Методическая разработка
«Вторая жизнь ненужных вещей»
Внеклассное мероприятие для учащихся 1- 4 классов.
Цель: создание условий для ознакомления с экологическими проблемами и формирования у обучающихся ответственного и бережного отношения к
окружающему миру.
Время проведения: апрель 2020 года.
Место проведения: кабинет 3 класса.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальная аппаратура, реквизиты для костюмов, оборудование и материалы для творческой мастерской.
Форма проведения: творческая лаборатория
Подготовительная работа:
подготовка группой учащихся рекламы мероприятия;
ответственные за оформление кабинет, наглядности;
ответственные за поиск информации в интернете, СМИ, литературе;
ответственные за составление презентации;
ответственные за ведение мероприятия (ведущие).
Подготовительная работа:
Создание презентации Microsoft Office Power Point .
Создание готовых изделий, выполненных из бросового материала.
Подготовка материала для предстоящего занятия (столы, термопистолеты, силиконовые стержни, бросовый материал, стразы для украшения, старые компакт- диски; остатки бумажной трубы, немного картона).
Ход мероприятия
Ведущий: Шестакова Г.В. Здравствуйте, ребята и взрослые!
Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, а вы внимательно послушайте.
Для вас сценка в исполнении обучающихся начальных классов.
Ведущий: Как-то раз дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик пошли искать клад.
Кот Матроскин: И как это я сам не додумался про клад? Ведь мы теперь и корову купим, и в огороде можем не работать. Мы всё можем на рынке покупать.
Шарик: И в магазине. Мясо лучше в магазине покупать.
Дядя Федор (Коваленко Дмитрий) и кот Матроскин: Почему?
Шарик: Там костей больше.
Ведущий: И тут они пришли на то место, где был зарыт клад. Там была большая гора. Дядя Фёдор стал копать. А пёс и кот уселись рядом на камушке. И тут у дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это…
Ребята, как вы думаете, что нашёл дядя Фёдор?
(Ответы детей могут быть различными)
Ведущий: Давайте все вместе посмотрим, что же нашли друзья в лесу?
А нашли друзья…
(Из мешка достается консервная банка, полиэтиленовый пакет, пластиковая емкость, бутылки стеклянные, пластиковые, одноразовая тарелка, фантики).
Ведущий: Да разве это клад? Что это ребята?
(Ответы детей)
Ведущий: Конечно же, это мусор. А скажите мне, ребята, откуда мусор берется и кто в этом виноват?
(ответы детей – виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя)
Ведущий: Человеку в жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор: пищевые и бытовые отходы. Древнему человеку было хорошо. Отходы у него были природные: кости, кожа, шкура, шелуха, и т. п. Это всё природа перерабатывала и превращала в нужные ей вещества. Но не все отходы современного человека природа перерабатывает с пользой для себя. Есть отходы, которые не разлагаются сотни лет, а если и разлагаются, то превращаются в плохие, вредные окружающей среде вещества. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т.д. и вряд ли задумываемся о том, сколько уходит времени, чтобы эти отходы сгнили, и какой вред они наносят человеку.
Рассмотрение таблицы на слайде презентации.
Тип бытового мусора | Время разложения | Вред |
Пищевые отходы | 2-5 недель | Рассадник микробов |
Макулатура | 2-3 года | Ядовитая краска |
Консервные банки | От 90 до 500 лет | Соединения металлов - яд |
Стеклотара | более 1000 лет | Битое стекло – ранение |
Пластмасса, резина | От 200- 450 лет | При разложении выделяются ядовитые вещества |
Батарейки | Около 10 лет | Очень ядовитый мусор |
Ведущий: Исходя из этой таблицы, скажите мне, сколько потребуется лет, чтобы найденный нами пакет полностью перегнил?
(Ответы детей)
Ведущий: Правильно ли люди поступили, закопав пакет в землю? (Ответы детей)
Ведущий: Конечно же, нет. Потому, что до полного разложения этому пакету придётся пролежать 1000 лет. И помимо этого в почву поступят вредные и опасные для человека и окружающей среды вещества.
А сейчас я хотела бы представить результаты анкетирования, проводимое гарбологами по проблеме мусора.
В анкетировании были использованы 4 следующих вопроса:
1.Ваше отношение к мусору на улице
2.Как часто выбрасываете мусор?
3.Что больше выбрасываете?
4.Задумавались ли вы когда - нибудь над проблемой мусора?
Были получены следующие результаты:
Ведущий: Большинство участников не равнодушны к беспорядку на улице и это радует.
Ведущий: Большинство из опрошенных участников мусор выбрасывает каждый день. Хотелось бы, что мусор вам приходилось выбрасывать реже.
Ведущий: Из диаграммы видно, что доминирующим мусором, выбрасываемым вами, является бумага. Ну, это и понятно, так как основная ваша деятельность это учеба. Но я напоминаю, что срок разложения бумаги гораздо более продолжителен, чем у пищевых отходов и составляет 2-3 года.
Ведущий: Проведенный опрос показал, что чуть меньше половины участников никогда не задумывались над проблемой мусора. И это конечно печально. Я думаю, что после нашего мероприятия вы пересмотрите свое отношение по многим вопросам и присоединитесь к тем людям, которые занимаются проблемой мусора.
Ведущий: А как вы думаете, как называются специалисты занимающие проблемами мусора?
(Ответы детей)
Ведущий: Ребята, есть специальная наука, занимающаяся мусороведением – называется гарбология, что в переводе с греческого означает (мусор). А специалистов называют гарбологами. Так вот по наблюдению гарбологов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. И с каждым годом это количество увеличивается. Как вы думаете, с чем это связано?
(ответы детей)
Ведущий: Давайте вместе рассмотрим причины увеличения мусора:
рост городского населения;
рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми.
Как решить эту проблему увеличения мусора на уровне нас с вами? Понятно, что государство строит мусороперерабатывающие заводы, пункты приема вторсырья, создает полигоны для захоронения опасного мусора. Что делать нам членам этого общества?
(Ответы детей)
Ведущий: Нужно научиться быть экономными.
Правила:
По возможности используйте много раз предмет или вещь (пакет, бутылку);
Избегайте покупать товары с большим количеством упаковок и оберток;
Не покупайте больше, чем может понадобиться;
Одежду, которую вы уже не носите, отдайте нуждающимся;
Не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.
Ведущий: Как вы думаете, что ещё мы можем сделать с ненужными нам вещами?
(Ответы детей)
Ведущий: Из ненужных вещей мы можем создать что-то новое. Другими словами мы можем подарить им вторую жизнь, сделав оригинальную, полезную, красивую вещь для домашнего интерьера.
Идея создания новых вещей из бросового материала не нова. Раньше старые ненужные, порванные вещи не выбрасывали, а разрезали их на полоски и ткали из них половички, которые служили очень долго, шили одеяла, создавая уют в доме.
С появлением новых материалов научились и их вторично использовать в быту. Посмотрите, какие красивые, креативные изделия можно сделать из бросового материала (просмотр слайдов).
Все эти примеры применения мусора я взяла из интернета. А сейчас хочу вам продемонстрировать работы:
Пуфик. Используемый материал: пластиковые бутылки, остатки ткани и поролон;
Вазочка с цветами. Используемый материал: емкость от кофе, одноразовые ложки, пластиковая бутылка, салфетка с рисунком;
Напольная ваза. Используемый материал: фильтр от машины, немного картона, компакт-диски, бусы.
А сейчас я предлагаю вам выполнить универсальную поделку из бросового материала «Декоративную вазочку» вместе со специалистами ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:
Ее можно применить, по вашему усмотрению, или в качестве вазы или как подставку для карандашей и ручек.
Выполнение практической коллективной работы вместе с классными руководителями и родителями.
Необходимые материалы:
Старые компакт- диски;
Остатки бумажной трубы;
Немного картона;
Стразы для украшения.
Инструменты для работы:
Термопистолет с силиконовым стержнем.
Время изготовления: 10 мин.
Специалисты: Ну, перед тем как приступить к работе, мы должны вспомнить правила.
Техника безопасности при работе с термопистолетом.
Работать только исправным инструментом.
Не оставлять без присмотра инструмент.
При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
Не прикасаться к кончику пистолета и не трогать горячий клей.
По окончанию работы выключить термопистолет.
Перед вами технологические карты с алгоритмом изготовления поделки. Приступайте к работе вместе с классными руководителями и родителями.
Во время проведения работы включить видеоролик.
Ведущий: Демонстрация коллективной работы.
Демонстрационный стол, на столе поделки.
Ведущий: Ребята, посмотрите на свои работы и скажите, какими получились ваши изделия?
(Дети отвечают – красивыми, аккуратными, креативными и т.д.)
Ведущий: Какие качества вам потребовались?
(Дети отвечают – аккуратность, внимательность, самостоятельность, творческиий подход и т.д.)
Ведущий: Скажите, мусора стало меньше?
(Дети отвечают – да)
Ведущий: А полезных вещей больше?
(Дети отвечают – да)
Ведущий: Я рада за вас! Вы такие молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, какую из проблем мы затронули в начале занятия?
(Ответы детей)
Ведущий: Это проблема мусора. Я надеюсь, что каждый из вас перестанет мусорить. Ведь это так просто: бросать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусорное ведро в контейнер, а не на тротуар!!! Но главное, перед тем как выбросить мусор нужно хорошенько подумать. А стоит ли его выбрасывать? Может нужно приложить немного фантазии, и создать что-то полезное.
А теперь давайте оценим свои достижения на нашем мероприятии.
Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале занятия?
(Ответы детей)
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут вам в жизни.
Спасибо всем за внимание и работу!