Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Амушинская средняя общеобразовательная школа им. Гаджимурадова М.Т."
Внеклассное мероприятие в 3 классе
Викторина посвящённая творчеству А.Л. Барто «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!»
Провела:Учитель начальных классов
МКОУ "Амушинская СОШ им. Гаджимурадова М.Т."
Магомедова М. Н.
Цель: Расширение представлений детей о творчестве А.Л. Барто. Воспитывать интерес к литературному творчеству, любовь к книгам.
Оборудование:-мультимедиа.-книжная выставка по произведениям А.Л.Барто.
Учитель: Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню эти стихи с детства:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он - хороший».
Агния Львовна Барто — русская поэтесса, писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей. Она родилась в г. Москве, в семье врача-ветеринара, получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной, училась в гимназии, где и начала писать стихи.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925), ей было 19 лет. Из-под ее пера вышли такие сборники стихов как: «Стихи детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Про щенков», «Чудеса», «В школу», «Я расту», «Вовка – добрая душа», «На заставе», «За цветами в зимний лес». Ее стихи переводят на разные языки мира.
Стихи Барто – это страницы нашего детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто вырос с тех пор, как она начала писать для детей. Она спрашивала себя: « За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? Может быть за улыбку или за мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?»
Я предлагаю Вам вспомнить стихотворения А.Барто и поиграть в игру «Продолжи строчки стихотворения»:
Мячик
Наша Таня громко плачет:
…………………………….
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Бычок
Идет бычок, качается,
………………………………
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Зайка
Зайку бросила хозяйка –
…………………………….
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Мишка
Уронили мишку на пол,
…………………………
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Слон
Спать пора! Уснул бычок,
…………………………………….
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.
Козленок
У меня живет козленок,
……………………………..
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.
Кораблик
Матросская шапка,
…………………………….
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Учитель:
Герои стихов А.Барто – мальчишки и девчонки- хозяева своей страны. Героев своих поэтесса не придумывает. Они приходят в книжку из реальной жизни. Приходят такими, какими она увидела их в детском саду, в школе, в семье. Не случайно иные маленькие читатели всерьез считают, что это « про них» написано. Каждым своим стихотворением она поднимает настроение читателя до высоты радости, помогает ему не просто насладиться веселой игрой стиха, но и пробуждает в ребенке доброту, желание самому творить радость для других.
Учитель:
В творчестве А.Л.Барто есть стихи для детей разного возраста. В них отражаются те стадии роста, которые проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, на боль, на обиду, первое выговоренное слово, первые радости и первые огорчения, первые успехи и первые усилия.
-Кто главные герои стихотворений А.Барто? (Дети)
Да, большинство стихов А. Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Писательница часто «недоговаривает», как бы предлагая детям самим подумать над идеей стиха, над тем, кто совершил хороший поступок, а кто плохой. При том большинство стихов призваны побудить в детях доброту.
Мастер острого слова, Агния Барто находит для своих героев краткие и удивительно меткие характеристики. Отдельные фразы из её стихов, словно на крыльях разлетаются по белу свету, становятся детскими пословицами и поговорками:
«А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда». («Болтунья»)
«Есть такие люди –
Им всё подай на блюде!» («Лялечка»)
«Очень плохо жить на свете,
Если видеть всё не так». («Наш сосед Иван Петрович»)
«Один отряд сажает сад,
Другой его ломает». («Мы очищали старый сад»)
Викторина: Про кого и из чего?
1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (Зайку бросила хозяйка)
2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине?
(Купили в магазине резиновую Зину)
3.Кого дети решили прокатить в грузовике? (Кота)
4. Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»? (В гости)
5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз?
(В 1 класс)
Учитель:
Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс»,«О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
Прослушивание песен
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» 1939 г., «Слон и верёвочка» 1946 г., «Алёша Птицын вырабатывает характер» 1953 г., «Десять тысяч мальчиков» 1963 г., «Чёрный котёнок» 1965 г.
Учитель:
Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель, А. Л.Барто – личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям.
Знаете ли вы, что одними из самых любимых стихотворений А. Барто являются лирические – миниатюры из цикла «Игрушки». Над рабочим столом А.Барто висел автограф космонавта Юрия Гагарина с начальной строкой стихотворения « Уронили Мишку на пол». Стихотворение «Мячик» стало любимой шуточной песней туристов.
Никто не умеет смеяться так, как дети. Но никто не умеет, и расстраиваться так, как они. Уж если смеяться, то звонче всех, прыгают от радости чуть не до потолка, хлопают в ладоши. Но уж если горе, то переживают – сильнее некуда, льют слезы в три ручья. Агния Барто близко к сердцу принимает все, что происходит в душе ребенка. Стихи поэтессы наполнены радостью. Радуется она солнечно, неудержимо, озорно. Так умеют радоваться только дети. И как не радоваться - ведь в жизни хороших людей значительно больше, чем плохих. Шутливое слово, добрая и нежная улыбка не мешает Агнии Барто быть озабоченной. Ведь шутка может рассеять грусть, излечить горе. Дети легко переключаются с грустного настроения на веселое – стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом. Агния Барто отлично понимает эту особенность детской натуры.
Человеку бывает горько, если в трудную минуту он остается один, без друзей и товарищей. Стихи Агнии Львовны развивают в юном читателе стремление к добру и справедливости, чувство ответственности за все, что происходит вокруг.
Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана, писатель, сказал о Агнии Львовне:
«Она всегда идет на встречу одному поколению, провожая другое».
И хорошо, что книги Агнии Львовны Барто будут читать до тех пор, пока рождаются дети.
Заслуги Агнии Барто перед детской литературой высоко оценены народом.
Агнии Львовны нет, но с нами её поэзия, тепло её сердца, добро её дел. Мы с волнением перечитываем её строки, которые звучат как завещание: «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!»
Спасибо за внимание!