МБОУ « СШ с. Становое» Открытое внеклассное мероприятие «Войди в лес другом» |
Подготовила и провела на заседании РМО
учителей естественных наук:
учитель географии Лахтикова Лидия Дмитриевна
Цель: формирование экологической культуры у школьников.
Задачи:
формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.
способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;
развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;
воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях;
. формировать навыки работы в команде, творческую компетентность.
Форма проведения: командные соревнования (работа в группах)
Оборудование: экран, компьютер со слайдами, микрофоны.
Видеозапись «Звуки леса», «Вместе весело шагать», «Лесной марш». Загадки. Листки, на которых команды дают ответы. Памятки о сроках разложения разных видов отходов для ребят и членов жюри.
Ход мероприятия.
Видеоролик с голосами лесных птиц. На этом фоне ведущий зачитывает слова Р. Гамзатова (эпиграф на слайде 1 )
И ещё боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу,
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу…
Р. Гамзатов
Учитель: - Ребята, отгадайте загадки.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой. (лес) (слайд 2)
Учитель: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес) (слайд 3)
Учащиеся определяют тему мероприятия (слайд 4 )
Конкурс «Визитка» (слайд 5)
Каждая команда представляет эмблему, говорит название команды и зачитывает свой девиз (5 баллов).
2. Конкурс «Собираемся в поход» (слайд 6-7)
- Команды за 2 минуты пишут названия предметов, которые они возьмут в поход.
( Называют предметы)
Учитель:
Если сможете отгадать загадки, получите ещё необходимые вещи в походе.
( слайды )
Возьми, дружок,
Меня в поход!
Со мной никто
Не пропадёт!
Дорогу
Точно укажу!
Куда идти, –
Всегда скажу! (компас)
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (карта)
Подарили мне подарок,
До чего же повезло.
Всё рассматривать я буду
В это толстое стекло. (лупа)
Своих глаз нет,
А видит далеко. ( бинокль)
Учитель:
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару спасала бы.
Каждому правила знать не мешало бы.
-Ребята, а какие правила поведения в лесу вы знаете? (слайд 8-9)
1. не шуметь
2. не рвать цветы
3. не сорить
4. не ломать деревья и кусты
5. не разжигать огонь
6. не резать ножом кору деревьев
7. не разорять птичьих гнёзд
8. не разорять муравейники
9. знать ядовитые растения и грибы и не брать их в руки
10. не пробовать плоды растений, которых не знаешь
11. бережно относиться к дарам природы…
Учитель: Что ни шаг, то новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за невидимой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Давайте, друзья, по тропинке пойдём,
Ответы искать под зеленым шатром.
(Уч-ся поют песню «Вместе весело шагать» под минусовку)
3. Конкурс «Найди ошибку». Какие правила поведения в лесу были нарушены туристами? (слайд 10 )
Учитель: Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку). Каждый правильный ответ – 1 балл.
1 турист: «Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр».
2 турист: «Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю».
1 турист: «Предлагаю подкрепиться».
2 турист: «А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?»
1 турист: «Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь».
2 турист: «Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать».
1 турист: «А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сбил ногой, - они ядовитые».
( Подведение итогов)
Вывод о правилах поведения.
(Рассказывают ребята) Видео «Голоса леса»
Ученики:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Сосны, ели, березы и клены-
Это лес – он друг наш зеленый!
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
4 .Конкурс «Ориентирование» (слайды 11-13).
Учитель: Чтобы не заблудиться в лесу, вспомним, по каким природным признакам можно ориентироваться?
5. Конкурс «Определи дерево по листьям» ( слайды 14-35)
(Дети читают стихотворения) Видео «Голоса леса»
1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
2. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!
6. Конкурс «Отгадай ребусы» (слайды 36-52):
скворец
воробей
иволга
синица
филин
сорока
7. Конкурс «Грибы» ( слайды 53-67)
Учитель: Одна команда определяет съедобные грибы, вторая – несъедобные.
8. Конкурс «Живые синонимы» (Слайд 68-70 )
Хитрый, как … (лиса).
Трусливый, как … (заяц).
Запасливый, хозяйственный … (белка).
Косолапый, как … (медведь).
Голодный, как … (волк).
Колючий, как … (еж).
Мчаться, как … (олень).
Переваливаться, как … (медведь).
Выть, как … (волк).
9. Конкурс « Чей хвост?» ( Слайды 71-80)
Отгадайте животное по описанию его хвоста.
◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц)
◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк)
◘ Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса)
◘ Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь)
◘ Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
◘ Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом. (Поползень)
◘ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. (Дятел)
◘ Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает. (Лягушка)
10. Конкурс « Ситуация» (Слайд 81)
Ситуация 1. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит его молоком, а в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
-А что ты сделал для своего ёжика? – спросил он у Коли.
-А я его отнёс в лес и выпустил на волю.
- Ребята, кто из мальчиков поступил правильно?
Ситуация 2. Оля и Лида пошли в лес. В лесу они отдыхали, обедали. Собираясь домой, Оля собрала остатки еды, бумагу, пакеты и бросила их под куст. Лида собрала всё и положила в свою сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Никто не увидит.
А Лида ответила подруге: ………………………..
-Что, по-вашему, ответила Лида?
Учитель: Мы часто с вами говорим о том, что в лесу, если мы выбираемся на пикник или бываем там на прогулке, нельзя ничего оставлять, не надо выбрасывать мусор. А почему?
Давайте прочитаем памятки «Сроки разложения различных видов отходов в природе» (раздают памятки и жюри). (Обсуждение)
Памятка «Сроки разложения различных видов отходов в природе» (Слайд 82 )
• Пищевые отходы. Разлагаются около месяца.
• Брошенный на землю окурок, а, точнее, сигаретный фильтр, будет распадаться до 3 лет.
• Газетная бумага. Срок разложения от 1 месяца до 1 сезона.
• Картонные коробки разлагаются в течении 3-х месяцев.
• Бумага обычная. Срок разложения 2 года.
• Железные банки. Срок разложения 10 лет.
• Изделия из пластмассы. Срок разложения около 100 лет.
• Старая обувь - 10 лет.
• Изделия из тканей. Срок разложения 2-3 года.
• Обломки кирпича и бетона - 100 лет.
• Фольга. Срок разложения более 100 лет.
• Электрические батарейки. Срок разложения 110 лет.
• Резиновые покрышки. Срок разложения 120- 140 лет.
• Пластиковые бутылки. Срок разложения около 180-200 лет.
• Пакеты из полиэтилена, в которые расфасовывается большинство товара, разлагаются в срок от 100 до 200 лет.
• Алюминиевые банки - почти самый опасный мусор. Срок разложения 500 лет.
• Срок разложения стекла более 1000 лет, еще как минимум 12 -15 поколений будет наслаждаться нашими осколками.
Учитель: Задумываясь об экологических проблемах, следует понимать, что мы спасаем не только землю, а в первую очередь, себя.
Дети:
На нашем шарике земном,
Где родились мы и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
Вот в лесу растет фиалка,-
Разве рвать ее не жалко?!
Голубеют, как из сказки,
Незабудок нежных глазки.
Носят юбочки цветные
Колокольчики лесные.
Даже старый мох седой
Вырос с рыжей бородой!
Все цветы для всех растут,
Их не рвите! Пусть живут!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком,
Так надо им и быть.
11. Конкурс капитанов (слайд 83)
1. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
2. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
3. Птица-гадалка. (Кукушка.)
4. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
5. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)
6. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
7. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
8. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)
9. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
10. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
Жюри оценивает конкурс. (слайд 84)
13. Конкурс « Собери пословицу» (слайд 85-86 )
( Команды получают листки с перемешанными продолжениями пословиц)
Враг природы тот кто лес не бережет.
Лес и вода родные брат и сестра.
Без корня и трава не растет.
Одно дерево погубил посади сорок.
Рощи да леса родного края краса. Сухое дерево горит сырое урожай дарит.
Учитель:
Давайте, ребята, сделаем вывод о роли и значении леса на нашей планете.
(слайды 87-93)
( Видео «Звуки леса»)
( Читают дети)
Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба – парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Звучит песня « Лесной марш»
Подведение итогов. Награждение команд грамотами.
( слайд 87-88)
Угощение детей и гостей дарами леса (яблоками) (слайд 89)
Памятка «Сроки разложения различных видов отходов в природе»
• Пищевые отходы. Разлагаются около месяца.
• Сигаретный фильтр брошенного окурка будет распадаться до 3 лет.
• Газетная бумага. Срок разложения от 1 месяца до 1 сезона.
• Картонные коробки разлагаются в течении 3-х месяцев.
• Бумага обычная. Срок разложения 2 года.
• Железные банки. Срок разложения 10 лет.
• Изделия из пластмассы. Срок разложения около 100 лет.
• Старая обувь - 10 лет.
• Изделия из тканей. Срок разложения 2-3 года.
• Обломки кирпича и бетона - 100 лет.
• Фольга. Срок разложения более 100 лет.
• Электрические батарейки. Срок разложения 110 лет.
• Резиновые покрышки. Срок разложения 120- 140 лет.
• Пластиковые бутылки. Срок разложения около 180-200 лет.
• Пакеты из полиэтилена, в которые расфасовывается большинство товара, разлагаются в срок от 100 до 200 лет.
• Алюминиевые банки - почти самый опасный мусор. Срок разложения 500 лет.
• Срок разложения стекла более 1000 лет, еще как минимум 12 -15 поколений будет «наслаждаться» нашими осколками.
Не засоряйте природу!
Памятка «Сроки разложения различных видов отходов в природе»
• Пищевые отходы. Разлагаются около месяца.
• Сигаретный фильтр брошенного окурка будет распадаться до 3 лет.
• Газетная бумага. Срок разложения от 1 месяца до 1 сезона.
• Картонные коробки разлагаются в течении 3-х месяцев.
• Бумага обычная. Срок разложения 2 года.
• Железные банки. Срок разложения 10 лет.
• Изделия из пластмассы. Срок разложения около 100 лет.
• Старая обувь - 10 лет.
• Изделия из тканей. Срок разложения 2-3 года.
• Обломки кирпича и бетона - 100 лет.
• Фольга. Срок разложения более 100 лет.
• Электрические батарейки. Срок разложения 110 лет.
• Резиновые покрышки. Срок разложения 120- 140 лет.
• Пластиковые бутылки. Срок разложения около 180-200 лет.
• Пакеты из полиэтилена, в которые расфасовывается большинство товара, разлагаются в срок от 100 до 200 лет.
• Алюминиевые банки - почти самый опасный мусор. Срок разложения 500 лет.
• Срок разложения стекла более 1000 лет, еще как минимум 12 -15 поколений будет «наслаждаться» нашими осколками.
Не засоряйте природу!
13