Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Кюизи - знайка» для учащихся 1 класса (6 -8 лет) разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочих учебных программ по предметам: Русский язык, авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н. и др.; Математика, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.; Окружающий мир, автор Плешаков А.А.
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно - действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр - занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для учащихся. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира цифр, чисел, букв и звуков, конструирования, пересказа.
Актуальность рабочей программы дополнительного образования
Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы я нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит «через руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
В дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обретают все большее значение.
Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая.
Цель рабочей программы внеурочной деятельности:
- формирование у детей элементарных учебных представлений через игру с помощью Палочек Кюизенера.
Задачи рабочей программы внеурочной деятельности:
Познакомить детей с цветом и его оттенками (различать цвет, классифицировать по цвету), размером, толщиной объектов, последовательностью чисел натурального ряда, прямым и обратным счетом.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
Формировать умение делить целое на части и составлять целое из частей. Формировать умение следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с гласными и согласными буквами и звуками, с помощью пособия производить звуко – буквенный разбор, записывать текст (определение и выделение границ предложения), запоминать написание словарных слов, отрабатывать правила ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –ЩУ.
Формировать умения слушать и слышать сказки, делить их на смысловые части, составлять план пересказа.
Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), пространственные представления, познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), мелкую моторику рук и глазомер, способности к моделированию и конструированию.
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, самостоятельность, инициативу, стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе дети обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать, обобщать и классифицировать.
Схема занятия включает:
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
групповой (работа в парах, группах 4 – 5 чел).
индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Прогнозируемые результаты:
Основным результатом должно стать формирование у воспитанников интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Математическая сказка | 10 |
2 | Играй –основы русского языка знай. | 10 |
3 | Наш окружающий мир! | 7 |
4 | Ох уж эти сказки! | 7 |
ИТОГ | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
| Математическая сказка | 10 |
1 | Знакомство с палочками. Разноцветные ступеньки. | 1 |
2 | Математическая сказка « Жили – были цифры..» | 1 |
3 | Понятие «длиннее, короче, одинаковое» | 1 |
4 | Сантиметр и дециметр. Единица измерения длины | 1 |
5 | Состав чисел. Играй – состав чисел изучай. | 1 |
6 | Сравнение чисел и выражений. Палочки – выручалочки. | 1 |
7 | Графические диктанты. Симметрия. | 1 |
8 | Решение задач. | 1 |
9 | Решение задач | |
10 | Обобщающее занятие. «Мы по лесенку шагаем..» | |
| Играй – основы русского языка знай. | 10 |
11 | Буквы русского алфавита. | 1 |
12 | Слоги и слова. | 1 |
13 | Звуко – буквенный разбор слов. | 1 |
14 | Звуко – буквенный разбор слов. | 1 |
15 | Предложение. | 1 |
16 | Текст. Запись текста с помощью палочек. | 1 |
17 | Заглавная буква в начале предложения. | 1 |
18 | Словарные слова. | 1 |
19 | Жи – ши, ча – ща, чу – щу ... Я правило учу! | 1 |
20 | Обобщающее занятие. «Мы по лесенку шагаем..» | 1 |
| Наш окружающий мир! | |
21 | Наша Родина | 1 |
22 | Птицы – наши друзья. | 1 |
23 | Овощи и фрукты – полезные продукты. | 1 |
24 | Домашние животные. | 1 |
25 | Дикие животные. | 1 |
26 | Явления природы. | 1 |
27 | ПДД. | 1 |
| Ох уж эти сказки! | |
28 | Сказка «Колобок». Чтение, деление на части, составление плана, пересказ. | 1 |
29 | Сказка «Лиса и заяц».Просмотр сказки, деление на части, составление плана, пересказ. | 1 |
30 | Сказка «Три медведя». Слушание, деление на части, составление плана, пересказ. | 1 |
31 | Сказка «Теремок». Просмотр, деление на части, составление плана, пересказ. | 1 |
32 | Сказка «Три поросенка». Чтение, деление на части, составление плана, пересказ. | 1 |
33 | Сказка «Гуси - лебеди». Слушание, деление на части, составление плана, пересказ. | 1 |
34 | Итоговое занятие. «Мы по лесенку шагаем, сказку сами сочиняем». ( или Сказка в загадках) | 1 |
ИТОГ | | 34 |
12