Внеклассное спортивное мероприятие (игра-квест):
«ГТО – путь к успеху!» для обучающихся 6-8 классов
Разработала:
учитель физической культуры
Кулик Илона Валентиновна
Сценарий внеклассного спортивного мероприятия (игры-квест): «ГТО – путь к успеху!».
Цель: создать условия для пропаганды здорового образа жизни через привлечение обучающихся к активному занятию спортом и воспитания интереса, потребности к выполнению нормативов (тестов) ГФСК «ГТО ДНР».
Задачи:
- стимулирование у обучающихся интереса к выполнению нормативов ГФСК «ГТО ДНР»;
- поддержание и укрепление здоровья обучающихся;
- воспитание патриотизма у обучающихся;
- привитие умения работать в команде.
Применяемые формы и приемы: работа с карточками, решение предложенных задач, викторина, выполнение физических упражнений.
Инвентарь и оборудование: карточки, теннисные ракетки, ручки, теннисные мячи, гимнастический мат, кубики для челночного бега, гимнастическая перекладина, гимнастический мат, рулетка, секундомеры.
Длительность: 2 ч.
Участники игры: 6-8 классы (в команде по 6 участников от класса), классные руководители, администрация школы, приглашенные гости.
Организаторы проведения: учителя физической культуры.
Судейство этапов конкурса: осуществляет судейская бригада учителей школы, главный судья.
Начало игры и спорные ситуации: перед началом мероприятия на всех станциях расставляются помощники, которые дают задания и помогают отслеживать правильность выполнения задания. Раскладывается и расставляется весь необходимый для игры инвентарь.
Структура игры-квест
1. Торжественный вход в спортивный зал команд-участниц.
2. Торжественное открытие игры-квест. Представление жюри.
3. Спортивная игра-квест между командами.
4. Подведение итогов. Вручение призов и грамот командам-участницам.
5. Закрытие праздника.
Ход игры
Ведущий:
На спортивную площадку
Приглашаем, дети, вас.
Праздник спорта и здоровья
Начинается сейчас.
(Звучит марш. Входят команды.)
Ведущий:
Команды! Равняйсь! Смирно!
Ведущий:
Добрый день дорогие участники нашей игры! Мы рады приветствовать вас на нашей спортивной игре-квест «ГТО – путь к успеху!». Сегодня вам предстоит пройти ряд испытаний.
Ведущий:
Мы видим здесь приветливые лица,
Спортивный дух.
Мы чувствуем вокруг
У каждого здесь сердце олимпийца
Здесь каждый спорту и искусству друг.
Ведущий:
Расскажу вам для чего
Сдаём мы нормы ГТО:
Чтоб здоровье укреплять,
Патриотами чтоб стать.
Ведущий:
Чтобы знал и стар, и млад,
Что здоровье – это клад!
И посмотрим - кто кого!
Все на сдачу ГТО!
Ведущий:
А сейчас, приветственное слово представляется директору школы____________________________________________________________
Ведущий:
Ни одно соревнование не обходится без судей. Сегодня судить команды будут (представление членов жюри)
1.____________________
2. ____________________
3. ____________________
4. ____________________
5. ____________________
6. ____________________
7. ____________________
8.______________________
Ведущий:
Перед началом соревнования прошу произнести клятву.
Навеки спорту верным быть:
Клянемся!
Здоровье с юности хранить:
Клянемся!
Не плакать и не унывать:
Клянемся!
Соперников не обижать:
Клянемся!
Соревнования любить:
Клянемся!
Стараться в играх первым быть
Клянемся!
Ведущий:
Ну, а теперь – начинаем игру!!!Итак, первое задание: «Приветствие команд» (название команды, девиз, речёвка). Максимальное количество баллов: 5.
Ведущий:
А теперь приглашаем вас поучаствовать в увлекательной интересной игре, где вам нужно будет пройти 8 испытаний. На каждом этапе нужно работать всей командой, с одного этапа на другой уходить всей командой. Команда получит задание на очередном этапе только в том случае, если будет в полном составе. Если команда справилась с заданием на этапе, то получает подсказку-загадку (Приложение № 2) места расположения следующего этапа (станции).
Ведущий:
– Кто больше всех заработает баллов на всех станциях, тот станет победителем. На станциях № 1-7 учитывается время выполнения задания и правильность. Чем меньше времени потратила команда на выполнения задания, тем выше бал. За неправильное выполнение задания команде прибавляется 5 штрафных секунд. На станции № 8 «ГТО» учитывается общий результат испытаний в баллах (согласно норм ГТО) каждого участника из команды. После прохождения всех станций команда возвращается в спортзал, для подведения итогов.
Ведущий:
– Но помните, ребята, правила игры: внимательно изучите карту и двигайтесь только в правильном направлении, выполняйте все задания точно и аккуратно – оценивается не только скорость, но и качество. Желаем вам успехов.
Ведущий:
Итак, вы готовы? Не слышу? (Всегда готовы).
–Тогда, капитаны, получите маршрутные листы (Приложение 1) с картой и подсказкой, где находится ваша станция и вперед!!!!
Класс | Станции |
6 | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 |
7 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 1 |
8 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 1 | № 2 |
Задания на станциях
Станция №1 – Викторина. (Приложение № 4)
Помощник ведущего:
- Вам необходимо ответить на вопросы викторины и записать их в бланк.
После выполнения задания команда получают подсказку: кабинет, в котором есть Клавы.
Станция №2 – «Собери пословицу». (Приложение № 3)
Помощник ведущего:
- Вам необходимо из 9 слов сложить пословицу о спорте и с помощью выделенных букв составить ключевое слово, (один из тестов ГФСК ГТО) записав его в бланк.
После выполнения задания команда получают подсказку:
Медицинская сестра
На прививку нас вела.
Расспросила все про нас:
И фамилию, и класс.
Нам назад дороги нет —
Мы пришли в...
Станция №3 – «Первая медицинская помощь» (Приложение № 5)
Помощник ведущего:
- Вам нужно выбрать правильный ответ и отметить его на листочке.
После выполнения команда задания получают подсказку:
Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...
Станция №4- «Поиск картинки». (Приложение № 6)
Помощник ведущего:
- Нужно найти картинку с изображенным видом спорта, который не входит в ГФСК ГТО ДНР.
После выполнения задания команда получают подсказку:
Перемена, класс пустой —
Вышли дети всей гурьбой.
Всюду радость, смех, задор,
Вышел класс наш в...
Станция №5 – «Теннис».
Помощник ведущего:
- Каждый участник команды при помощи ракетки, с одной подачи, должен забить мяч в емкость.
После выполнения задания команда получают подсказку:
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в…
Станция №6 – «Отгадать загадки». (Приложение № 7)
Помощник ведущего:
- На стенде две загадки. Нужно отгадать их и ответы нарисовать на листе.
На обратной стороне загадки написана подсказка:
Здесь на сцене выступаем,
Праздники проходят в нем,
В КВНы здесь играем,
Песни разные поем.
Станция № 7 Крокодил «ГТО» (Приложение № 8)
Помощник ведущего:
– Изобразить пантомимой дисциплины, входящие в физкультурный комплекс ГТО. Участник команды вытягивает определение, изображает его, команда должна догадаться, что это. Задача – показать как можно больше дисциплин, чтобы команда их отгадала.
После выполнения задания получают подсказку:
Физкультура здесь у нас!
На уроке целый класс.
Кувыркались мы, скакали
Классом всем в...
Станция №8 – «ГТО». (Приложение № 9, 10)
Помощник ведущего:
– Сдача норм ГТО в соответствии с возрастом. Каждый участник команды получает карточку, в которую записываются результаты нормативов и баллы. После суммируются результаты каждого участника команды.
После выполнения задания получают подсказку:
Здесь учитель в перемену
Ищет классный наш журнал,
Здесь учитель непременно
Отдыхает, коль устал.
Входа школьникам тут нет,
Только лишь на педсовет….
Ведущий:
– Молодцы, все отлично справились со всеми заданиями. И нам осталось только подвести итоги.
Ведущий:
Теперь мы попросим уважаемое жюри подвести итоги и назвать победителей.
Ведущий:
– Слово для поздравления и вручения призов участникам игры-квест «ГТО – путь к успеху!» предоставляется директору школы.
Ведущий:
– Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее.
Ведущий:
– Так что будьте здоровы! Вас ждет успех! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Команда _____ класса
№ п/п | Станция | Время выполнения | Ошибки | Время | Балл |
1 | № 1 | | | | |
2 | № 2 | | | | |
3 | № 3 | | | | |
4 | № 4 | | | | |
5 | № 5 | | | | |
6 | № 6 | | | | |
7 | № 7 | | | | |
8 | № 8 | - | - | - | |
Общий балл | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Команда _____ класса
№ п/п | Станция | Время выполнения | Ошибки | Время | Балл |
1 | № 3 | | | | |
2 | № 4 | | | | |
3 | № 5 | | | | |
4 | № 6 | | | | |
5 | № 7 | | | | |
6 | № 8 | - | - | - | |
7 | № 1 | | | | |
8 | № 2 | | | | |
Общий балл | |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Команда _____ класса
№ п/п | Станция | Время выполнения | Ошибки | Время | Балл |
1 | № 2 | | | | |
2 | № 3 | | | | |
3 | № 4 | | | | |
4 | № 5 | | | | |
5 | № 6 | | | | |
6 | № 7 | | | | |
7 | № 8 | - | - | - | |
8 | № 1 | | | | |
Общий балл | |
Приложение 2
Подсказки-загадки мест расположения станций
Станция №1
Здесь учитель в перемену
Ищет классный наш журнал,
Здесь учитель непременно
Отдыхает, коль устал.
Входа школьникам тут нет,
Только лишь на педсовет….
(Учительская)
Станция №2
Кабинет, в котором есть Клавы.
(Кабинет информатики)
Станция №3
Медицинская сестра
На прививку нас вела.
Расспросила все про нас:
И фамилию, и класс.
Нам назад дороги нет —
Мы пришли в...
(Медкабинет)
Станция №4
Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...
(Столовая)
Станция №5
Коридор, перемена, класс пустой —
Вышли дети всей гурьбой.
Всюду радость, смех, задор,
Вышел класс наш в...
(Коридор)
Станция № 6
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в…
(Библиотека)
Станция № 7
Здесь на сцене выступаем,
Праздники проходят в нем,
В КВНы здесь играем,
Песни разные поем.
(Актовый зал)
Станция №8
Физкультура здесь у нас!
На уроке целый класс.
Кувыркались мы, скакали
Классом всем в...
(Спортзал)
Приложение 3
пару | во | снас |
ти | ти | смена |
са и | влас | у спорт |
«Паруса и снасти у спортсмена во власти»
тот | том | зани |
наби | кто | спор |
мается | силы | рается |
«Кто спортом занимается, тот силы набирается»
сол | гда | помо |
и вода | воздух | гают |
нам | все | нце |
«Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»
Приложение 4
Викторина
№ | Вопрос | Ответ |
1. | В каком году появился первый комплекс ГТО? | 1931 год |
2. | Кто может сдавать нормативы ГФСК ГТО? | Любой гражданин ДНР, начиная с 6 лет |
3. | С какого года возродили комплекс ГТО ДНР? | 2016 год |
4. | Какие знаки отличия существуют в ГФСК ГТО? | Золотой, серебряный, бронзовый |
5. | Что необходимо сделать, чтобы приступить к сдаче нормативов ГТО? | Получить медицинский допуск для сдачи нормативов ГФСК ГТО и направитьзаявку в Центр тестирования на прохождение тестирования |
6. | Начало пути к финишу? | Старт |
7. | Инструмент спортивного судьи? | Свисток |
8. | Спортсмен, который сидя? | Шахматист |
9. | Что изображено на олимпийском флаге? | Пять колец |
10. | Что символизируют пять колец олимпийского флага? | Пять континентов |
Викторина
Команда ___класса
№ | вопрос | ответ |
1. | В каком году появился первый комплекс ГТО? | |
2. | Кто может сдавать нормативы ГФСК ГТО? | |
3. | С какого года возродили комплекс ГТО ДНР? | |
4. | Какие знаки отличия существуют в ГФСК ГТО? | |
5. | Что необходимо сделать, чтобы приступить к сдаче нормативов ГТО? | |
6. | Начало пути к финишу? | |
7. | Инструмент спортивного судьи? | |
8. | Спортсмен, который сидя? | |
9. | Что изображено на олимпийском флаге? | |
10. | Что символизируют пять колец олимпийского флага? | |
Приложение 5
Тестовые задания: «Первая медицинская помощь»
1. Как остановить обильное венозное кровотечение?
наложить давящую повязку;
наложить жгут;
обработать рану спиртом и закрыть стерильной салфеткой;
продезинфицировать спиртом и обработать йодом;
посыпать солью.
2. При ранении кровь течёт непрерывной струёй. Это кровотечение:
паренхиматозное;
венозное;
капиллярное;
артериальное.
3. Артериальное кровотечение возникает при:
повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;
поверхностном ранении;
неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.
4. Как правильно выбрать место наложения кровоостанавливающего жгута при венозном кровотечении?
наложить жгут на обработанную рану;
выше раны;
ниже раны.
5. На какой срок жгут накладывается зимой?
на час;
на 1ч 30 мин;
на 2 часа;
на 2 ч 30 мин;
на 3 часа.
6. Вместо жгута можно использовать:
давящую повязку;
закрутку;
холод к ране;
компресс
7. Как правильно обработать рану?
продезинфицировать рану спиртом и туго завязать;
смочить йодом марлю и наложить на рану;
обработать рану перекисью водорода;
смазать саму рану йодом;
посыпать солью.
8. При обморожении участок кожи необходимо:
растереть снегом;
разогреть и дать теплое питье;
растереть варежкой.
9. Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:
на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.
10. Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:
нанести йодную сетку на поврежденное место обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение
11. Основной материал, которым пользуются при перевязке, - это:
трубчатые бинты;
марлевые (плоские) бинты;
жгут.
12. При открытом переломе прежде всего необходимо:
остановить кровотечение;
дать обезболивающее средство;
провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения;
на рану в области перелома наложить стерильную повязку.
13. Шину из жесткого материала накладывают
на голое тело;
на скрученную косынку;
на вату, полотенце или другую мягкую ткань без складок.
14. Когда проводят реанимацию?
при переломе;
при кровотечении;
когда отсутствует дыхание и сердечная деятельность;
при вывихе ноги;
нет правильного ответа
15. Когда должен применяться непрямой массаж сердца?
после освобождения пострадавшего от опасного фактора;
при повышении артериального давления;
при отсутствия пульса;
при применении искусственного дыхания;
при кровотечении.
16. «Кошачий глаз» признак:
клинической смерти;
агонии;
обморока, травматического шока;
биологической смерти.
17. При ожоге необходимо:
убрать с поверхности тела горячий предмет не разрезая ножницами одежды, залить обожженную поверхность маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, поврежденную поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;
убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, на поврежденную поверхность на 5-10 минут наложить холод, здоровую кожу вокруг ожога продезинфицировать, на обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение.
18. Во время тяжёлой физической работы в помещении с высокой температурой воздуха и влажностью возможен:
солнечный удар;
травматический шок;
травматический токсикоз;
тепловой удар
19.Внезапно возникающая потеря сознания — это:
шок;
обморок;
мигрень;
коллапс.
20. При пулевом ранении мягких тканей голени необходима:
укрепляющая повязка;
давящая повязка;
иммобилизирующая повязка;
толстая повязка.
Таблица ответов к тестам
№ теста | ответ | № теста | ответ |
1 | б) | 11 | б) |
2 | б) | 12 | а) |
3 | а) | 13 | в) |
4 | б) | 14 | в) |
5 | а) | 15 | в) |
6 | б) | 16 | г) |
7 | в) | 17 | в) |
8 | б) | 18 | г) |
9 | а) | 19 | б) |
10 | в) | 20 | б) |
Приложение 6
Приложение 7
Загадки
1. Какую игру французы называют «летающим петухом»? (Бадминтон)
2. Как переводится с английского языка название стиля плавания «баттерфляй»? (Бабочка)
Приложение 8
Крокодил «ГТО»
Дисциплины входящие в ГФСК ГТО
- Бег
- Подтягивание из виса на высокой перекладине
- Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине
- Сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу
- Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
- Поднимание туловища из положения лежа на спине
- Метание мяча
- Плавание
- Стрельба
Приложение 9
Карточка участника сдачи норм ГТО
Команда ________________
Фамилия_____________________________
Имя__________________________________
Наименование испытания | Результат выполнения | Балл |
Прыжок в длину с места (см) | | |
Поднимание туловища (кол-во за 30 с) | | |
Сгибание и разгибание рук | | |
Челночный бег 4x9 м (с) | | |
Наклон вперед | | |
Общий балл | |
Приложение 10
Нормативы испытаний (тестов)
II СТУПЕНЬ
(возрастная группа 11-12 лет)
Виды испытаний | Пол | Нормативы (уровни) |
1 -й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень | 5-й уровень |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Прыжок в длину с места (см) | Д | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 |
М | 130 | 140 | 145 | 150 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 |
Поднимание туловища (кол-во за 30 с) | Д | 12 | 15 | 17 | 18 | 19 | 20 | 22 | 23 | 25 | 26 |
М | 14 | 16 | 18 | 19 | 20 | 21 | 23 | 24 | 26 | 27 |
Сгибание и разгибание рук | Д | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 |
М | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 18 | 20 | 24 | 27 | 30 |
Челночный бег 4x9 м (с) | Д | 13,0 | 12,6 | 12,3 | 12,0 | 11,7 | 11,4 | 11,2 | 11,0 | 10,8 | 10,6 |
М | 12,3 | 12,0 | 11,7 | 11,4 | 11,1 | 10,8 | 10,6 | 10,4 | 10,2 | 10,0 |
Наклон вперед | Д | -4 | 0 | 1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 |
М | -6 | -3 | -1 | 0 | 2 | 4 | 6 | 9 | 11 | 14 |
Нормативы испытаний (тестов)
II СТУПЕНЬ
(возрастная группа 13-14 лет)
Виды испытаний | Пол | Нормативы (уровни) |
1 -й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень | 5-й уровень |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Прыжок в длину с места (см) | Д | 130 | 140 | 145 | 150 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 |
М | 145 | 155 | 160 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | 195 | 200 |
Поднимание туловища (кол-во за 30 с) | Д | 15 | 17 | 18 | 19 | 20 | 22 | 23 | 25 | 26 | 27 |
М | 16 | 18 | 19 | 20 | 21 | 23 | 24 | 26 | 27 | 28 |
Сгибание и разгибание рук | Д | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
М | 8 | 10 | 14 | 17 | 20 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 |
Челночный бег 4x9 м (с) | Д | 12,8 | 12,4 | 12,1 | 11,8 | 11,5 | 11,2 | 11,0 | 10,8 | 10,6 | 10,4 |
М | 12,0 | 11,7 | 11,4 | 11,1 | 10,8 | 10,6 | 10,4 | 10,2 | 10,0 | 9,8 |
Наклон вперед | Д | -3 | 0 | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 14 | 17 |
М | -5 | -2 | 0 | 1 | 3 | 5 | 7 | 10 | 12 | 15 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Указ Главы Донецкой Народной Республики от 16.09.2016 г № 304 «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» Донецкой Народной Республики».
Белорусова, В. В., Решетень И. А. Воспитание в процессе занятий физической культурой / В.В. Белорусова, И. А.. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 33 с.
Васютин, Н. В. Физкультурные праздники школьников / Н.В. Васютин. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 79 с.
Громаков, А. Ю., Небесная, В.В., Гридин, А.Н., Малыш. Т.С. Методическое пособие по самостоятельной подготовке граждан квыполнению нормативов и требований Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики» (ГФСК «ГТО ДНР») / Сост. А.Ю. Громаков, В.В.Небесная, А.Н., А.Н. Гридин, Т.С. Малыш. – Донецк: Минмолспорттуризм ДНР, 2017. - 34. c.
Гусак, Ш. 3. Физкультурные праздники и вечера в школе / Ш. 3. Гусак. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 67 с.
Деркач, А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 144 с.
Лебедева, О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998
Лысова, В.Я. Спортивные праздники и развлечения /Яковлева Т.С.. - М.: АРКТИ, 2010. - 52 с.
Принцман, А.Б. Методические разработки по проведению спортивных праздников в школе / А.Б. Принцман. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 77 с.
8. Цвек, С.Р. Физическое воспитание школьников/С.Р.Цвек.-М.: Физкультура и спорт, 1989. - 56 с.
Интернетисточники:
https://infourok.ru
https://nsportal.ru
https://multiurok.ru
https://uchitelya.com
https://kssovushka.ru