СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "В мире басен И.А. Крылова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе«В мире басен И.А. Крылова» разработано для учащихся 5-9 классов. Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "В мире басен И.А. Крылова"»

Внеклассное мероприятие по литературе

«В мире басен И.А. Крылова»

Фомина Д.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Унгуркуйская ООШ»



Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

  • расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова.

  • проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова.

  • отрабатывать навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.

Форма внеклассного мероприятияигра.

Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

Оформление зала: художественно оформленные цитаты – «морали» басен Крылова И.А., портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг "Басни Крылова", карточки с изображением предметов из басен, «черный ящик», место для жюри, протоколы подведения итогов.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Уж сколько раз твердили миру,

Что в баснях есть мораль, но только всё не впрок.

Невежам, неучам, бездельникам, лентяям

Хочу сегодня я преподнести урок.

Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,

Их мудрая мораль живёт в веках

Быть может в них увидите себя, а может и другого

Судить об этом мы не будем впопыхах.

А приглядимся и подумаем мы с вами:

Исправить можно что-то нам сейчас.

Ведь жизнь у нас

Настал тот час.

Ведущий:

Итак, начинаем наше мероприятие.

Позвольте Вам, друзья представить

Тех, кто судьбами сегодня будет править.

(Представление судейского состава)

Ведущий:

Посмотрите на доску (ВОЛЫРК НАВИ) именно так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Иван Андреевич. И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?

(Дети: Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русский язык. Русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями. Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками т пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить.)

Ведущий:

1 задание: «Крылатые выражения».

Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа». 

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Так писал о Крылове М. Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим, что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”?

(Дети: многие слова и выражения из произведений И.А. Крылова стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.)

Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл:

  • А Васька слушает да ест.

  • Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

  • А воз и ныне там.

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться?

  • И, как открыть его, никак не догадался: а Ларчик просто открывался.

  • У сильного всегда бессильный виноват.

Ведущий:

2 задание: «Герои говорят»

Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой?

-Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье моё

С песком и илом? (Волк, «Волк и Ягненок»)



-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и Лисица»)



-Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них…(Мартышка, «Мартышка и очки»)



-Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)



- А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился. (Осёл, «Осёл и Соловей»)


- «Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю…(Ловчий, «Волк на псарне»)

Ведущий:

3 задание: «Фразы из басен»

Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

Знать, она сильна…

Оглянуться не успела …

Чем кумушек считать трудиться …



Хоть видит око …

Чтоб музыкантом быть …

Когда в товарищах согласья нет…



Уж сколько раз……

А Васька слушает …

А вы, друзья, как ни садитесь …



А ларчик …

Ты виноват уж тем…

Сыр выпал…



Избави, бог, и нас …

Невежда про нее …

А если корень иссушится…




Невежда также в ослепленье

А примешься за дело сам...

Лягушкам стало не угодно…

…что лает на слона

…просто открывался

…так надобно уменье

…да зуб неймёт

…что хочется мне кушать

…всё в музыканты не годитесь

…не лучше ль на себя кума, оборотиться

…да ест

…с ним была плутовка такова

…на лад их дело не пойдет

…как зима катит в глаза

…..твердили миру

…так напроказишь вдвое хуже

….правление народно

…бранит науки и ученье

… от этаких судей.

…свой толк всё к худу клонит

…не станет дерева, ни вас



Ведущий:

4 задание: «Центон».  

Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).

Текст для капитанов команд:

Вот пуще прежнего пошли у них разборы 1-4 классы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».

(«Квартет», «Осёл и Соловей»)


Зубастой Щуке в ум пришло                                    5 класс

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту пору Лиса близехонько бежала.

(«Щука и Кот», «Ворона и Лисица»)


По улицам Слона водили,                                          8 класс

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Бегут: иной с дубьем,

Иной с ружьем.

"Огня! - кричат, - огня!"

Пришли с огнем.

Отколе ни возьмись, навстречу …

(«Слон и Моська», «Волк на псарне»)


Однажды Лебедь, Рак и Щука,                                  6 класс

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки -

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

(Басни: «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)


А ты….ахти какой позор!                                          9 класс

Теперя все соседи скажут:

«Кот Васька плут, кот Васька вор!

И Ваську – де не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню…

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

(«Кот и повар», «Осёл и Соловей»)


Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,            7  класс  

Тихохонько медведя толк ногой…

А у людей она слыхала,

Что это зло не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки»)


Ведущий:

5 задание: игра «Что в чёрном ящике?»

В ящике предметы: очки, зеркало, сыр, кафтан, тарелка с ложкой, жёлудь. Команды должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адрес Адресом служит заглавие басни героев которой является владелец данной вещи. (например, Мартышка из басни «Мартышка и Очки», зеркало отдать обезьяне из басни «Зеркало и Обезьяна», сыр отдать Вороне из басни «Ворона и Лисица», кафтан отдать Тришке из басни «Тришкин кафтан», тарелку и ложку отдать Демьяну из басни «Демьянова уха», жёлудь отдать Свинье из басни «Свинья под Дубом»).


Ведущий:

6 задание: конкурс «Умников и Умниц»


Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Ворона и Лисица. 1-4 классы

Вороне где-то _____ послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да _____________, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

____________ к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так ____________, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за _____________, что за глазки!


Лебедь, Рак и Щука. 6 класс

Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.


Квартет 5 класс

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.



Волк на псарне 7 класс

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Обоз. 8 класс

С горшками шел ___________,

И надобно с крутой горы спускаться.

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь _____________ на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, _____________,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

"Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как ___________;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную _____________,-

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!


Волк и Ягнёнок 9 класс

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.


Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

Моё



Ведущий:

7 задание: «Весёлые побасенки».


Первая побасенка:

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись…

  В конкурсе «Однажды Лебедь, Рак да Щука…» участвуют 3-и человека: двое из команды 1 и один из команды 2. Вам нужно пристегнуть канаты на талии и по команде «начали» каждый участник должен дотянуться до карточки (карточки лежат на стуле надписью вниз), и прочитать, что там написано. А противник из другой команды не должен ему дать прочитать. Итак, команды готовы? Начали….

  1. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!» мораль басни «Чиж и Голубь»

  2. «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». Мораль басни «Квартет»

  3. «Я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки» из басни «Слон и Моська»

  4. Басня «Стрекоза и муравей» содержит фразу – «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»

  5. «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь» - известная фраза из басни «Квартет»

  6. Выражение «не лучше ль на себя оборотиться?» из басни «Зеркало и обезьяна» раскрывает истину о том, что в отражении обезьяна видела именно свой образ.

Вторая побасенка:

Проказница – Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет…

  Как вы знаете Квартет – это ансамбль из четырёх исполнителей (музыкантов или певцов). Приглашается Квартет из команды 1. Я вам раздаю музыкальные инструменты:

- Чумбата / 2-е металлические банки с фасолинами /;

- Блямс /2-е старые крышки от кастрюль/;

- Траля - ля /1 терка и железная ложка/;

- Тум – там /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.

Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни «В траве сидел кузнечик». (Команда выполняет задание. Получается смешная какофония)



Ну что можно сказать:

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!» -

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»


Ведущий:

8 задание: «Алло, мы ищем таланты» 

- Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен.

Ведущий:

 Подведение итогов.

– Чему учат нас басни И.А. Крылова?
(Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.)
Ведущий:

С того дня, когда Крылов писал басни, прошло более 200 лет, а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И. А. Крылова.

Слово жюри, подведение итогов.

Объявление результатов соревнования между командами.











14