СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Динамика в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Динамика в музыке"»

Внеклассное занятие: «Динамика в музыке».

Цель

Формирование умения различать приемы развитие музыки

Задачи

Образовательная задача: формировать умение различать приемы развитие музыки.

Развивающая задача: развивать вокально-хоровые навыки (умение согласовывать свое пение с пением других детей).

Воспитательные задачи: развивать умение эмоционально откликаться на музыку.

Коррекционные задачи: формировать умение анализировать музыкальное произведение и делать обобщение в форме высказывания.

Ход занятия.

Организационный момент Беседа по теме занятия.

- знакомство с понятием «динамика» на примере «Сказки о Динамике»;

- закрепить средства музыкальной выразительности, способствующие развитию музыки.

Физминутка -

Ритмическая игра «Эхо»

-выполнение сотенками Форте и Пиано.

Распевание.

- активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки:

работа над активным вдохом и постепенным расходованием воздуха при усилении и уменьшении силы выдыхаемой воздушной струи.

«разогрев» голосовых складок сначала при пении с закрытым ртом, потом с открыты, отрабатывая ровность произношения гласных, добиваясь красивого округлого звучания.

выработка ощущения правильности, чистоты, ровности звука.

Физминутка с пением

«Игра в слова»-определение приема развития музыки;-вокально-хоровая работа (особенно и контраст f и P).

-динамические оттенки (закрепление);

-исполнение с шумовым сопровождением на детских музыкальных инструментах

«Почему медведь зимой спит» муз. Л. Книппера

-содержание каждого куплета, характер и средства выразительности для изображения текста

-вокально-хоровая работа в зависимости от исполнения

Педагог. Здравствуйте, ребята! (Восходящее движение с1–g1).

Воспитанники. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g1- с1)

Педагог. А с каким настроением вы пришли на занятие? (Поет фразу «Прозвенел звонок – начался урок» сначала в мажоре, затем в миноре). Выберите свое настроение – поднимите руку на свою музыку.

Педагог. Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, изменения. Поэтому в этой четверти мы говорим о развитии музыки.

Педагог. А от чего зависит развитие музыки?

Воспитанники. Развитие музыки зависит от характера, темпа, кита, силы звука…(вывешивают схему на доску)

Педагог. Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным понятием динамика. (На доске слово) А вы где-нибудь встречались со словом динамик (а)?

Воспитанники. В колонках музыкальных центров есть динамики. Радиоприемник… Изменятеся громкость…

Педагог. Верно… Так силу звука называют музыканты. Поэтому Динамика – это сила звука. У музыкантов есть помощники - специальные знаки для изображения силы звука. И с этими знаками нас познакомит сказка…

(чтение «Сказки о Динамике») По ходу сказки на доске вывесить знаки с названиями.

Педагог. Вы прослушали сказку о Динамике… как зовут ее главных героев?

Воспитанники (Эф) – форте - громко

P (Пэ) – пиано – тихо

Педагог. Верно. А как разговаривает и играет музыку Форте? А Пиано?

(Закрепить хором определения)

Педагог. Форте знак нам говорит –

Громко музыка звучит!

Пиано знак нам говорит –

Тихо музыка звучит.

Ребята. А если соединить два этих знака. Что получится?

Воспитанники. Фортепиано – название музыкального инструмента.

Педагог. А сейчас мы будем играть в игру «Эхо». Я прохлопаю ритм, а вам нужно точно повторить его, но с определенной силой звука, которую вы увидите на карточке.

Если f (Эф) – форте – громко топать

P (Пэ) – пиано – тихо хлопать ( Играть).

Педагог. Форте и пиано записываются в нотах, чтобы музыканты могли исполнять с нужной динамикой. (показ в нотах динамических оттенков)

Педагог. А теперь проведем распевание (стоя):

- Массаж лица, ушей, носа пальцами.

Упражнение «Две собаки». По улице бегали 2 собаки – большая и маленькая. Они бегали очень долго и устали. Подбежали друг к другу и встали рядом. При этом собаки шумно дышали. Покажите, как будет дышать большая собака

Дыхание с высунутым языком «низким» голосом, частое.

А как будет дышать маленькая собачка?

Дыхание с высунутым языком «высоким» голосом, частое.

- Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом «когтей»). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком). А теперь также с вибрацией губ и движениями руки нарисуем горы. (То восходящее, то нисходящее движение по пятиступенному звукоряду в 5-6 тональностях).

- Упражнение «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. Всюду слышно ее карканье.

Дети делают вдох носом и на выдохе произносим протяжно «Кар!» (5 раз). Ворона так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно.

Дети выполняют упражнение без звука.

- Упражнение «Гармонь». Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос – руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком У-У-У (затем со звуками: А-А-А, И-И-И), руки возвращаются в исходное положение.

А теперь выполним физминутку с пением «Мы руками хлоп-хлоп»

Педагог. А теперь вспомним попевку «Игра в слова», с помощью чего происходит развитие музыки?

(звучит в записи)

Воспитанники. С помощью противопоставления громкого и тихого звучания.

Педагог. Как по-музыкальному скажем, что изменялось?

Воспитанники. Динамика.

Учитель. Да, развитие музыки в этой попевке происходит с помощью контраста динамики, силы звука: то музыка звучала громко: «Скажи погромче слово «гром», грохочет слово, словно гром». То тихо: «Скажи потише «шесть мышат» и сразу мыши зашуршат.

Необходимо про гром петь громко, но не кричать, а про то, как мыши шуршат очень тихо, а последнюю фразу шепотом, но растягивая звук «ш». Исполним так, чтобы звуки были понятны: четко проговаривая согласные звуки, и губы должны быть упругие (пение).

Педагог. А теперь добавим к пению музыкальное сопровождение. Для изображения грома какие больше подходят инструменты? (дать выбрать из барабана, погремушки и колокольчика)

Воспитанники. Барабан. Играет громко.

Педагог. А для изображения шуршания мышей?

Воспитанники. Погремушки.

(Исполнение с шумовым сопровождением, мальчики – на барабанах, девочки – на погремушках)

Педагог. А теперь обратимся к песне «Почему медведь зимой спит». Как в ней происходит развитие? Что изменяется?

Воспитанники. Динамика, темп, настроение….

Педагог. Верно. Это яркий пример исполнительского развития музыки. Композитор сочинил для 3-х куплетов одинаковую музыку, но исполнение нами самими вносит в нее развитие, движение, изменение характера.

Так же мы узнали, что есть исполнительское развитие музыки, на примере песни «Почему медведь зимой спит», композитор сочинил одинаковую музыку для всех 3 куплетов, а мы своим исполнением внесли развитие, т.е. исполнили 3 куплета по-разному, в зависимости от содержания песни. Давайте вспомним, как исполняется каждый из куплетов?

Дети. 1 куплет исполняется спокойно, безмятежно; 2 куплет – быстро, взволнованно, шумно, напряженно; а 3 куплет исполняется тише и спокойнее, чем 1 куплет.

Педагог. А теперь исполним эту песню в характере, чтобы было слышно, что все куплеты разные по характеру. (Вокально-хоровая работа в зависимости от исполнения).

Вывод: Мы сегодня познакомились еще с одним музыкальным понятием – динамика. Что такое «динамика»?Нужна ли динамика для развития музыки?

Педагог. А с каким настроением вы подошли к концу урока? (Поет фразу «Прозвенел звонок – закончился урок» сначала в мажоре, затем в миноре). Выберите свое настроение – поднимите руку на свою музыку.





























































Приложение









Сказка о Динамике.





В королевстве Музыкальной Выразительности жила красавица Динамика. Эго была очень важная особа. Без нее не обходилось ни одно исполнение музыкального произведения. Динамика управляла Силой Звучания Музыки. У Динамика было два верных друга. Одного из них звали Форте, другого - Пиано. Голос Пиано звучал тихо и спокойно, а голос Форте был громким и звучным.

Однажды, прогуливаясь по коридором своего огромного дворца, Динамика услышала странные голоса. Они доносились из зала, в котором хранился старинный рояль. Динамика заглянула в зал и увидела такую картину: два верных ее помощника - Форте и Пиано о чем - то отчаянно спорили.

Я музыке всегда нужен, - кричал Форте. Я своим громким звучанием могу поднять настроение любому.

Люди слушают громкую музыку и радуются, что в музыке есть я! А от Пиано нет никакого толку, музыка обошлась бы и без тебя.

Ах, нет, - тихо возразил Пиано. - Ты, друг Форте, только и думаешь о праздниках да о веселье. А ведь люди любят спокойные, тихие, приятные слухи мелодии. Например, колыбельные песни. Они всегда звучат тихо и ласково. Я нужнее в музыке, чем ты!

Остановить, друзей, - пропела красавица Динамика, - как можно спорить о том, кто главнее в музыке? Вы оба нужны музыкантам. Без вас, музыка была бы неяркой, невыразительной. Именно вы делаете музыку красивой и разнообразной.

От этих слов динамическим знакам Форте и Пиано стало стыдно, и больше они никогда не спорили. Красавица Динамика, несмотря на свои юные годы, сумели рассудить и помирить друзей