Внеклассное мероприятие по литературе
«В мире басен И.А. Крылова»
Фомина Д.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Унгуркуйская ООШ»
Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова.
проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова.
отрабатывать навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.
Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.
Форма внеклассного мероприятия: игра.
Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Оформление зала: художественно оформленные цитаты – «морали» басен Крылова И.А., портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг "Басни Крылова", карточки с изображением предметов из басен, «черный ящик», место для жюри, протоколы подведения итогов.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Уж сколько раз твердили миру,
Что в баснях есть мораль, но только всё не впрок.
Невежам, неучам, бездельникам, лентяям
Хочу сегодня я преподнести урок.
Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,
Их мудрая мораль живёт в веках
Быть может в них увидите себя, а может и другого
Судить об этом мы не будем впопыхах.
А приглядимся и подумаем мы с вами:
Исправить можно что-то нам сейчас.
Ведь жизнь у нас
Настал тот час.
Ведущий:
Итак, начинаем наше мероприятие.
Позвольте Вам, друзья представить
Тех, кто судьбами сегодня будет править.
(Представление судейского состава)
Ведущий:
Посмотрите на доску (ВОЛЫРК НАВИ) именно так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Иван Андреевич. И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?
(Дети: Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русский язык. Русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками т пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить.)
Ведущий:
1 задание: «Крылатые выражения».
Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа».
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Так писал о Крылове М. Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим, что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”?
(Дети: многие слова и выражения из произведений И.А. Крылова стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.)
Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл:
А Васька слушает да ест.
Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
А воз и ныне там.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться?
И, как открыть его, никак не догадался: а Ларчик просто открывался.
У сильного всегда бессильный виноват.
Ведущий:
2 задание: «Герои говорят»
Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой?
-Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье моё
С песком и илом? (Волк, «Волк и Ягненок»)
-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и Лисица»)
-Все про очки лишь мне налгали;
А проку нá волос нет в них…(Мартышка, «Мартышка и очки»)
-Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)
- А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился. (Осёл, «Осёл и Соловей»)
- «Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…(Ловчий, «Волк на псарне»)
Ведущий:
3 задание: «Фразы из басен»
Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.
Знать, она сильна… Оглянуться не успела … Чем кумушек считать трудиться … Хоть видит око … Чтоб музыкантом быть … Когда в товарищах согласья нет… Уж сколько раз…… А Васька слушает … А вы, друзья, как ни садитесь … А ларчик … Ты виноват уж тем… Сыр выпал… Избави, бог, и нас … Невежда про нее … А если корень иссушится… Невежда также в ослепленье А примешься за дело сам... Лягушкам стало не угодно… | …что лает на слона …просто открывался …так надобно уменье …да зуб неймёт …что хочется мне кушать …всё в музыканты не годитесь …не лучше ль на себя кума, оборотиться …да ест …с ним была плутовка такова …на лад их дело не пойдет …как зима катит в глаза …..твердили миру …так напроказишь вдвое хуже ….правление народно …бранит науки и ученье … от этаких судей. …свой толк всё к худу клонит …не станет дерева, ни вас |
Ведущий:
4 задание: «Центон».
Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.
Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).
Текст для капитанов команд:
Вот пуще прежнего пошли у них разборы 1-4 классы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Квартет», «Осёл и Соловей»)
Зубастой Щуке в ум пришло 5 класс
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту пору Лиса близехонько бежала.
(«Щука и Кот», «Ворона и Лисица»)
По улицам Слона водили, 8 класс
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!"
Пришли с огнем.
Отколе ни возьмись, навстречу …
(«Слон и Моська», «Волк на псарне»)
Однажды Лебедь, Рак и Щука, 6 класс
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки -
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
(Басни: «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)
А ты….ахти какой позор! 9 класс
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут, кот Васька вор!
И Ваську – де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню…
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
(«Кот и повар», «Осёл и Соловей»)
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, 7 класс
Тихохонько медведя толк ногой…
А у людей она слыхала,
Что это зло не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки»)
Ведущий:
5 задание: игра «Что в чёрном ящике?»
В ящике предметы: очки, зеркало, сыр, кафтан, тарелка с ложкой, жёлудь. Команды должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адрес Адресом служит заглавие басни героев которой является владелец данной вещи. (например, Мартышка из басни «Мартышка и Очки», зеркало отдать обезьяне из басни «Зеркало и Обезьяна», сыр отдать Вороне из басни «Ворона и Лисица», кафтан отдать Тришке из басни «Тришкин кафтан», тарелку и ложку отдать Демьяну из басни «Демьянова уха», жёлудь отдать Свинье из басни «Свинья под Дубом»).
Ведущий:
6 задание: конкурс «Умников и Умниц»
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Ворона и Лисица. 1-4 классы
Вороне где-то _____ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _____________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
____________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так ____________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за _____________, что за глазки!
Лебедь, Рак и Щука. 6 класс
Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.
Квартет 5 класс
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.
Волк на псарне 7 класс
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
Обоз. 8 класс
С горшками шел ___________,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь _____________ на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, _____________,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как ___________;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную _____________,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Волк и Ягнёнок 9 класс
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
Ведущий:
7 задание: «Весёлые побасенки».
Первая побасенка:
… Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись…
В конкурсе «Однажды Лебедь, Рак да Щука…» участвуют 3-и человека: двое из команды 1 и один из команды 2. Вам нужно пристегнуть канаты на талии и по команде «начали» каждый участник должен дотянуться до карточки (карточки лежат на стуле надписью вниз), и прочитать, что там написано. А противник из другой команды не должен ему дать прочитать. Итак, команды готовы? Начали….
«Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!» мораль басни «Чиж и Голубь»
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». Мораль басни «Квартет»
«Я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки» из басни «Слон и Моська»
Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»
«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» - известная фраза из басни «Квартет»
Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» из басни «Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ.
Вторая побасенка:
Проказница – Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет…
Как вы знаете Квартет – это ансамбль из четырёх исполнителей (музыкантов или певцов). Приглашается Квартет из команды 1. Я вам раздаю музыкальные инструменты:
- Чумбата / 2-е металлические банки с фасолинами /;
- Блямс /2-е старые крышки от кастрюль/;
- Траля - ля /1 терка и железная ложка/;
- Тум – там /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.
Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни «В траве сидел кузнечик». (Команда выполняет задание. Получается смешная какофония)
Ну что можно сказать:
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь»
Ведущий:
8 задание: «Алло, мы ищем таланты»
- Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен.
Ведущий:
Подведение итогов.
– Чему учат нас басни И.А. Крылова?
(Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.)
Ведущий:
С того дня, когда Крылов писал басни, прошло более 200 лет, а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И. А. Крылова.
Слово жюри, подведение итогов.
Объявление результатов соревнования между командами.
14