СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Суд над фашизмом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внеклассного мероприятия - способствовать формированию непримиримого отношения к фашизму и неофашизму, стремления побороть возрождение фашистской идеологии в современном мире; способствовать воспитанию гордости за людей, сумевших выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Суд над фашизмом".»





Методическая разработка внеклассного мероприятия



Тема

СУД НАД ФАШИЗМОМ











Автор:

Учитель истории

МБОУ «Голубинская СОШ»

Белецкая О.Г.





Внеклассное мероприятие

«Суд над фашизмом»



Цели мероприятия:

1. Дидактическая:

- определить мировоззренческие установки фашистов и неофашистов, дать представление о поведении фашистов на оккупированных территориях,

выявить их пагубное влияние на современное подрастающее поколение;

- обеспечить усвоение учащимися понятия «патриотизм» как высшей нравственной ценности;

- определить идеалы солдат Великой Отечественной, оказывающие влияние на современность.

2. Развивающая:

- продолжить формирование умений давать оценку историческим событиям Второй мировой войны, анализировать исторический источник;

- развивать творческие способности студентов.

3. Воспитательная:

- способствовать формированию непримиримого отношения к фашизму и неофашизму, стремления побороть возрождение фашистской идеологии в современном мире;

- способствовать воспитанию гордости за людей, сумевших выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;



Оборудование: ПК, проектор, плакаты, карта «Европа в годы Второй мировой войны», фотографии

Аудитория: учащиеся 8- 11классов

Литература:

  1. Апальков В.С. Миняева И.М. История Отечества. Москва. 2006.

  2. Вторая мировая война: два взгляда. М., 1995.

  3. Нюрнбергский процесс. Сборник документов в 8-ми томах. Юридическая литература, М., 1991.

  4. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.



Ход мероприятия



Ведущий: 8 августа 1945 г. был учрежден международный трибунал для осуждения фашистских преступников.
20 ноября 1945 г. в Нюрнберге начался судебный процесс над главами 3-го Рейха. Перед судом предстали (зачитываются фамилии немецких преступников, написанные на плакате). Суд длился 11 месяцев.
Сегодня на уроке мы попытаемся воспроизвести фрагменты этого судебного процесса, чтобы разобрать и осознать, что такое фашизм и какую судьбу готовил он народам мира.
Итак прошу вас мысленно отправится в 1945 год.
Война закончена, но…

Фрагмент фильма «Нюрнбергский процесс»

Звучит тихая музыка. Музыка утихает. Входит секретарь.

СЕКРЕТАРЬ: Встать! Суд идет! ( Входят судьи.) Прошу всех сесть.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Сегодня мы слушаем дело по обвинению фашизма в массовых убийствах и преступлениях против человечества.

СЕКРЕТАРЬ: Дело рассматривает суд в составе: судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. 
СУДЬЯ: Назовите имя обвиняемого. 
СЕКРЕТАРЬ: ФАШИЗМ – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил.

СУДЬЯ: Год рождения. 
СЕКРЕТАРЬ: 1924. 
СУДЬЯ: Место рождения. 
СЕКРЕТАРЬ: Италия. 
СУДЬЯ: Родители. 
СЕКРЕТАРЬ: Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год. 
Адольф Гитлер – вождь Национал- социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства. 
На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

СУДЬЯ: Идеология фашизма. 
СЕКРЕТАРЬ: Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия. 
СУДЬЯ: Предварительные слушания закончены. Господин прокурор, представьте обвинения, доказывающие преступления фашизма против человечества. 
ПРОКУРОР: Я приглашаю свидетелей обвинения историков. 
ИСТОРИК 1: Лидеры фашизма явились прямыми и непосредственными инициаторами развязывания Второй мировой войны, главными виновниками гибели в ней миллионов людей. Война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу. За короткое время Германия покорила многие страны Европы.

ИСТОРИК 2: На рассвете 22 июня 1941 года все пространство западной границы Советского Союза превратилось в ревущую огненную линию фронта. Гитлеровская Германия вероломно нападает на нашу страну. Начинается Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, которая длилась 1418 дней и ночей. 


Звучит песня «Вставай, страна огромная!» (муз. А.Александров, сл. В Лебедева- Кумача) 
На экране плакат «Родина-мать зовет».

ИСТОРИК 3: Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались. Трудными, бесконечно трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Главный удар приняли пограничники, стоявшие насмерть. Только пограничная Брестская крепость, окруженная врагами, держалась больше месяца. 


Ролик «Брестская крепость»

Несмотря на героическое сопротивление, немцы неудержимо двигались вперед. После упорных боев были сданы Минск, Киев, Смоленск. 
Враг приближался к Москве.

ИСТОРИК 1: С приходом фашистов на нашу землю пришли насилие, унижение, смерть, голод.

АДВОКАТ: Позвольте, я хочу сделать заявление. Голод в России случался и до прихода немецких солдат. 


СУДЬЯ: Господин адвокат! Не перебивайте. Делаю вам замечание. 


ИСТОРИК 1: Страшные злодеяния творили фашистские изверги в отношении мирного населения на оккупированных территориях. Жестокое обращение с гражданским населением, массовые убийства были последовательным осуществлением заранее разработанных планов, целью которых было не только предотвращение сопротивления, но и избавление от местного населения путем его уничтожения и колонизации освободившихся территорий.



На экране плакат «Воин Красной армии, спаси!» 
Звучит «7 симфония» Д. Шостаковича.

ИСТОРИК 2: «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы уничтожить русских как народ»- подчеркивалось в плане «Ост». История не знает ничего более чудовищного, чем кровавые преступления и зверства, совершенные гитлеровцами над мирным населением и военнопленными. Бесчеловечная эксплуатация и систематическое истребление населения оккупированных фашистами стран принесли человечеству потери не меньшие, чем на полях сражений. 
ИСТОРИК 3: Отступает с годами горе. Но мы не можем, не имеем права забыть, что где-то до сих пор живут убийцы, вешатели, разбойники из фашистских армий. Это они оставили кровавые, незаживающие раны. Это их идеологию восприняли неофашисты, которые привлекают в свои ряды молодых людей разных стран. Используя сегодняшнее мероприятие, мы хотим напомнить всем, насколько опасны для мира идеи, пропагандируемые фашистами.

ПРОКУРОР: В каждом сердце болью отзываются названия населенных пунктов, в которых были размещены концентрационные лагеря.

На экране – карта Европы

Ребята называют концлагеря: 


УЧЕНИК 1: Польша – Майданек, Освенцим. 
УЧЕНИК 2: Австрия – Маутхаузен

УЧЕНИК 3: Германия – Бухенвальд, Равенсбрюк, Заксенхаузен, Дахау. 


ПРОКУРОР: Общее количество концлагерей составляло около 14033 объектов. Всего в рейхе содержалось в лагерях и тюрьмах 18 млн. человек, 11 млн. из них уничтожено.

Звучит песня «Бухенвальдский набат»

Суд переходит к заслушиванию свидетелей обвинения.

СВИДЕТЕЛЬ 1: Из доклада обергруппенфюрера СС Поля рейхсфюреру СС о местонахождении концентрационных лагерей: 
«... Рейхсфюрер, сегодня я докладываю о положении в области лагерей и о мерах, которые я принял для того, чтобы выполнить ваш приказ от 3 марта 1942 г. 
1) В начале войны существовали следующие концентрационные лагеря: а) Дахау: 1939 г. — 4000 заключенных, сегодня — 8000,

б) Саксенхаузен: 1939 г. — 6500 заключенных, сегодня — 10000;

в) Бухенвальд:1939 г. — 5300 заключенных, сегодня — 9000;

г) Маутхаузен: 1939 г. — 1500 заключенных, сегодня — 5500;

д) Флоссенбюрг: 1939 г. — 1600 заключенных, сегодня — 4700;

е) Равенсбрюк: 1939 г. — 2500 заключенных, сегодня — 7500... 
2) В период с 1940 по 1942 год было создано еще девять лагерей, а именно:

Освенцим, Нейенгамме, Гузен, Натцвейлер, Гросс-Розен, Люблин, Нидерхаген, Штутхоф, Арбейтсдорф». 


СУДЬЯ: Вызываются свидетели зверств фашистов, которые совершались в концлагерях.

СВИДЕТЕЛЬ 2: Лагерь смерти Саласпилс - один из самых больших - был запущен в октябре 1941 года. Нацисты изощрялись. В центре лагеря, возле комендатуры была сооружена виселица. Здесь устраивались казни на потеху «высшей расы». Они являлись на эти зрелища в начищенных до блеска сапогах, а их дамы - в шляпках и белых перчатках. Младенцев на глазах у матерей оглушали прикладами и бросали в яму, чтобы не тратить патроны. Узников травили синильной кислотой. Заключенные работали на торфяных болотах. Измученные голодом, они ели кору деревьев.

СВИДЕТЕЛЬ 3: Заключенных концентрационных лагерей умышленно подвергали лишениям. Одетых не но погоде, их выгоняли на работы в зной, дождь и морозы на семнадцать часов ежедневно, без выходных. При самом плохом питании их принуждали к тяжелейшему труду. Каждый миг их жизни был строго расписан и подконтролен. Они не могли видеть ни близких, ни священника. Медицинской помощи практически не было.

СВИДЕТЕЛЬ 4: С осени 1942 г. стало осуществляться широкомасштабное уничтожение людей посредством газовых камер. В Майданек, в частности, только за период с 1942 по 1944 год было поставлено 771 1 кг газа "Циклон-Б". В лагере Треблинка действовало 10 камер, в каждой из которых за 40 минут умерщвляли 100 человек. Таким образом, "мощность" этого концлагеря составляла 25 тыс. человек в день, в Собибуре - 20 тыс., в Белжеце-15 тыс., в Освенциме - 30 тыс. человек. Методы уничтожения людей были разнообразны: массовые расстрелы, голод, впрыскивание ядов и т. п.

СВИДЕТЕЛЬ 1: В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.

СВИДЕТЕЛЬ 2: Установлено: 
1. Путем расстрелов, голода, отравлений и чудовищных истязаний немцы истребили в Освенцимском лагере свыше 4 миллионов граждан Советского Союза, Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран. 
2. Немецкие профессора и врачи производили в лагере так называемые «медицинские» эксперименты над живыми людьми — мужчинами, женщинами и детьми. 
3. По степени продуманности, технической организованности, по массовости и жестокости истребления людей Освенцимский лагерь оставляет за собой далеко позади все известные до сих пор немецкие «лагеря смерти».

СВИДЕТЕЛЬ 3: В Освенцимском лагере были и газовые камеры, и крематории, и хирургические отделения, и лаборатории — все это было предназначено для чудовищного уничтожения людей. Газовые камеры немцы назвали «банями особого назначения». На входной двери этой «бани» было написано «Для дезинфекции», а на выходной — «Вход в баню». Таким образом, люди, предназначенные для уничтожения, ничего не подозревая, заходили в помещение «Для дезинфекции», раздевались и оттуда загонялись в «баню особого назначения», то есть в газовую камеру, где они истреблялись ядовитым веществом «циклоном».

НА ЭКРАНЕ ФОТОГРАФИИ УЗНИКОВ ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГАРЕЙ

ПРОКУРОР: Скорбная тишина…Она годами хранит гул яростного огня и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и стоны умирающих. Перед глазами встают чудовищные картины нечеловеческих мучений, горы пылающих тел, яры и танковые рвы, где вершились массовые расстрелы. 
Только на территории Белоруссии уничтожено 2 млн. 198 тыс. человек мирного населения, погиб каждый четвертый житель республики. Сотни сел и деревень были сожжены, нередко вместе с теми, кто там проживал. Я приглашаю свидетелей, которые расскажут о деревне Хатынь, сожженной в 1943 году фашистами вместе с жителями. 


СВИДЕТЕЛЬ 1: Слышали вы в Хатыни траурный перезвон? 
Кровь от ужаса стынет, только раздастся он. 
И этот звон болит во мне, перед симфонией печали 
Молчу и плачу в этот миг… Как дети в пламени кричали! 
И до сих пор не смолк их крик. Над белой тишиной Хатыни 
Колокола как голоса тех, что ушли в огне и дыме на небеса. 


Звучит запись колокольного звона Хатыни.

РОЛИК---МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ХАТЫНЬ 





СВИДЕТЕЛЬ 2: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни. Трагедия произошла 22 марта 1943года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стоял в окружении задумчивого бора. Из хат выгнали всех стариков, женщин, детей. Их согнали в сарай, который обложили соломой, и подожгли. Тех, кто вырывался из огня, расстреливали в упор.

СВИДЕТЕЛЬ 3: Из взрослых в живых в Хатыни остался только один человек. Из мертвых воскрес он в этот жуткий день. Он часто приходил на пепелище. Сняв шляпу, медленными шагами шел к своему бывшему подворью, туда, где была его бывшая хата и калитка, что выпустила его родную семью в последний путь. Приходил и молча склонял голову. 


СВИДЕТЕЛЬ 4: Иосиф Иосифович Коминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков сарая к умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не мог видеть, как догорали в том сарае люди, догорала жизнь Хатыни.

СВИДЕТЕЛЬ 1: Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя этих побед. У французов есть Орадур, у чехов - Лидице. Символ безмерных испытаний белорусов - Хатынь, представляющая 186 белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями.

СУДЬЯ: Вопросов нет? Продолжаем опрос свидетелей. 


Звучит тихая, нежная музыка. 
СВИДЕТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ М. ДЖАЛИЛЯ «ВАРВАРСТВО»
 


Они с детьми погнали матерей 
И яму рыть заставили, а сами 
Они стояли, кучка дикарей, 
И хриплыми смеялись голосами. 
У края бездны выстроили в ряд 
Бессильных женщин, худеньких ребят. 
Пришел хмельной майор и медными глазами 
Окинул обреченных... Мутный дождь 
Гудел в листве соседних рощ 
И на полях, одетых мглою, 
И тучи опустились над землею, 
Друг друга с бешенством гоня... 
Нет, этого я не забуду дня, 
Я не забуду никогда, вовеки! 
Я видел: плакали, как дети, реки, 
И в ярости рыдала мать-земля. 
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами, 
Сквозь тучу вышло на поля, 
В последний раз детей поцеловало, 
В последний раз... 
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас 
Он обезумел. Гневно бушевала 
Его листва. Сгущалась мгла вокруг. 
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, 
Он падал, издавая вздох тяжелый. 
Детей внезапно охватил испуг,-- 
Прижались к матерям, цепляясь за подолы. 
И выстрела раздался резкий звук, 
Прервав проклятье, 
Что вырвалось у женщины одной. 
Ребенок, мальчуган больной, 
Головку спрятал в складках платья 
Еще не старой женщины. Она 
Смотрела, ужаса полна. 
Как не лишиться ей рассудка! 
Все понял, понял все малютка. 
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -- 
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. 
Дитя, что ей всего дороже, 
Нагнувшись, подняла двумя руками мать, 
Прижала к сердцу, против дула прямо... 
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! 
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -- 
И хочет вырваться из рук ребенок, 
И страшен плач, и голос тонок, 
И в сердце он вонзается, как нож. 
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты 
вольно. 
Закрой глаза, но голову не прячь, 
Чтобы тебя живым не закопал палач. 
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-- 
И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
По шее лентой красной извиваясь. 
Две жизни наземь падают, сливаясь, 
Две жизни и одна любовь! 
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. 
Заплакала земля в тоске глухой, 
О, сколько слез, горячих и горючих! 
Земля моя, скажи мне, что с тобой? 
Ты часто горе видела людское, 
Ты миллионы лет цвела для нас, 
Но испытала ль ты хотя бы раз 
Такой позор и варварство такое? 
Страна моя, враги тебе грозят, 
Но выше подними великой правды знамя, 
Омой его земли кровавыми слезами, 
И пусть его лучи пронзят, 
Пусть уничтожат беспощадно 
Тех варваров, тех дикарей, 
Что кровь детей глотают жадно, 
Кровь наших матерей...

ПРОКУРОР: Известно, что фашисты использовали труд людей, вывезенных из оккупированных стран в Германию. В деле присутствует письмо девочки, 
увезенной фашистами в неволю. Прошу зачитать это письмо. 
АДВОКАТ: Я протестую! Письма не являются документами! 
СУДЬЯ: Суд отклоняет протест. Прошу зачитать письмо. 


Звучит тихая, нежная музыка.

Ученик1: Письмо из фашистской неволи

СУДЬЯ: А теперь слово для защиты предоставляется адвокату. 
АДВОКАТ: Я отказываюсь защищать фашистов, так как горе и вред, нанесенные ими очень велики.

ПРОКУРОР: Не удивительно, что страны, которые участвовали во второй мировой войне, понесли колоссальные потери. Но больше всего потери были у Советского Союза. 27 млн. человек унесла та война. Я считаю, что вина подсудимых полностью доказана. Прошу суд вынести им самое суровое наказание. 
СЕКРЕТАРЬ: Прежде, чем суд вынесет приговор, предлагаю почтить память всех погибших в годы войны минутой молчания. Прошу всех встать. 
Минута молчания сопровождается стуком хронометра. 


СУДЬЯ: Заслушав дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, суд постановил: 


ЗВУЧИТ «РЕКВИЕМ»

СЕКРЕТАРЬ СУДА: Встать суд идет!
Судьи по очереди оглашают приговор 21-му подсудимому.





Ведщий. Суд завершил свою работу. Приговор фашизму вынесла сама история. А мы, живущие сейчас, должны беречь мир и помнить, какой ценой он завоеван.


Звучит песня «Хотят ли русские войны».