Внеклассное мероприятие в 4 классе: «Путешествие по родному городу»
Цели:
- в игровой форме проверить знания детей по истории города Казани;
- развивать интерес к истории, желание узнать больше;
- развивать коммуникативные навыки, умение играть в команде;
- развивать творческие способности.
Форма проведения: историческая викторина.
Оформление класса: Видеоаппаратура, видеокассеты, аудиозаписи, магнитофон, фотографии, рисунки.
Подготовительная работа: подготовить отрывки из литературных произведений, выучить наизусть стихи о Казани, подготовить реквизит для угадывания произведений.
Ход мероприятия:
(звучит музыкальное сопровождение – медленная татарская музыка)
Воспитатель. Мы отправляемся в путешествие по большой книге, название которой – «Казань». С каждым днем в эту книгу вписываются все новые страницы, мы же сегодня пролистаем уже написанные.
-Итак, начинаем. У нас 2 команды: «Знатоки» и «Умники». Им предстоит проверить свои знания, жюри же выявит сильнейшего.
1.Блиц опрос:
-Назовите столицу Татарстана? (Казань)
-Какие реки протекают по территории Казани? (Волга, Казанка)
-Назовите озера нашего города? (Кабан, Лебяжье)
-Сколько цветов на флаге Татарстана? (3)
-Какое животное изображено на гербе Татарстана? (белый барс)
-Какое существо изображено на гербе города Казани? (змей Зилант)
-Назовите президента Татарстана? (Р.Н. Минниханов)
2.Конкурс «Литературный» (домашнее задание).
-Проверим ваши знания по литературе.
-Каждая команда прочитает отрывок из произведений поэтов и писателей, чьи имена связаны с нашим городом. Задача другой команды – узнать автора и постараться назвать произведение.
(зачитываются отрывки из произведений Л. Толстого, Г. Тукая, А. Алиша, М. Джалиля, А. С. Пушкина, С. Аксакова)
3. Конкурс «Кому поставлен памятник?»
- В нашем городе много памятников знаменитым людям. Посмотрим, знаете ли вы их.
(показываются памятники Пушкину, Толстому, Тукаю, Джалилю).
4.Конкурс чтецов (домашнее задание).
- Вы подготовили стихи о Казани. Посмотрим, кто с большим выражением и чувством их прочитает.
5. Конкурс «Узнай писателя по описанию».
а) Этот писатель родился в деревне. Рано остался сиротой, жил очень бедно. В 9 лет стал заниматься русским, арабским, персидскими языками. Учился в медресе. Прожил всего 27 лет (Габдулла Тукай)
б) Этот писатель родился в Ясной поляне. Был графом, но жил в деревне, учил деревенских ребятишек грамоте. Он учился в Казани. (Лев Николаевич Толстой)
в) Этот поэт был в Казани несколько дней. Приезжал он сюда для сбора материала к своей книги. В нашем городе у него жили родственники.
(А. С. Пушкин).
6. Конкурс «Узнай памятник архитектуры».
Показываются иллюстрации или видеоряд (Спасская башня, башня Сююмбике, цирк, оперный театр, музей ИЗО)
-Кто такие зодчие?
-Сколько башен в Кремле?
-Назовите главную башню кремля (Спасская)
-С какой башней связано множество легенд? (башня Сююмбике)
-Сколько у нее ярусов (7)
-Почему она так называется?
-Кто построил белокаменный кремль – назовите зодчих (Иван Ширяев,Постник Яковлев).
-Со строительством какого здания связан приезд в Казань царя Петра I (Петропавловский собор)
-Наш город богат театрами. Сколько их? (7).
-Попробуйте их назвать.
-Перед вами 2 маски (показ масок). Какие жанры они олицетворяют? (комедия, трагедия).
7. Конкурс «Раскрой значение слова».
-Вы получили карточки со словами. Ваша задача – дать этому слову определение. (слова – афиша, программа, сцена. реквизит, рампа, спектакль)
-А теперь посмотрим, какие вы артисты.
8. Конкурс «Артистический».
-Нужно из имеющегося реквизита создать костюм и назвать, из какого он может быть произведения. («Водяная», «Шурале», «Болтливая утка», «Пчела и оса»)
-Итак, давайте подведем итоги. (Жюри подсчитывает очки).
-Вы видите, что изучать наш город можно бесконечно. Так давайте же будем и дальше листать страницы этой большой книги под названием «Казань», а также вписывать в нее новые, замечательные страницы.