ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СЕЛЕЗНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.В. ДУБЕНКО»
(ГОУ ЛНР «Селезневская СШ №18 имени Героя Советского Союза А.В. Дубенко»)
94331, Луганская Народная Республика, Перевальский район, пгт. Селезневка, ул.Комсомольская, 1,
тел. (06441) 98-3-31
E-mail: [email protected]
Внеклассное мероприятие в 9 классе на тему:
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»
Подготовила учитель
учитель физики и математики I квалификационной категории
Мищенко Елена Васильевна
2020
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….….3
Основная часть (сценарий мероприятия) …………………………………….….6
Список использованной литературы ……………………………………...…….15
Приложения …………………………………………………………………........16
Введение
Часто ли мы задумываемся над тем, что означают в нашей жизни слова? Те самые слова, которыми наполнен каждый наш день. И еще «вертящиеся на языке», и уже высказанные - то ли обдуманно, то ли в запале. Слова, которые объединяют нас с теми, с кем хочется быть рядом - и слова, разводящие нас «по углам» с теми, кто, то ли по недомыслию, то ли по расчету, не захотел понять нас и кого не поняли мы...
Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновенья, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое драгоценное - язык. А язык начинается со слова. Слово-это что-то бесценное, важное, «начало всех начал». Оно может стать соединительным мостиком - и быть разделяющей стеной. Поддержать в трудную минуту - и «обрушить небо на землю». Для каждого из нас цена слов – разная, но мы должны помнить о том, что каждое слово, так или иначе, формирует будущее - всех нас вместе и каждого в отдельности.
Известный русский философ Николай Бердяев писал, что слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве. И так хочется, чтобы в этом «царстве» миновало слово равнодушие и болезни, чтобы было оно всегда чистым и новым. Поэтому следует порой спрашивать себя: «Какой смысл я вложил в это слово? Тот ли он, что заложен изначально? Как я понимаю это слово?».
Велика сила человеческого слова! Именно поэтому мы должны очень аккуратно и бережно обращаться с ним, всякий раз обдумывать и рассуждать, не обижаем ли мы кого своим высказыванием, не задеваем ли чьих-то чувств.
Слово может ранить, задеть, оскорбить, но может и вдохновить, возродить к жизни, зажечь и согреть. Так нужно, чтобы мы взвешивали и обдумывали наши слова, ведь нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы из нашего сердца исходили только слова, взвешенные на весах нашей совести и испытаниям…
Актуальность внеклассного мероприятия
Со словами надо быть очень аккуратным. Ведь мы не знаем, как наше слово отзовется. Мы говорим по-разному, используем разные слова, разную интонацию. Даже одно и то же слово с разной интонацией приобретает разное значение. Но это же самое слово можно произнести так, что мы выразим огорчение на поступок человека. Есть слова, которые несут в себе негатив, оскорбление. Такими словами мы оскорбляем человека, принижаем его достоинство.
Надо уметь правильно использовать слова. В минуту горя надо найти такие слова, которые станут для человека поддержкой. Если сказать не те слова, мы можем подтолкнуть человека к тому, что он перейдет последнюю черту. Тогда ответственность за смерть этого человека будет на совести того, кто сказал такое слово.
Слова обладают великой силой. Каждому из нас надо стараться правильно использовать силу слов. Эту силу надо использовать только во благо.
Целью данного внеклассного мероприятия воспитание в подростках умения сострадать, сочувствовать, развитие дара общения, умения любить русскую речь, воспитание бережного, внимательного и грамотного отношения к слову.
Объектом исследования является показа негативного влияния грубых слов на психическое развитие детей; способствование развития дара общения, умения любить русскую речь.
Практическая направленность: данный материал может быть рекомендован к использованию на внеклассных мероприятиях в 9-11 классах, учителями обществознания, родителями и учащимися, которые изучив материалы, поймут, что как важно бережно относиться слову, его культуре.
Методы исследования: наблюдение, анализ, анкетирование.
Сценарий мероприятия
Тема: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Класс: 9
Цель внеклассного мероприятия: : прививать любовь к русскому языку; воспитать бережное отношение к нему; предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека мотивировать необходимость борьбы за чистоту слова.
Задачи внеклассного мероприятия:
Обучающие:
-обратить внимание на разговорную речь;
- показать негативное влияние грубых слов на психическое развитие
детей;
Развивающие:
-способствовать развитию дара общения, умения любить русскую речь.
Воспитывающие:
-воспитывать бережное внимательного и грамотного отношение к слову, к человеку; стремление к речевому совершенствованию, стремление понимать красоту родного языка.
Оборудование: выставка книг, компьютер, медиапроектор, экран, мультимедийная презентация, отрывок из д\ф «Великая тайна воды».
Методы обучения:
Репродуктивные: словесные, наглядные, мультимедийные, практические;
Продуктивные: проблемный, частично-поисковые (поиск и анализ разных источников информации, учебная дискуссия).
Формы обучения: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
Методы контроля:
- Устный
- Технологический
- Наблюдение
- Взаимопроверка
Приемы опроса:
- Устный с комментированием
- Устный фронтальный
- Беседы
План внеклассного мероприятия
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний по теме.
3.Ознакомление с новым материалом.
4.Работа по теме мероприятия.
5. Заключительный этап.
Ход внеклассного мероприятия
1.Организационный момент
Учитель. Добрый день! Сегодня тема нашего воспитательного часа звучит так: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся".
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
(Ответы детей)
Правильно, сегодня мы будем говорить о Слове.
Мир полон красот и чудес. И одно из них – слово. Божественный дар, которым наделён человек. Слово исполнено духовной силы, источник которой – наше сердце. Дар слова делает человек человеком. Слово раскрывает тайны ума и сердца, образ мыслей человека. Оно свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живёт в человеческой душе.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова из небольшого стихотворения Ф.И. Тютчева.(слайд 1)
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать ...
Слова эти имеют глубочайший смысл. А точнее множество смыслов: слова в поэзии, в отношениях любящих людей, в быту и на работе. Да везде, где человек общается с окружающими, он произносит слова, влекущие за собой различные последствия.
О «Слове» и его влиянии на человека говорили многие великие люди.
Вот высказывание Л. Н. Толстого: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».(слайд 2)
«…Слово — тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи» - так говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.(слайд 3)
Очень точно в своем стихотворении «Слова» сказал поэт Виктор Полторацкий: (слайд 4)
Слова бывают разные - то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово-утешение и слово-удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...
Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец, слова, которые он услышит от окружающих.
2.Актуализация знаний по теме
Учитель. Скажите, пожалуйста, почему нам приятно слышать добрые слова?
(Ответы детей)
Учитель. Что вы испытываете, когда слышите брань, грубость?
(Ответы детей)
Учитель. А как меняется ваше настроение в зависимости от того, какие слова вы слышите?
(Ответы детей)
Учитель. Предлагаю вам запомнить три золотых правила языка. Внимание на экран.(слайд 5)
(Чтение учащимися правил).
1. Думай, что говоришь.
2. Не говори того, чего не думаешь.
3. Не всё, что думаешь, говори.
Учитель. Такова золотая формула мудрой речи.
- Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и какие могут быть последствия.
Ученик.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Ученик. Послушайте одну историю.(слайд 6)
Личный врач А.С. Пушкина доктор Спасский словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего после дуэли Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва приподнялся на постели, ему было плохо. Он схватил руку доктора и спросил: «Скажите, доктор, есть ли какая-нибудь надежда? Могу я выздороветь?
«Никакой,- ответил Спасский. – Да что ж такое? Все умрем, батюшка! Вот и Пушкин умирает! Сам Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть. Больной опустил голову на подушку и умер в один день и почти в один час с Пушкиным.
Доктор потерял самообладание и погубил человека.
Учитель. Из этого рассказа мы видим, что обращаться со словом нужно осторожно. Всегда думайте, прежде чем говорить. Бывает так, что сгоряча наговоришь человеку разного, а потом сожалеешь, иногда очень сожалеешь. Но, как говорится, слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Это замечательная русская поговорка, которых так много в русском языке. Народом создано не мало пословиц и поговорок, подтверждающих силу слова.(слайд 7)
Предлагаю вам вспомнить их.
- Слово - не воробей, вылетит- не поймаешь.
- Слово пуще стрелы ранит.
- Слово не обух, а от него люди гибнут.
- От одного слова – да ссора на век.
- Слово выпустишь, так и крючком не втащишь.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Дорого бы дал за словечко, да не купишь.
Бритва скребет, а слово режет.
Бездушное слово сердце заморозит.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Ласковое слово не трудно, да споро.
Ласковое слово что весенний день.
Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит.
Недоброе слово больней огня жжет.
Не руби сплеча.
Слово — серебро, а молчание — золото.
Слово не нож, а до ножа доводит.
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык мой — враг мой: прежде ума говорит.
3. Ознакомление с новым материалом
Учитель. Ребята, мы живем среди людей. И каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду.
Послушайте, пожалуйста, притчу.
Видеоролик.
(https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s)
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
4.Работа по теме мероприятия
Учитель. Представьте - слово как живое существо, которое подобно человеку, может радоваться, обижаться, ругаться... Как и у человека, у каждого слова свой нрав и характер. Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и злые. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком "+" или со знаком "-".
То есть, СЛОВО – это еще и ЭНЕРГИЯ. (слайд 8)
Энергия добрая рождает гармонию и покой, отрицательная - убивает и разрушает все вокруг.
Учеными разных стран проводились научные опыты и эксперименты. Ими доказано, бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тыс. рентген.
Ученые обругали жидкость агрессивной бранью, после чего полили ею семена пшеницы. В результате, из тех зерен, которые были политы водой с агрессивной бранью, взошли только 48%, а семена, политые святой водой проросли на 93%. (слайд 9)
Но все чаще мы сталкиваемся с людьми, которые, не обращая внимания на окружающих, выражаются нецензурной бранью, сквернословят.
Обратимся к словарю Владимира Даля.(слайд 10)
Там сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, смрад, вонь, нравственное растление; всё богопротивное».
Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не только слушающего, но и говорящего. Более того, брань пагубно действует на всё мировоззрение, на весь космос, на экологию. Бранные слова сеют хаос, разрушение, гибель.
Страшно представить, что происходит с человеческим организмом. Наш организм на 90 % состоит из воды. Вода обладает памятью, она сохраняет воспринятую информацию.(слайд 11)
Предлагаю вам посмотреть видеоролик, как кристаллы воды реагируют на добрые и злые слова.
(Просмотр видеоролика).
(https://my.mail.ru/mail/07078574/video/975/3789.html)
Учитель. Что доказывают данные эксперименты?
Как часто мы говорим друг другу добрые слова?
Мы проводили с вами анкету о вреде сквернословия. Давайте послушаем ее результаты.
(Результаты анкетирования)
5.Заключительный этап
Учитель. Подводя итог сказанному, выведем своеобразное правило: моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. От всей души желаем вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и поступки, и слова!
И в заключение, хотелось бы привести слова Эдуарда Асадова.(слайд 12)
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"
Литература
Багманова А.Р., Артамонова М.О. «Феномен лжи в современном обществе», М., 2015.
2. Михайлова Т.А. «К «грамматике» заговора»// «Вопросы языкознания» № 2, стр. 137 1997 г.
3. Орлова Е. О. «Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия?» , Питер, 2011.
4. Скворцов Л.И. «Язык, общение и культура (Экология и язык)»// Русский язык в школе.1994. №1.
5. Толковый словарь В. Даля ON-LINE.
Интернет-ресурсы
1. https://multiurok.ru/files/nam-ne-dano-predugadat-kak-slovo-nashe-otzovetsia.html
2. https://my.mail.ru/mail/07078574/video/975/3789.html
3. https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s
Приложение
Приложение 1
Презентация к мероприятию
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14