

Выполнила:
учитель МАОУ
"Молчановская СОШ №1"
Александренко Г.В
Цель:
привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов,
способствовать развитию нравственных качеств учащихся,
обучать навыкам группового взаимодействия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайд-программа.
Ход занятия
1. Начало мероприятия
Учитель читает стихотворение “Ступени”.
-Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!
-Это странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.
День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.
2. Практические упражнения.
2.1. Обсуждение:
- Ребята, кто такие люди – инвалиды? (обсуждение, краткий итог)
- Скажите, инвалидом можно только родиться? (обсуждение, итог, что не только родиться с врожденным заболеванием, но и стать инвалидом в результате несчастного случая или болезни)
- Ребята, доводилось ли Вам встречать инвалида? (обсуждение, итог)
- Какие эмоции и чувства вызвала у Вас встреча с человеком инвалидом?
Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика.
- Ребята, перед Вами ситуации:
1.Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
2. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
3. Объясните жестами, что хотите, чтобы товарищ объяснил Вам домашнее задание.
(выполняют задания, далее обсуждаем)
-Скажите, что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
-На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.
(просмотр видео «Один день из жизни инвалида»)
3. Истории о людях-инвалидах.
-Ребята, Международный день, посвященный людям с ограниченными возможностями, был установлен 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Этот праздник направлен на привлечение внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, на защиту их прав и достоинства.
Ученик:
Кто сказал, что вы не такие?
Вы – полноправные, вы – граждане страны
И нам, и нашему народу, и России
Вы так же, как любой другой, нужны.
Ученица:
Весь мир сегодня день ваш отмечает,
Ведь чтобы сложности все преодолевать
Легко – и каждый это знает,
Нельзя ни в коем случае грустить или робеть.
Ученик:
Сегодня день особый,
Для особенных людей,
Мы все желаем, чтоб недуги
Прочь ушли скорей.
Ученица:
Пусть солнце светит ярче, –
Красивый огонёк,
И помни, в этой жизни, ты не одинок!
- Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Уже много лет проводятся различные спортивные соревнования и специальные Олимпийские игры. Часто такие люди показывают высокие результаты.
Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов.
Бетховен.
Слепые музыканты.
Художник Г. Журавлёв – у него не было рук, рисовал кистью, зажав её зубами.
Известные деятели науки и культуры, у которых сахарный диабет. Российские актёры М. Боярский, Ю.Никулин, Элвис Пресли, рок-певец, изобретатель Томас Эдисон, Фёдор Шаляпин русский певец. Всем помогает внимание и доброта людей.
-Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
-Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
-За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
(просмотр «Парень на турнике»)
-Несмотря на все трудности, инвалиды подают нам здоровым людям пример сострадания и мужества, милосердия и доброты.
4. Понятие «Доступная среда»
В настоящее время в мире, в нашей стране реализуется программа «Доступная среда», которая включает в себя систему мер для того, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя полноценно.
А что мы можем сделать для человека-инвалида? (обсуждение, итоги, буклет «Правила этикета при общении с инвалидами»)
- Пример Константина Хабенского, который свой гонорар отдает на лечение детей – онкобольных.
-Ребята, недавно вы смотрели мультфильм «Лети, лети, лепесток», в чем главная идея этого мультфильма? (обсуждение)
5. Итог занятия.
- В нашей школе тоже обучаются дети – инвалиды, вы все их видели. Надеюсь, вы захотите пообщаться с ними, предложить им посильную помощь. Какую помощь именно вы сможете оказать таким ребятам?
- В заключении, я задам вам ещё один вопрос. Понравится ли ребёнку или взрослому человеку, если ему всё время будут напоминать о его недуге? Жалеть? Как надо относиться к «особому» ребёнку, человеку? (как к полноценному человеку, но помогать при необходимости).
Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения.
Подведение итогов, просмотр видеоролика «Жить»