Пояснительная записка.
Автор: Рубцова Лариса Михайловна – учитель химии МОУ – СОШ № 4 города Богданович Свердловской области, I квалификационная категория, педагогический стаж 16 лет.
Предмет: Химия
Форма: Внеклассное мероприятие « Путешествие в мир алхимии».
Данное мероприятие составляла с целью ознакомления учащихся с истоками возникновения химии, повышения интереса к изучаемому предмету, развития творческих способностей учащихся.
Подготовка к мероприятию:
Оформить зал, максимально приближено к временам алхимии.
Подготовить с учащимися сценку.
Подготовить необходимую посуду и реактивы для опытов. Проработать постановку опытов с учётом техники безопасности.
Подготовить медали с химическими элементами.
Используемая литература:
А.Д Шукайло Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. Москва,2014
С. В. Бочарова Предметная неделя химии в школе. Волгоград, 2013
С. Ю. Игнатьева Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день друзья, я рада приветствовать вас. Вы знаете, что у нас в школе проходит декада естественных наук, к ним относится и химия. К сожалению, декада заканчивается, и заканчиваем мы её «Путешествием в страну Алхимии». Что такое Алхимия?
Н.В. Гоголь сказал: «Алхимия - ключ ко всем познаниям, венец средневековой учёности – исполненный желания получить философский камень, который сулил его обладателю богатство и вечную жизнь. В 15-16 веке алхимия процветала. В первое время алхимиков считали колдунами, шарлатанами, считали, что чудо не имеет ничего общего с наукой не имеет, но в то же время алхимия дала миру несколько крупных открытий и изобретений. Именно в это время получены серная, азотная и соляная кислоты, царская водка, поташ, едкие щёлочи.
Итак, мы начинаем наше путешествие….Представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и находимся сейчас в 18 веке. Именно тогда процветала алхимия.
П
еред нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями. Итак, слово доктору алхимии.
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей?
Ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с её помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
Ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне – доктору алхимии, которого знает весь мир. (обращается к своему ученику) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите.
Опыт: Обмакивает палочку предварительно смоченную фенолфталеином в стакан со щелочью. Вода становиться розовой.

Ведущий: (нюхает) Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (забирая стакан) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.
Опыт: берёт 2 стакана, в одном карбонат натрия, в другом хлорид бария, и сливает, образуется белый осадок – «молоко».
Алхимик: Вот этот напиток тебе больше подойдёт, тем более, что «молоко» - очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно «молоко» превратить в воду.
Опыт: К « молоку» добавляет соляную кислоту, осадок растворяется.
Алхимик: Вот видишь, получили воду, ещё и газированную.

Ведущий: Спасибо Вам большое, за показанные чудеса, но нам хотелось бы увидеть, как с помощью волшебной палочки Вы можете добыть огонь.
Алхимик: Что же нет ничего проще (обращается к ученику), принеси-ка мне что-нибудь зажечь (приносят спиртовку).
Опыт: Палочкой касается фитиля (на палочке смесь состоящая из перманганата калия и серной кислоты).Спиртовка загорается.

Ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Всё это просто замечательно!
Алхимик: Ребята, а вы знаете такую поговорку: «Нет дыма без огня», а я могу её опровергнуть. Сын мой, помоги мне.
Опыт: Две пустые колбы соприкасаются, образуется белый дым ( в одной колбе раствор аммиака, а в другой соляная кислота).
Ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить Вас за всё интересное, что мы увидели и услышали здесь. А сейчас ребята покажите свои знания ( обращается к зрителям). Я загадываю загадки о химических элементах и веществах, ваша задача первыми их угадать. За правильный ответ, вы получаете один химический элемент. За наш сегодняшний вечер вы должны набрать как можно больше элементов. Загадывает загадки.

Молодцы! Оказывается, вы знаете химию, и с вами не произойдёт того, что случилось с абитуриентом…
Сценка.
Абитуриент: Здравствуйте, профессор.
Профессор: Проходите, садитесь. Вы что, экзамен пришли сдавать?
Абитуриент: Да.
Профессор: А вы хорошо подготовились?
Абитуриент: Конечно.
Профессор: Тогда вам нетрудно будет ответить на следующий вопрос: Что называют гомологами?
Абитуриент: Гомологи – это….(потусторонний голос)Гомологами называются вещества, сходные по строению и химическим свойствам и отличающиеся друг от друга на одну или несколько гомологических групп.
Профессор: Кто это говорит?


Абитуриент: Я, товарищ профессор.
Профессор: Странно, но мне показалось…
Абитуриент: Что вы, что вы, это я говорил! (наклоняясь к борту пиджака) Коля не так громко.
Потусторонний голос: Хорошо
Профессор: А скажите, какие продукты образуются в результате горения метана?
Потусторонний голос (невнятный шепот)
Профессор: Что вы там шепчите?
Абитуриент: Вспоминаю…(наклоняясь к борту пиджака) Коля громче!
Потусторонний крик: Углекислый газ и вода!
Профессор: Что вы так кричите, я же не глухой.
Голос по радио: Внимание, внимание! Говорит Москва. Передаём объявления.
Профессор: Где это радио говорит?
Абитуриент: Не знаю, наверное в соседней комнате (наклоняясь к борту пиджака) Коля, в чём дело?
Потусторонний голос: Чёрт его знает, какая-то станция примешивается.
Профессор: Скажите, что вы знаете по поводу обмена атомами в реакциях замещения?
Голос по радио: Все справки по поводу обмена можно получить в конторе «Мосгорсправка».
Профессор: В какой конторе?
Голос по радио: А также звоните по телефону Д – 108 – 01.
Профессор: Ни по какому телефону я звонить не буду. И вообще, этого вопроса вы не знаете. Задаю последний вопрос: Как получить полиэтилен?
Голос по радио: Можно получить на базе минеральных вод №18 БИС за безналичный расчёт.
Профессор: За какой расчёт, вы с ума сошли?
Голос по радио: Больные язвой желудка обслуживаются вне очереди.
Абитуриент: (наклоняясь к борту пиджака) Коля, давай выручай.
Потусторонний голос: (хрипит) Батареи садятся…..
Ведущий: Благодарим участников сценки.
А сейчас мы поиграем (выходят желающие).Каждый из вас получил химический элемент. Ваша задача как можно быстрее найти себе пару, чтобы образовалось вещество, как можно быстрее. За быстрый и правильный ответ пара получает химический элемент.
Оценки выставляются по количеству полученных химических элементов.

