Тема занятия: «Дороже нет богатства, чем дружба»
Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи:
-формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
-формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
-формировать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Оборудование: карточки с пословицами, кружки зеленые и красные (для игры «Светофор»), листики желтые и коричневые (для рефлексии), плакаты.
Ход внеклассного занятия:
1.Организационный момент.
-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
2.Основная часть.
1.
- Начнем наше занятие со стихотворения:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
-Ребята, о чум это стихотворение? ( О дружбе)
2.Исполнение песни.
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»).
Если с другом вышел в путь Что мне дождик проливной,
Веселей дорога, Когда мои друзья со мной (2 раза).
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Там где трудно одному, Что мне снег, что мне зной,
Справлюсь вместе с вами. Что мне дождик проливной,
Где чего-то не пойму, Когда мои друзья со мной (2 раза).
Разберем с друзьями.
-Вы, наверное, уже догадались, о теме нашего занятия?
-Докажите свои предположения (О дружбе и друзьях).
3.Понятие о дружбе.
-А что такое дружба?
Дети высказывают свои версии и рассуждения.
-А давайте с вами заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова«Дружба».
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
4.Работа над пословицами в парах
-Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно.
В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить.
Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.
-Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. (Да).
-А давайте сейчас проверим.
Сейчас я предлагаю вам карточки с пословицами о дружбе. Но их надо собрать, т.е. соединить начало и конец пословицы. Работаем парами. Один человек читает начало пословицы, а другой ее конец.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Старый друг лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Друг познается в беде.
Нет друга — ищи, а найдешь — береги.
Куда иголка, туда и нитка.
Не в службу, а в дружбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружбу помни, а злобу забывай.
Будь с другом и в горе, и в радости.
Помогай другу в беде.
Человек без друзей, что дерево без корней
В ходе ответа учащихся можно попросить детей дать объяснение некоторым пословицам.
5.Понятие «Друг».
-Ребята, наверное, у вас у каждого есть свой друг.
-А, что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют свой выбор.
-Почему вы считаете их своими друзьями?
-Какими качествами обладают ваши друзья?
(ответы детей)
-Расскажите о хорошем поступке вашего друга.
-Давайте за более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.
Друг — это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
6.Понятие «Настоящий друг».
-А что значит — настоящий друг? Посмотрите на экран и назовите пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
На доске:
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, заботливый, доверчивый, веселый, ленивый.
-Кто хотел бы прочитать?
-Ответы учеников
-Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
Физкультминутка
Дети вышли к доске, образовали круг, взялись за руки и выполняют движения.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди. (2 раза).
7.Чтение рассказа «Друзья».
-Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом.
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе. Дружба их началась очень давно, почти с пеленок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:
-Эх, ты! С такой маленькой горки — и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.
-Вань, ты чего? — испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.
-Больно? — спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от
снега.
-Не очень! — мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. — Только нога болит…
-Давай я тебе помогу! — Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. — Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.
-Спасибо! — прошептал Ваня, морщась от боли.
-Да не за что! — отмахнулся Сеня.
-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! — прокричал сверху Сережа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.
Дети отвечают: Сеня — настоящий друг.
Ответы детей: Друзья познаются в беде.
8.Чтение стихотворения о друге.
-А сейчас, ребята, послушайте ещё одно стихотворение и подумайте,
можно ли этого героя назвать другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ответы детей: Нет, героя нельзя назвать настоящим другом.
-А может дружба распасться? А по каким причинам?
Ответы детей: Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя… Человек плохо поступил по отношению к своему другу.
-Ребята, надо всегда помнить о том, что друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
9.Решение ситуативных задач.
-А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья? Я предлагаю вам несколько ситуаций, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?
Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?
Ответ детей.
Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите? Ответ детей.
-Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.
-Ну, а теперь немного поиграем.
Игра «Светофор».
Я перечисляю разные качества человека. Когда я называю качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе — красного цвета.
Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный,
лживый, порядочный, безответственный, общительный.
Итог занятия.
-Подводя итог нашему занятию, я хотела бы, чтобы вы сами составили секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
-Послушаем, что же у вас получилось?
Выслушиваются ответы детей, потом сравниваются с представленными правилами дружбы на доске.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить — значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом — не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям, надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Рефлексия.
-Ну, вот и подошло наше занятие к концу! Мне хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
-Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами листики желтые и коричневые.
-Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение — возьмите в руки желтые листья, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно — коричневые.
Все учащиеся выходят к доске, поднимают руки вверх и плавно отпускают листья вниз. Листья кружатся в воздухе.
-На этом наше занятие окончено.