Сценарий игры по истории Древнего мира «Звездный час»
Участники: учащиеся 5-х классов (6 человек)
Тема: Древний Восток. Страны и народы.
Цель: в увлекательной для учащихся форме повторить материал по истории Древнего Востока; углубить и расширить знания по истории Древнего Египта и Передней Азии; конкретизировать и закрепить основные понятия по теме, имена и даты.
План игры:
Представление участников.
I тур «Один из шести»
II тур «Знаменитые люди»
III тур «Составь пару»
IV тур «Четвертое лишнее»
Финал.
Подведение итогов. Вручение призов.
Оборудование: магнитная доска, карточки, иллюстрация египетской пирамиды, дипломы, призы.
Условия игры: У каждого участника на столе карточки с номерами 1-6. Ответы учащихся - игроков оценивает жюри, за каждый правильный ответ игрок получает звезду. Игрок, набравший наименьшее количество звезд в каждом туре, выходит из игры.
Разминка
Для определения участников игры вначале можно провести разминку. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, становятся участниками игры, а остальные - зрителями.
Вопросы для разминки:
Назовите священных животных, которых почитали древние египтяне. (Бык, кошка, крокодил)
Как называлось приспособление, при помощи которого в Египте поливали сады и огороды? (шадуф)
Каким народом написана первая часть Библии - Ветхий Завет? (евреи)
Жители какой страны поклонялись богу Эа? (Двуречье)
В какой стране был построен царский дворец Ашшурбанапала? (Ассирия)
Какое племя в древности расселилось на побережье Персидского залива? (персы)
В какой стране впервые начали чеканить золотую монету? (Лидия)
В какой стране располагались города Библ, Тир, Сидон? (Финикия)
С расцветом какой страны связано имя Соломона? (Израильское царство)
Какой народ впервые создал алфавит? (финикийцы)
Как называется вера в существование сверхъестественных сил? (религия)
Из какого материала первобытные люди шили себе одежду? (звериные шкуры)
Назовите транспортное средство бога Амона в Египте? (Лодка)
Что собирал в своем дворце царь Ашшурбанапал? (библиотека)
Объясните, почему египтяне делили весь год на три времени: «половодье», «всходы» и «сухость»? (разлив Нила)
Из чего финикийцы получали стекло? (сода и белый песок)
Археологи обнаружили, что у некоторых фараонов Египта было по нескольку гробниц: одна настоящая, остальные ложные. Как вы думаете, почему?
Как в древнем мире можно было стать рабом? (плен, за долги)
Назовите имена богов Древнего Египта. (Амон, Осирис, Анубис)
Какие звуки не передавались на письме египтянами? (гласные)
I тур «Один из шести»
На доске шесть карточек.
1. Египет | 4. Палестина |
2. Двуречье | 5. Ассирия |
3. Финикия | 6. Персия |
Задания:
Я утверждаю, что все эти страны находятся в Передней Азии (Египет, №1).
В этой стране основным строительным материалом была глина (Двуречье, №2).
В этой стране находилась самая богатая библиотека Передней Азии (Ассирия, №5).
Здесь изобрели стекло и пурпурную краску (Финикия, №3).
В этой стране жили евреи, сложившие библейские предания о герое Самсоне и красавице Далиле (Палестина, №4).
II тур «Знаменитые люди»
На доске:
1. Тутмос III | 4. Хаммурапи |
2. Шампольон | 5. Давид |
3. Дарий I | 6. Соломон |
Задания:
Чьи это слова: «Работать на хозяина должник должен три года, а потом его следует отпустить на свободу» (Хаммурапи, №4)
Фараон, совершавший походы около 1500 г. до н.э. (Тутмос III, №1)
Французский ученый, расшифровавший египетские надписи (Шампольон, №2)
Кто это? «Он был совсем юн и не казался силачом, одет был как простой пастух, а в руках держал лишь посох и пращу» (Давид, №5)
Кто так говорил? «Я - царь великий, царь царей, царь многоплеменных стран, царь этой земли великой» (Дарий I, №3)
III тур «Составь пару»
Задание: на доске слова, подбери к ним подходящую по смыслу пару.
1. Мумия | 2. Статуя | 3. Сфинкс | 4. Саркофаг |
Высохшее тело.
Статуя льва с головой человека.
Гроб фараона.
1. Иероглифы | 2. Клинопись | 3. Алфавит | 4. Папирус |
Письмо Древнего Египта.
Материал для письма в Древнем Египте.
Письмо в Финикии.
1. Законы | 2. Заповеди | 3. Налоги | 4. Обряды |
Правила, обязательные для исполнения.
Плата в казну государства.
Правила, по которым должны жить верующие люди.
IV тур «Четвертое лишнее»
Задание: на доске ряды из 4-х слов, нужно найти лишнее и поднять карточку с его номером.
1. Пергамент | 2. Бумага | 3. Папирус | 4. Тростник |
1. Брахман | 2. Шудры | 3. Фараон | 4. Неприкасаемые |
1. Нил | 2. Тигр | 3. Ганг | 4. Вавилон |
1. Соломон | 2. Шамаш | 3. Анубис | 4. Иштар |
1. Ной | 2. Далила | 3. Хаммурапи | 4. Адам |
Правильные ответы выделены курсивом.
Финальный конкурс для двух оставшихся участников.
Задание: составить как можно больше слов из букв слова ПИРАМИДА.
На доске - иллюстрация.
Подведение итогов, вручение призов.