и создает условия для формирования целой системы субкультур.
Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Социологи это понятие применяют наиболее часто, проводя исследования по вопросу молодежных культур и их девиантности. (Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.) Молодежные субкультуры развиваются на основе своего стиля в одежде и музыке. Это часто рассматривается некоторыми исследователями как протест или оппозиция существующей в обществе культуры.
На характер культурной самореализации молодых людей большое влияние оказали изменения в нашем обществе. На ценностный мир молодежи повлияла конкуренция бывших советских, национальных и западных ценностей. Сказался и отход от ценностей высокой культуры в пользу усредненных образцов массовой культуры. Произошла коммерциализация культурного процесса. Порывистость и дерзость, неустойчивость желаний, так свойственные юности, ищут выхода. И находят его в группах сверстников, которые помогают преодолеть отчуждение.
Если говорить о молодежной субкультуре в России, то следует уделять внимание и наличию существенных региональных и национальных различий. К тому же наблюдается как ценностное, так и имущественное расслоение молодежи. Потому и поведение, и ценности молодого бизнесмена и молодого безработного, естественно, будут отличаться.
Яркое проявление молодежная субкультура получает в контркультурной направленности молодежного досуга. Отчуждение выступает в качестве «психологического антонима», то есть невосприятия ценностей предыдущего поколения. Есть «наше»: музыка, мода, стиль общения. И есть другое - «папино и мамино», то, что общепринято на данном уровне развития общества и молодежью не воспринимается и отчуждается, что подходит под известное выражение «моей бабушки фасон».
Есть отличительные черты, характеризующие досуговую самореализацию молодежи. Досуг все больше приобретает развлекательную направленность, а еще чаще - форму «ничегонеделания». Познавательная деятельность, творческая, креативная или отсутствует, или проявляется в очень слабой форме. От «ничегонеделания» в голову приходят мысли и фантазии, которые подкрепляются СМИ, распространяющими ценности массовой культуры. А в результате отдельные представители молодежных субкультур становятся нарушителями порядка и даже преступниками.
Вредит и популяризация так называемого американского образа жизни, который часто представлен в облегченном и примитивном варианте. Мысли и стремления о самореализации в профессиональном плане вытесняются. На смену им приходят жесткий прагматизм, стремление добиться материального благополучия любыми путями, в том числе и криминальными.
Выбор культурных ценностей часто происходит под жестким давлением со стороны «сильной группы». Иначе можно попасть в число «отверженных». Находясь в таких неформальных группах, молодежь способна не только на отвержение общепринятых культурных ценностей, но и на криминогенный стиль общения и девиантное поведение.
Молодежь, как показывают исследования, проводит большую часть своего свободного времени вне учреждений культуры, что, естественно, накладывает свой отпечаток на их поведение. Ко всему добавляется еще и влияние телепередач низкого художественного уровня.
Все это приводит к другому виду субкультуры - субкультуре преступности. Это социальные группы, которые характеризует тяга и приверженность к таким ценностям, которые являются преступными по отношению к существующим в данном обществе. У представителей таких групп чувство разочарования в учебной или другой деятельности подменяется статусом и чувством собственного достоинства, который достигается ими внутри антиобщественной системы ценностей.
Однако стоит отметить, что в последние годы затраты времени на творческую деятельность, учебу и самообразование у молодежи возросли, в то время как затраты времени на антикультуру снижаются (по результатам социологических исследований).
Заместитель директора: Агрессивное воздействие внешней среды сказывается на молодежи, и она следует наихудшим образцам поведения и образа жизни. Ведь особых усилий для усвоения здесь не требуется (низкопробное ТВ, реклама, откровенный цинизм в суждениях и т. д.). Отсюда и эмоциональная неразвитость и отсутствие душевности и толерантности.
Чувство злобы и зависти, тягу к подражанию рождает и расслоение населения. Коммерциализация многих видов досуга делает его для многих недоступным, а все, что доступно, приобретает часто искаженные и даже, как мы уже убедились, агрессивные формы. Так называемое дополнительное образование недостаточно финансируется и материально-технически обеспечивается, а также не укреплено соответствующими кадрами для того, чтобы стать по-настоящему привлекательным для молодежи.
Занятость молодежи и здоровый, привлекательный досуг далеко не всегда обеспечены, формирование интересов и нравственного поведения часто невозможно из-за вседозволенности и бесконтрольности за пределами школы, поэтому молодыми людьми и воспринимается все то, что проще, легкодоступно, что не требует особых умственных и душевных усилий.
Доклады участников круглого стола
Нью-эйдж
Субкультура нью-эйдж (new age) представляет собой, собственно, новое движение – аполитичное, эзотерическое и мистическое, поэтому назвать его чисто молодежной субкультурой язык не поворачивается. Нью-эйдж строится на специфичных религиозных предпочтениях и самопознании, этим он и отличается от популярных молодежных субкультур, базирующихся на музыкальных вкусах. Эта субкультура приобрела глобальные масштабы в 1980-х годах, тогда появились десятки течений: от религиозных и сектантских до спортивных и терапевтических. Часто приверженцы нью-эйджа увлекаются целебными практиками, например, йогой или цигуном, единоборствами, буддийскими медитациями, бесконтактным массажем, пением мантр, каббалой, алхимией, магией и магическими ритуалами. Интерес к магии и восточным практикам в нью-эйдже сегодня не так силен.
«Фишка» нью-йэджа в определении ценностей, а они, как и у йогов садху, заключаются в достижении нирваны и просветления. Эта субкультура не менее позитивна, чем хиппи: поддержка общегуманных ценностей, ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро), единство науки, мистики и религии, вера в сверхъестественные сущности вроде ангелов, демонов и духов.
Музыкальные предпочтения нью-эйдж
Что касается музыкальных вкусов представителей нью-эйджа, они предпочитают рок-направление, а стили могут быть абсолютно разными: от тяжелого металла и крабкора до инди-рока и готики. Субкультура породила собственное направление музыки, однако, четкой линии у нее нет, часто нью-эйджем называют любое непонятное многогранное течение, некоторые меломаны уверены, что жанр развился в 1970-е из пересечения экспериментального джаза и электронной музыки, например в Германии это: Popol Vuh, Deuter, Can, Tangerine Dream и Клаус Шульце. В период появления субкультуры музыкальные группы любили использовать природные фонограммы, миксы классической и фолк-музыки, также нью-эйджем называли музыку для медитаций.
Лицо нью-эйджа – это продвинутый, духовно развитый, начитанный человек, увлеченный эзотерикой и различными восточными практиками, из чего следуют несколько утверждений, составляющих картину мира любого «нью-эйджера»: вселенная вечна, время циклично, реинкарнация реальна, человек подобен и равен Богу, все религии едины, человек может стать ближе к Богу через самопознание. Основная идея движения и его пророчество состоит в трансформации человеческого сознания в глобальный коллективный и выход его на новый уровень. То есть, по взглядам на жизнь, перед нами гремучая смесь монаха, хипстера и кр
Коспле́й
История и определение
Коспле́й (от яп. コスプレ косупурэ, и от англ. costume play — «костюмированная игра») — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов.
Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-ых начал распространятся за пределами Японии, и сейчас такое понятие как «косплей» известно по всему миру.
Восток и запад
Стоит заметить, что азиатский и западный косплей сильно разнятся по своей сущности. Пропасть между азиатской и европейской культурами не исчезала никогда, а потому это отразилось и на творчестве фан-сообществ. Если в Европе, Австралии, странах Северной и Южной Америки косплееры могут перевоплощаться в литературных и кино - героев, реальных людей, актеров, исполнителей и других деятелей искусства, помимо как в персонажей игр, аниме, комиксов, персонажей западной мультипликации, то в странах Восточной Азии, в особенности в Японии, Китае и Южной Корее, это почти всегда персонажи вторичной реальности, а также сценичные образы участников visual kei групп, где за макияжем и костюмом самого человека увидеть невозможно.
Это связано со степенью персонификации персонажа. Намного легче изобразить героя, не имеющего воплощения, чем героя, у которого уже есть «живое лицо» в виде актера или актрисы. К примеру, когда мы произносим имя «Черная вдова», то перед нами появляется образ Скарлетт Йоханссон, а не образ из комиксов вселенной Марвел. В Японии же наоборот, нарисованный образ закреплен в общественном сознании во много прочнее, нежели экранизации какого-либо аниме или манги.
Более того, в Японии косплей уже давно вступил в права национальной культуры и стал более массовым. Именно здесь косплей стоит на самом профессиональном уровне: помимо любительского переодевания, здесь есть люди, зарабатывающие этим на жизнь; косплей просочился в рекламу, литературу, другие области искусства, в общественное сознание.
Косплей в России
Более любопытно это явление в контексте российского пространства. По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». Несомненно, всегда есть те, кто не доводит свой образ до совершенства, но некоторые апологеты косплейного перфекционизма достойны восхищения. И на самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы подобрать нужный парик, некоторые косплееры могут перебрать порядка нескольких десятков (в виду неточности изображения в интернет-магазинах), могут шить костюмы от нескольких недель до продолжительных месяцев, огромный труд подобрать подходящие линзы, а также аксессуары, которые приходится делать самостоятельно. Приготовление может затянуться даже на несколько лет, если какая-то важная деталь не может быть найдена.
Косплей – это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.
Можно считать, что косплей как явление так распространено, и более того, так профессионально и качественно в России и странах СНГ по причине скудности и однообразности жизни и быта россиян, вековой закрепощенности мысли и невозможности выразить себя. Именно фрустрация наталкивает на бегство из мира, в котором набор ролей чрезвычайно беден. Косплей популярен в виду универсальной для всего человечества неудовлетворенностью границами своей биографии и стремлением к познанию альтернативного Я, обреченного на постоянную нереализованность. Во вторичной реальности можно найти любого персонажа, которому ты будешь симпатизировать, материализовать его внешний облик и стать этим нарисованным героем во плоти. И теперь ты – это он.
Это можно рассматривать как некоторую терапию. На востоке, в особенности в индийской литературе, человеческая личность понимается как нечто нецельное, а значит любые разносторонние проявления различных черт – естественное явление. Косплей и актерское мастерство и выполняют эту работу развития потаенных уголков личности и помогают стать человеку свободнее, понять, что он не прикреплен к одним единственным маске и телу.
Где и что
Косплейные костюмы демонстрируются на различных фестивалях, а также на сериях фотографий и видеозаписях, а могут и вовсе никому не показываться и висеть в шкафу.
В последние несколько лет в Петербурге ежегодно проходят различные фестивали: AniCon, BigFest, AVAexpo, AnimeDay, Старкон, MAniFest, Comic Con Saint Petersburg. В Москве: Тогучи, Тя-но-ю, Ichiharu, Hinode, Деткон, AniMatrix, РОСКОН, STARFANS. В мире: World Cosplay Summit, Cosplay Festa TDC, Anime Expo, San Diego Comic-Con International.
На фестивалях проходят конкурсы сценичного косплея, танцевального, альтернативного, одиночного и группового косплей-дефиле, конкурсы арта и фанарта, караоке, AMV, фото- и видео-косплея.
В реальной жизни косплееры могут ничем не отличаться от общей массы: они не носят париков, средневековых плащей, картонных мечей, линзы – чрезвычайно редко. Они могут иметь самую обыкновенную работу, ходить в университет или колледж, у них такие же банальные проблемы, и их ничто не сможет выдать, разве что нечаянно пророненное «десу».
Straight edge. Держи кровь чистой!
История и определение
Straight edge (с англ. — «чёткая грань», сокращённо sXe) — ответвление хардкор-субкультуры, возникшее как реакция на сексуальную революцию, чрезмерный гедонизм и другое отсутствие воздержанности, связанное с панк-роком.
Как и большинство субкультур, sXe появилась как эманация музыкально жанра. Панк-рок, ставший в семидесятых в Америке чуть ли не воплощением грязи и порока, неожиданно приобрел контр-движение, которое спустя время получило название straight edge.
Происхождение названия и символика
Словосочетание Straight Edge (состоящее из «straight», т.е. «прямой», и «edge», т.е. «грань», «линия») можно перевести как «прямая линия», однако в в обиходе это выражение обозначает проверочную линейку. Грубо говоря, становясь стрейтэджером, человек проверяет прочность своих убеждений.
Одним из символов Straight Edge движения стал крест (Х). Первоначально при входе в клубы охранники ставили на руку несовершеннолетним крест трудно смывающейся краской. При наличии креста бармен не имел права продавать подростку алкоголь. Так стрейтэджеры и стали делать татуировки в виде крестов на своих руках, чтобы показать, что они сознательно отказываются от спиртного. В чем смысл
Straight edge - это что-то вроде общеизвестного ЗОЖа, однако, sХе имеют целью не только оставить свое тело здоровым, но и считают, что отказ от алкоголя, наркотиков и беспорядочных сексуальных связей убережет от гниения не только тело, но и дух и сознание. В чем они бесконечно правы. Только свобода от зависимости может сделать человека действительно человеком, а не рабом своих желаний. Когда ты свободен от наркотиков (в том числе и от никотина, алкоголя и кофеина), ты не имеешь цепей, удерживающих тебя в конуре капитализма, ты свободнее финансово и свободнее морально. А значит, мировые социальные потрясения перенести во много легче, ты выносливее, ты никогда не попадешь в ситуацию, когда будешь страдать от невозможности доступа к подобным веществам. Избавляя себя от самого простого физического способа эскапирования, человек перманентно находится в реальности и учится решать проблемы рационально, не прибегая к алкоголю и наркотикам. Желания избавиться от своего сознания, вернуться в мягкое и простое лоно природы, стать обратно зверем, не мыслящим, равнодушным, не скованным общественными законами и моралью, невозможностью проявить свои эмоции – одна из причин, по которой мы имеем такие явления как алкоголизм и наркомания.
Анимешники – обзор субкультуры
История анимешников
Субкультура анимешники, как многим известно, образовалась в ХХ веке на просторах Японии. Тогда по мангам (комиксы) массово начали выпускаться мультфильмы с необычными героями, которые до сих пор воплощают идеал красоты для всей японской молодежи, например в Токио даже существуют целые центры с товарами, направленными на то, чтобы сделать людей похожими на героев аниме.
Анимешники в России
В России анимешники появились и в 2000-х на волне популярности мультфильмов «Сейлор Мун», «Покемоны», «Золотой мальчик». На улице анимешников легко узнать: цветные волосы, значки и сумки с изображением героев мультфильмов, готические платья. Безусловно, эта субкультура – прерогатива молодежи, конечно, есть уникумы, которые и в 30 лет увлечены аниме, но такие люди слегка инфантильны, они зависают в детстве. Еще одна черта субкультуры анимешников – музыка J-Rock (Japanrock – японский рок), в которой соединены такие музыкальные направления, как джаз, альтернативный рок и метал. Многие музыкальные группы этого направления используют классические инструменты: фортепиано, скрипку, арфу и традиционные японские инструменты. Аниме сериалы всегда сопровождает характерная музыка, порой она напоминает попсовую песню, а порой поэтичную балладу.
В крупных городах субкультура анимешников является очень сплоченным сообществом, они проводят фестивали косплея и кинопоказы, открывают аниме-клубы. Родителям подростков-анимешников не о чем беспокоиться, ведь предметом увлечения выступают добрые фантастические мультики с наивными героями, некоторые настолько увлекаются культурой Японии, что выучивают язык.
Вопросы для дискуссии:
Чем, по Вашему мнению, больше всего отличается нынешняя молодежь от поколения их родителей, когда они были молодыми?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ, КАКИЕ ЦЕЛИ ОНА СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧЕМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РУКОВОДСТВУЮТСЯ НЫНЕШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КЕМ ЧАЩЕ ВСЕГО ХОТЯТ СТАТЬ СЕГОДНЯШНИЕ ЮНОШИ/ДЕВУШКИ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН СЧИТАЕТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ?
А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЧИТАЕТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ВАЖНЕЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?