Конспект открытого внеклассного мероприятия
«Конкурс грамотеев русского языка»
( 8-9 классы.
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
ДЗАГОЕВА З.Г.
ВВЕДЕНИЕ
Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная работа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются способности и умения, как отдельных учеников, так и команды. Игровые моменты выступают как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности, умению мыслить и рассуждать, говорить - что очень важно для учащихся данной категории, т.к. речь учащихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен. Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный интерес, пополняет активный словарь. Работа в команде развивает коммуникативные отношения, воспитывает чувство коллективизма, ответственности, личностно – ориентированные отношения.
Ценность мероприятия в том, что применение интерактивной доски, игровые ситуации и дидактические игры способствуют возникновению интереса к учебному предмету русский язык, значит процесс обучения становится более эффективным. При работе в команде решаются и воспитательные задачи. На протяжении всего мероприятия прослеживается личностно – ориентированный подход.
Форма проведения: внеклассное мероприятие с использованием игровых приёмов и заданий, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
ЦЕЛЬ: Повторение изученного материала по темам «Имя существительное « «Имя прилагательное» в виде конкурса двух команд.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: повышение познавательного интереса к предмету «Русский язык» через различные занимательно – познавательные задания;
2. Коррекционно- развивающая: способствовать развитию произвольного внимания, развивать умение анализировать, обобщать; работать над развитием связной устной речи учащихся;
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать терпимость друг к другу, умение выслушивать товарищей, работать в коллективе. принимать коллективные решения ; воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование : интерактивная доска, листочки бумаги, ручки, призы и сувениры.
Класс оформлен плакатами:
«Грамоте учиться – всегда пригодиться».
«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно, до последних дней своей жизни»
( К.Г. Паустовский),
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это наш клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (М.Горький)
«Родной язык – твоя душа, твой мир твой луч, люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит, твоё общенье, не допусти к нему пренебреженья!» (Г.Пурга
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И.Куприн),
ВЕДУЩИЙ :– Наш урок не простой, а весёлый, и поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные задания. Ведь это всё наш родной язык – удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем нескучный.
Разрешается думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.
Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
Язык, на котором мы говорим ,красив и богат. В этом мы еще раз убедимся, послушав наших учащихся. (Уч-ся читают стихи наизусть)
1-й чтец: Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда - в нём самом.
2-й чтец: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
3-й чтец: Он твой наставник- Великий, Могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание круче-
Выучи русский язык!
4-й чтец: Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Ведущий: –Сегодня мы путешествуем в страну «ЛИНГВИСТИКА» . Путешествие пройдёт в виде конкурса . А для этого нам надо две команды от 8 и 9 классов.
Представители 9 класса. займите своё место.
Представители 8 класса. займите своё место.
Сегодня в составе жюри самые эрудированные учителя – это ………………
Представление команд – команда 8 класса. – «Существительное»- капитан - …………….
Представление команды – команда 9 класса. –«Прилагательное» - капитан - ……………….
Начинаем игру .
1 конкурс– Приветствие команд (домашнее задание)
Команда «Существительное» -………………
Команда «Прилагательное» - …………………….
Приветствие для жюри (все вместе) –
-Вам и слава и почёт!
Все мы любим точный счёт.
2 конкурс– Разминка.
(ведущий, обращаясь поочерёдно к каждой команде, называет словосочетание, вместо которого, члены команд должны сказать одно слово – существительное)
Храбрый человек – храбрец
Болтливый человек – болтун
Ленивый человек – лентяй
Мудрый человек – мудрец
Сильный человек – силач
Умный человек - умник
Богатый человек - богач
Смелый человек - смельчак
Грубый человек – грубиян
Весёлый человек – весельчак
3 конкурс – Допиши существительное . ( на интерактивной доске)
(если нет доски, задание выполняется на листочках)
Белый - спелый –
Белое - спелое –
Белая - спелая –
4 конкурс – Подобрать синонимы. (устно)
Старый – (ветхий) добрый – (щедрый)
Жгучий – (жаркий) резкий – (грубый)
5 конкурс – Какого зверя так называют? (устно)
- косой –
- сохатый –
-серый –
- колючий –
- рогатый –
- косолапый –
6 конкурс – Что – какой? (письменно)
(подобрать как можно больше прилагательных к данным существительным за 1 минуту)
- дерево –
- река-
- лес –
7 конкурс- Конкурс капитанов. (Объясните, что значит :)
1-«как белка в колесе» --(беспрерывно, суетиться, хлопотать без результатов)
2.- «а Васька слушает да ест» ---- (один говорит, а другой не обращает внимания)
3.- «жить чужим умом» ----(не быть самостоятельным в своих поступках)
4.- «рукой подать» ---- (значит близко)
5.- «как баран на новые ворота» --- (смотреть недоумённо, тупо, не понимая, глуповато, растерянно, не соображая)
6.- «есть даром хлеб» -----( жить напрасно, не принося никакой пользы)
8 конкурс.– В каком магазине? (письменно)
(записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить тот или иной предмет)
овощи - овощной
книги – книжный
мебель – мебельный
продукты – продуктовый
цветы – цветочный
обувь – обувной
посуда – посудный
коньки – спортивный
9 конкурс –Найти существительные с прилагательным.
- В лес прозрачный, осенний, сосновый золотая вошла тишина.
10 конкурс – Образуй прилагательные.
Хвост рыбы – рыбий хвост
Жир свиньи –свинной жир
Глаз кошки – кошачий глаз
Клюв орла – орлиный клюв
Суп из рыбы – рыбный суп
Платок из пуха – пуховый платок
Дорога в горах – горная дорога
Дом из камня – каменный дом
11 конкурс – Диктант. (на листке бумаги)
(каждый участник команды пишет только по 2-3 слова и передаёт другому, и так пишут до окончания диктанта)
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы понимаем силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд. Русский язык помогает нам общаться, писать письма и стихи.
Ведущий: – Вот и закончился наш конкурс. Пока жюри подсчитывает баллы, вы поиграете ещё в одну игру.
«Кто больше составит слов»
Команда «Существительное» из слова «Прилагательное».
Команда «Прилагательное» из слова «Существительное».
Ведущий: – Жюри готово к подведению итогов. Слово жюри.
Награждение.
Ведущий: -Сегодня мы с вами путешествовали в страну «ЛИНГВИСТИКА», выполняли различные задания устно и письменно, получили призы и подарки. И в завершении так хочется прочитать удивительные строки про действительно ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ!
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный, то нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы. И сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!
РЕФЛЕКСИЯ.
Если вам конкурс понравился – поднимите палец вверх,
Если не очень понравился – палец вниз,
Если совсем не понравился – ничего не поднимайте.
Спасибо всем командам , жюри и зрителям.
До новых встреч!