Внеклассное мероприятие: "Что за чудо этот чай!" Цели: Познакомить учащихся с происхождением чая; расширять и обогащать знания учащихся о традициях русского гостеприимства и чаепития. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, её традициям. Способствовать сплочению класса. Оборудование: самовар, чайная посуда, угощение к чаю, карточки с пословицами, народные костюмы. . Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся: история возникновения чая; виды чая; способы заваривания чая; традиции русского стола; правила этикета; загадки, пословицы, частушки, песни о русском чае. 3. Практическое занятие (чаепитие). 4. Подведение итогов. Ход мероприятия: Вступительное слово учителя - ведущего: Дорогие гости! Ребята! Вы уже знаете, что наша – это школа здорового образа жизни. И мы с вами стремимся быть не только здоровыми, но и успешными во всех направлениях нашей деятельности. Так как понятия успешность и здоровье – понятия многогранные, связать их в единое мы решили в рамках нашего мероприятия. Доброе соседство, радушное гостеприимство, задушевные беседы за чашкой чая – это приятные моменты нашей жизни, на которые, к сожалению, остаётся мало времени. А, что такое чай? Какова его история? Какие существовали чайные традиции? Мало кто из нас может ответить. И сегодня на нашем мероприятии мы найдём ответы на эти вопросы. Наше мероприятие называется «Что за чудо этот чай». Учащийся 1: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Добрый день, гости званные и желанные. В: Мы гостей встречаем! Д: Чаем! Чаем! Чаем! В: Первым делом угощаем! Д: Чаем! Чаем! Чаем! В: Приглашаем к самовару! Д: С чаем! С чаем! С чаем! В: Пейте чай, друзья! Д: Чай! Чай! Чай! Учащийся 2: Чай горячий, ароматный, И на вкус весьма приятный. Он недуги исцеляет. И усталость прогоняет, Силы новые даёт. И друзей за стол зовёт. С благодарностью весь мир, Славит чудо – эликсир! Учитель: Итак, что же такое чай? Вашему вниманию предлагается презентация, из которой вы узнаете об истории и сортах чая. Презентация «Что за чудо этот чай?» Учитель: Я думаю, что с вами такого не случится, вы умеете заваривать чай. (Высказывание к презентации). Учащийся 3: (стихотворение к презентации). 1. Раз прислал мне барин чаю, И велел его сварить, А я отроду не знаю, Как проклятый чай варить. 2. Взял тогда налил водички, Всыпал чая я весь в горшок, И приправил перцу, луку, Да петрушки корешок. 3. Разлил варево по плошкам, Хорошенько размешал, Остудив его немножко, На господский стол подал. 4. Гости с барином плевались, Сам он очень озверел, И отправил на конюшню, Меня выпороть велел. 5. Долго думал, удивлялся. Чем же мог не угодить? А потом – то догадался, Что забыл я посолить. Учащийся 4: В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были обнаружены истинные достоинства этого напитка. Вскоре Россия заняла второе место после Англии по потреблению чая. Открывались специальные магазины, оформленные в китайском стиле, в которых торговали чаем. Учащийся 5: В России, с появлением чая, начали развиваться и традиции чаепития. В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Не особенно важно, каким будет чай, и каким печеньем его будут заедать. Пожалуй, неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно — именно она является самой важной частью русского чаепития. Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция. Чай устраивали в разное время. Но обычно вечером, после 16 часов, а летом и того позже, в 7 – 9 часов вечера. Стол принято накрывать белой льняной скатертью, сервировать фарфоровыми чайными парами. На столе должна быть сахарница с рафинадом - чтобы его можно было есть вприкуску с чаем, и щипчики. Также должно быть молоко и тарелочка с порезанным дольками лимоном. К чаю обязательно должно подаваться угощение - всяческие сладости, плюшки, булочки, пирожки и пироги, различные бублики и прочее, все, что подскажет вам ваша фантазия. Для чая использовали самовар, который стал таким же традиционным русским сувениром, как “Матрёшки”. Учащиеся поют частушки: Слова М. Пляцковского, музыка Е.Птичкина. Исполняют песню девочки в народных костюмах. “Наш красавец самовар”. Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром, У него горят бока. Самовар поёт-гудит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар, Наш красавец-самовар! Самовар пыхтит, искрится - Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой! Лучше доктора любого, Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку! Учащийся 6: Во время чаепития не подавались спиртные напитки, не разрешалось курить, не принято было ни музицировать, ни петь. Как правило, во время чая почти не спорили, громко говорить и распевать песни, было не принято. Помимо беседы, читались вслух книги или рукописи, а иногда проводились тихие игры – лото, викторины, шарады. Но мы сегодня отступили от этого правила, и на нашем чаепитии звучат задорные частушки. Учащийся 7: Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства - всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением. Учитель: А, знаете ли вы пословицы о гостеприимстве. А сейчас я предложу вам части пословиц, из которых вы должны собрать целую пословицу. Задание учащимся: Собери пословицы о русском гостеприимстве? Гостю щей не жалей, а погуще (лей). В чужом доме не будь приметлив, а будь (приветливым). Кто жаден до еды, тот дойдет до (беды). Хозяин весел – гости (радостны). Встречают гостя по платью, (провожают) по уму. Желанный гость (не ждет). Хочешь, есть калачи, то не сиди на (печи). Гостю почёт – хозяину (честь). Хоть не богат, а гостям (рад). Гость в дом – радость в (дом). Вопрос к учащимся: А кто знает пословицы о чае? РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ. Чай пить – не дрова рубить. За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь. Чай не пить – на свете не жить. С чая лиха не бывает. Самовар кипит – уходить не велит. Где есть чай, там и под елью рай. Чай пьёшь – до ста лет проживёшь. Пей чай – удовольствие получай. Выпей чайку – позабудешь тоску. Горячая вода не мутит ума. ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ. В хорошей посуде и чай вкуснее. (Японская пословица). Выпьешь чаю – прибавятся силы. (Китайская пословица). Не спеши пить чай – язык обожжёшь. (Турецкая пословица). Учитель: Да, чаю все рады, но бывает и такое, послушайте сами. Песня: «Когда б имел я златые горы» - поют девочка и мальчик. Девочка: Когда б имела златые горы, И реки, полные вина? Мальчик: Все отдал бы за чашку чая, И выпил бы ее до дна. Девочка: А коли я пришла бы в гости, И красотой пленила б вдруг? Мальчик: Я б напоил тебя чаечком, Да так, чтоб захватило дух. Девочка: А если б я сказала: "Здравствуй, Гулять я к реченьке иду"? Мальчик: А я, пожалуй, соглашусь, Вот самовар лишь захвачу. Девочка: А если б я сказала: "Вася, Ну, покажи глаза свои..." Мальчик: Я б на тебя смотрел, Катюша, И пил без устали чаи. Девочка: Ну, все! Прощай! Мы расстаемся! Прощенья даже не проси! Мальчик: Ты заходи ко мне почаще, Варенья к чаю приноси. Учитель: Песен о чае не так уж много, но есть много загадок о чаепитии. Стоит толстячок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар) Под одной крышей четыре брата стоят. (Стол) В брюхе – баня, в носу – решето, На голове – пуговица, одна рука – и та на спине. (Чайник) Кольцо не простое, кольцо золотое, Блестящее, хрустящее. Всем на загляденье, Ну и объедение! (Бублик) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин) Мнут и катают, в печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом. (Хлеб) Бел как снег, В чести у всех. (Сахар) От него — здоровье, сила, И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (Молоко) Учитель: Стол накрыт, но чтобы гостей угостить вкусным чаем нужно правильно его заварить. А как же правильно заваривать чай? Учащийся 8: Заваривать чай следует свежевскипячённой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет. Водопроводную воду желательно отстаивать несколько часов. Если чай заваривать вторично вскипячённой водой, он будет невкусен. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. При длительном хранении – эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат. Поэтому его следует хранить в фарфоровой или стеклянной чайнице с плотно закрытой крышкой. Учащийся 9: Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделилась пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя. Учитель: Если чай правильно заварен, то он не только вкусен, но и полезен. Откроет вам секрет пользы чая доктор Пилюлькин. (Выходит доктор Пилюлькин – герой сказки Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.) Доктор Пилюлькин: Я хочу открыть секрет, И полезный дать совет: Если хворь с кем приключиться, Чаем можете лечиться, Чай всех снадобий полезней, Помогает от болезней, Чай в жару нас освежает, И в морозы согревает, И сонливость переборет, И с усталостью поспорит, Сокрушит любой недуг. Чай здоровью – лучший друг! Доктор Пилюлькин: Действительно, учёные установили, что в чае содержатся полезные вещества: кофеин, минеральные соли, танин, почти все витамины. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы - чай с лимоном. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, восстановительным процессам, снимает головную боль. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из тёплого чая. Китайские и японские учённые установили, что люди, регулярно пьющие чай, реже других заболевают раком. Чай есть растение чрезвычайно полезное. Он удаляет все недуги, прогоняет сон и излечивает совершенно. Когда вы сидите у голубого экрана, советую пить чай, а не кофе и лимонад, поскольку чай, особенно зеленый, нейтрализует вредное воздействие от радиоактивного излучения телеэкрана. В одной древнекитайской книге даётся такое описание свойств чая: “Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, освежает тело… Сладкий покой, который ты обретёшь, употребляя этот напиток, можно ощутить, но описать его не возможно… Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас…” Учитель: Спасибо, доктор! А теперь мы послушаем задорные частушки. Учащиеся поют частушки: ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ: На Урале мы живём, Вкусны пряники жуём, Мы частушек много знаем Их сейчас для вас споём. На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки. Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю, Наливай горячий чай. Самовар поёт, гудит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар, Наш красавец самовар. Самовар блестит, кипя, Чай в нём так и пенится! Погляди-ка на себя - Ну и отраженьице! В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям, Если в чае есть чаинки, Значит, письма пишут вам! Лучше доктора любого, Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку! Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Мы пропели вам частушки Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали! Учащийся 10: Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, Пожелаем доброго пути! Чтоб в сердцах своих могли вы долго Радость доброй встречи пронести. Учитель: Дорогие ребята и гости спасибо всем за внимание, за участие, надеюсь, что из нашего мероприятия вы узнали для себя много полезного и интересного, и хотелось бы на дом вам дать задание – ответить на вопросы, которые я вам раздам на листочках. Желаю всем удачи, здоровья и хорошего настроения. Домашнее задание: ответить на вопросы: |