СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Циклы в природе и нашей жизни"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Циклы в природе и нашей жизни"»

Шурина Наталья Аркадиевна, учитель информатики Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучской школы №10», г. Красный Луч

Адрес электронной почты: sanyshka-kl@mail.ru



Методическая разработка учителя информатики «педагогическое мастерство учителя»


Аннотация

Данная тема рассматривается более подробно в 8 классе при изучении алгоритмических языков и языков программирования. В последующих классах данная тема используется при решении различных типов задач любой сложности на любых языках программирования. Само определение циклического процесса говорит само за себя, что цикл - предназначен для организации многократного исполнения набора инструкций. Развивая свое педагогическое мастерство, делюсь своим опытом с другими коллегами и молодыми специалистами.


Ключевые слова: цикл, параметры цикла, «цикл-до», «цикл-пока», цикл с параметром.

























ЦИКЛЫ В ПРИРОДЕ И В НАШЕЙ ЖИЗНИ

ВВЕДЕНИЕ

Цикл — разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций.

Биогеохимический цикл (круговорот веществ) — система незамкнутых и необратимых круговоротов веществ в биотических и абиотических (литосфера, атмосфера и гидросфера) частях Земли. Этот повторяющийся процесс взаимосвязанного преобразования и перемещения веществ, в природе имеет циклический характер и происходит при обязательном участии живых организмов и часто нарушается человеческой деятельностью. Является основным свойством, характерной чертой биосферы.

Данные определения с разных точек концепций говорят об одном и том же – о повторении действий в определенный промежуток времени.

Актуальностью изучения данной темы является:

– умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, при решении различных типов задач любой сложности.

Целями циклического процесса является: умение использовать различные операторы цикла для решения задач; развивать умение обучающихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры; умение понимать, что циклические процессы окружают нас всегда на протяжении всей нашей жизни в различных сферах деятельности.

Особенностью программирования является то, что для решения одной и той же задачи могут быть созданы разные программы. Изучая циклический алгоритм, показываем на уроках, что задачи могут быть запрограммированными различными способами.

Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в конце изучения темы «Составление циклических алгоритмов», с целью закрепления усвоения материала.













ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Тема: Циклы в природе и нашей жизни.

Цель:

Обучающая: познакомить обучающихся с циклическими процессами в жизни; повторить правила записи циклических процессов в информатике;

развивающая: развивать логическое и абстрактное мышление, память;

воспитательная: внимательность, усидчивость, аккуратность, любознательность.

Тип урока: комбинированный


Ход урока.

1. Мотивация и актуализация знаний учащихся.

Слово цикл записывается на доске. Задаются вопросы.

  1. Что такое цикл?

  2. Как вы понимаете понятие цикла?

  3. Какие команды можно повторять неоднократное количество раз?

  4. Какие действия вы повторяете ежедневно, постоянно. Привести пример.

(набивание мяча ногой перед игрой в футбол, или рукой в баскетболе, нахождение корней квадратного уравнения по математике, вращение солнца вокруг орбиты, колебание шарика на нити).

Ведется беседа. Наша задача заключается в следующем: закрепить решение задач с помощью команды повторения или циклов. На уроке мы познакомимся с циклическими задачами. Оглашается тема урока.

  1. Озвучивается тема и ожидаемые результаты.

  2. Ожидаемые результаты.

В конце урока учащиеся должны знать и уметь: понятия повторение, цикла, тело цикла, правилами записи циклов на АЯ и в виде блок-схемы, решать задачи. (слайд 2)

  1. Изучение нового материала.

Повторение – алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно.(слайд 3)

Алгоритмы содержащие конструкцию повторения, называют циклическими или циклами.

Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.

В зависимости от способа организации повторений различают три типа циклов: (слайд 4)

- цикл с заданным условием продолжения работы;

- цикл с заданным условием окончания работы;

- цикл с заданным числом повторений.

  1. Проведение физкультминутки (гимнастика для глаз)

Как решаются задачи на накапливание суммы, произведения, количества вы уже знаете (слайд 8). Вспомним их. На циклы можно решать достаточно разных задач, с которыми хочу вас познакомить.

Задача 1. (слайд 9-10)

Напишите программу, выводящую на экран изображение шахматной доски, где черные клетки изображаются звездочками, а белые пробелами. Рекомендуемый вид экрана после выполнения программы.


* * * * *
* * * * *
* * * * *
* * * * *
* * * * *
* * * * *

Обучающиеся решают задачу самостоятельно, а один ученик – у доски. После этого сравнивают со слайдом. Последующие задачи решаются аналогично.

Решение

program n_5;

var n, i: integer;

Begin

readln (n);

for i= 1 to n do

if i mod 2=0 then writeln (‘* * * * * *’)

else writeln (‘ * * * * * *’);

readln;

readln

end.

Следующая задача из математики. На протяжении всего курса изучения данного предмета в старших классах вы часто встречаете понятие степени. Давайте рассмотрим данную задачу с точки зрения информатики.

Задача 2. (слайд 11)

Как на языке Pascal возвести число в степень?

Решение

Алгоритм решения задачи: 

Чтобы возвести число в степень, его надо умножить само на себя количество раз, равное показателю степени. Т.е. возведение числа n в степень d будет выглядеть так:

nd = n1 * n2 * n3 * … * nd, где индексы внизу просто указывают очередное по счету n.

Если d равно нулю, то, какое бы число не стояло в основании степени, результат всегда будет равен единице:

n0 = 1.

Если показатель степени отрицателен (d ), то результат определяется такой формулой:

nd = 1 / (n1 * n2 * n3 * … * nd).

В примере программы на языке Паскаль количество итераций (повторений) цикла whileравно модулю показателю степени числа (переменная deg).

var

num, deg: integer;

res: real;

i: byte;

begin

  write ('Число: '); readln (num);

write ('Степень: '); readln (deg);

  res := 1;

  i := 0;

while i do begin

res := res * num;

i := i + 1;

end;

  if deg then

res := 1 / res;

  writeln (res:10:5);

 readln

end.

Следующие решаем задачи самостоятельно. Составьте для удобства вначале алгоритм или блок-схему решения данных задач, а затем программу. Сначала вспомним, в каком классе изучается тема «Механические колебания» и какие повторения здесь проявляются. Подумайте, с помощью какого цикла лучше решать такую программу?

Задача 3.

Сравните периоды колебаний математического маятника длиной 1 м на Земле и на Луне. Ускорение свободного падения на Луне принять равным 1,62 Н/ кг. (учитель рассказывает только алгоритм решения задачи)


Дано:

l=1 м,

g1=9,8 H/кг

g2= 1,62 H/кг

Найти

Т1-?,

Т2-?

Решение

Т1= 2*PI*SQRT(l/g1) Т2= 2*PI*SQRT(l/g1)


Т1= 2*3,14*sqrt (1/9,8)= 1,99 c

Т2= 2*3,14*sqrt (1/1,62)= 4,93 c

∆T=2,94 c

Ответь: Разность в период колебаний составляет 2,94 с.

Последнюю задачу решаем, если успеваем на уроке. Желательно её задать на дом для самостоятельного рассмотрения.



Задача 4.

Оксид неизвестного элемента Х содержит 34,8%ю Кислорода. Определите элемент Х (учитель рассказывает только алгоритм решения задачи)

  1. Обобщение итогов: (слайд 12)

- Что такое цикл?

- Дайте определение тела цикла.

- Чем отличается команда «цикла-пока» от команды «цикла-до»?

- Где в мире можно встретить циклические процессы?

- Для чего мы должны их знать?


  1. Д/З: составить программу дома к последней 4 задаче



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С изменением основной программы на изучение тем дано малое количество часов. Учитель на уроке может только дать основные понятия и формат записи циклических процессов и решить одну, максимум две задачи. При решении более сложных задач в старших классов, особенно по темам «Массивы» и «Символьные данные », физически нельзя рассмотреть все виды задач. Рекомендую учителям, у которых имеются факультативы или кружки в 8-11 классах, проводить дополнительные мероприятия по решению задач на циклические процессы. На решавшись задачи на циклические процессы, как и в математике примеры, обучающиеся при решении , особенно олимпиадных задач, не задумываясь выбирают правильный и оптимальный циклический процесс при решении любого типа задач. Все это происходит даже на подсознательном уровне, что повышает качество образования ученика.

Все это служит самоутверждению, качеству образования и расширяет профессионализм учителя.
















Список литературы:


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. /Информатика: учебник для 9класса/– 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 180 с.: ил.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. /Информатика: учебник для 8 класса/– 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 156 с.: ил.

  3. И.Г. Семакин , Хеннер Е.К, Шеина Т.Ю./ Информатика. 10 класс. Базовый уровень/– 5-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.: ил.





































Приложение 1