Внеклассное мероприятие «Тропа пяти испытаний»
Предмет: математика.
Классы: 7-9кл.
Автор: Орлянская Ольга Петровна, учитель математики
Тип занятия: игра – путешествие.
Цель: способствование проявлению творческих умений, познавательного интереса учащихся.
Задачи:
образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития;
воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения;
развивающие: в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.
Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ, игровая технология.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, рисунки грибов, мяч, 2 набора карточек (цифры от 0 до 9), два набора карточек (числа от 1 до 20), карточки с числами (десятичные дроби, обыкновенные дроби, натуральные числа), раздаточный материал (тексты задач), презентация по теме «Харчевня «Три поросенка», презентация по теме «Заколдованный лес», презентация по теме «В каморке у папы Карло», жетоны, маршрутные листы, наградной материал, оформление «остановок».
План мероприятия:
Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами и критериями оценки
Вручение маршрутных листов
Игра – путешествие «Тропа пяти испытаний»
Харчевня «Три поросёнка»
Заколдованный лес
В некотором царстве, в некотором государстве …
Город Мастеров
В каморке у папы Карло
Построение участников игры-путешествия для подведения итогов.
Ход мероприятия:
Построение участников игры-путешествия.
Знакомство с правилами и критериями оценки.
Вручение маршрутных листов.
Игра-путешествие «Тропа пяти испытаний».
(В презентации «Харчевня «Три поросенка» на 4 – 7 слайдах использован технологический прием «Анимированная сорбонка». На 8 слайде анимированный кроссворд разгадывается следующим образом: кликнем на цифру, появляется вопрос; кликнем на текст вопроса появляется ответ и исчезает вопрос. Для проверки главного слова необходимо кликнуть на смайлик). Слайд 1, 2
Меню:
1. Салаты: закуска грибная
2. Первые блюда: суп из математических смекалок
3. Вторые блюда: гарнир – кроссворд «И в шутку, и всерьёз»
Повара: три поросенка
Закуска грибная (в кабинете спрятаны нарисованные грибы, на которых записаны загадки с числами: надо найти грибы и отгадать загадки) Слайд 3
Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники (М. Абина)
Загадки: Слайд 4
Какое животное имеет два носа? (носорог: один – на теле, другой – в названии);
Два брата купаются, а третий насмехается (два ведра и коромысло);
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (двенадцать месяцев);
Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели);
Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по четыре птицы (год);
Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина);
Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх (всадник на коне);
Два раза родится, а один раз умирает (птица);
Сто один брат и все в один ряд, вместе связаны, стоят (изгородь);
Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Считает наш век, а не человек (часы);
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу (стол, стул)
В харчевню пришли 11 человек и потребовали подать им по рыбине. К сожалению, у хозяина оказалось всего 3 небольшие рыбины. Тем не менее, хозяин не желал упустить случая, поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он обещал гостям подать на стол 11. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяин харчевни исполнил свое обещание?
(Положил рыбу на тарелку так: ХI)
На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода?
(Нет, так как будет ночь)
В корзине лежат четыре яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну между четырьмя братьями так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? Резать яблоки не разрешается.
(Да, одному из них надо дать яблоко в корзине)
Гарнир – кроссворд «И в шутку, и всерьёз»
По горизонтали:
1. ?.
2. Арифметическое действие.
3. Ученый – математик.
4. Самая нелюбимая оценка ученика.
5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.
6. Геометрическая фигура, которая дружит с солнцем.
По вертикали:
7. Равенство, содержащее переменную.
8. Проверка учеников на выживание.
9. Учебник, напичканный задачками.
10. Забор для математических действий.
Ответ:
| 9м | |
а |
т |
е |
м |
| 4д | в | а | | 10с |
| 7у | | | т | к |
р | и | о |
а | | 5к | у | б |
| 1э | в | р | и | 8к | а | | к |
| н | | о | | и |
2д | е | л | е | н | и | е | |
| н | | | т | |
и | р |
3а | р | х | и | м | е | д | о |
| 6л | у | ч |
| ь | |
| н |
| а |
| я |
Старичок-лесовичок: «Так вышло, что именно вы оказались в заколдованном лесу. Чтобы вернуться домой, вам нужно с леса снять чары злой волшебницы. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы математической викторины». Слайд 1, 2 (Презентация «Заколдованный лес»)
Вопросы викторины
Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше, чем 3, но меньше, чем 4?
(плюс; запятую; деление) Слайд 3
(7 дней; 10 дней; 1 день) Слайд 4
Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, при условии, что цифры не повторяются?
(3; 6; 5) Слайд 5
(мало; недостаточно; пусто) Слайд 6
(еденица; идиница; единица) Слайд 7
Число, которое не относится ни к простым, ни к составным?
(3; 1; 2) Слайд 8
(Магницкий; Виленкин; Колмагоров) Слайд 9
(49 см; 98 см; 14 см) Слайд 10
Числа, которые употребляются при счете предметов
(целые; рациональные; натуральные) Слайд 11
В некотором царстве, в некотором государстве …
Перед гостями появляется царевна Несмеяна со свитой. Царевна Несмеяна грустит, нянька причитает: «Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбается, никогда не смеется, словно сердце ее ничему не радуется. Помогите, гости дорогие! Развеселите царевну нашу» (задание: спеть песни, частушки, в тексте которых встречаются числа).
Гостей встречает Данила-мастер и предлагает заняться строительством.
(Работа с пазлами: необходимо за отведенный промежуток времени сложить как можно больше картин.
Папа Карло встречает ребят, приглашает их заглянуть в его каморку: «Выполните задания, получите золотой ключик, откроете заветную дверцу, продолжите путешествие!». Слайд 1
(Презентация «В каморке у папы Карло», на 2 – 8 слайдах использован технологический прием «Анимированная сорбонка»)
Из спичек построен дом. Переложите 2 спички так, чтобы дом повернулся другой стороной. Слайд 2
Ответ:
Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Слайд 3
Ответ:
Переложите две спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов. Слайд 4
Ответ:
Переложите 5 спичек так, чтобы получилось 3 квадрата. Слайд 5
Ответ:
Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата.
Слайд 6
Ответ:
Уберите 4 спички так, чтобы осталось 5 квадратов. Слайд 7
Ответ:
Уберите 8 спичек так, чтобы осталось 2 квадрата. Слайд 8
Ответ:
Построение участников игры – путешествия для подведения итогов
Литература, интернет – источники:
Гельфан Е.М. «Арифметические игры и упражнения», М.: «Просвещение», 1988
Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе», 5 – 11 классы, М.: «Айрис – пресс», 2006
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика. Задачи на смекалку», 5 – 6 классы, М.: «Просвещение», 1998
Приложение к газете «Первое сентября» «Математика
11