СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Дороже нет богатства, чем дружба".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Дороже нет богатства, чем дружба".»

Тема занятия: «Дороже нет богатства, чем дружба»



Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.



Задачи:

-формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

-формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

-формировать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.



Оборудование: карточки с пословицами, кружки зеленые и красные (для игры «Светофор»), листики желтые и коричневые (для рефлексии), плакаты.

Ход внеклассного занятия:

1.Организационный момент.

-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

2.Основная часть.

1.

- Начнем наше занятие со стихотворения:



Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.



-Ребята, о чум это стихотворение? ( О дружбе)





2.Исполнение песни.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»).

Если с другом вышел в путь Что мне дождик проливной,

Веселей дорога, Когда мои друзья со мной (2 раза).

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной,

Там где трудно одному, Что мне снег, что мне зной,

Справлюсь вместе с вами. Что мне дождик проливной,

Где чего-то не пойму, Когда мои друзья со мной (2 раза).

Разберем с друзьями.

-Вы, наверное, уже догадались, о теме нашего занятия?

-Докажите свои предположения (О дружбе и друзьях).



3.Понятие о дружбе.

-А что такое дружба?

Дети высказывают свои версии и рассуждения.

-А давайте с вами заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова«Дружба».

Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».



4.Работа над пословицами в парах

-Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно.

В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить.

Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.

-Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. (Да).

-А давайте сейчас проверим.

Сейчас я предлагаю вам карточки с пословицами о дружбе. Но их надо собрать, т.е. соединить начало и конец пословицы. Работаем парами. Один человек читает начало пословицы, а другой ее конец.

  1. Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

  2. Старый друг лучше новых двух.

  3. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  4. Друг познается в беде.

  5. Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

  6. Куда иголка, туда и нитка.

  7. Не в службу, а в дружбу.

  8. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  9. Дружбу помни, а злобу забывай.

  10. Будь с другом и в горе, и в радости.

  11. Помогай другу в беде.

  12. Человек без друзей, что дерево без корней

В ходе ответа учащихся можно попросить детей дать объяснение некоторым пословицам.



5.Понятие «Друг».

-Ребята, наверное, у вас у каждого есть свой друг.

-А, что вы можете рассказать о своих друзьях?

Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют свой выбор.

-Почему вы считаете их своими друзьями?

-Какими качествами обладают ваши друзья? 

(ответы детей)

-Расскажите о хорошем поступке вашего друга.

-Давайте за более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.

Друг — это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.



6.Понятие «Настоящий друг».

-А что значит — настоящий друг? Посмотрите на экран и назовите пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.

На доске:

Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, заботливый, доверчивый, веселый, ленивый.

-Кто хотел бы прочитать?

-Ответы учеников

-Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

Физкультминутка

Дети вышли к доске, образовали круг, взялись за руки и выполняют движения.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди. (2 раза).



7.Чтение рассказа «Друзья».

-Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом.

Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе. Дружба их началась очень давно, почти с пеленок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.

Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:

-Эх, ты! С такой маленькой горки — и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!

Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.

-Вань, ты чего? — испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.

-Больно? — спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от

снега.

-Не очень! — мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. — Только нога болит…

-Давай я тебе помогу! — Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. — Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.

-Спасибо! — прошептал Ваня, морщась от боли.

-Да не за что! — отмахнулся Сеня.

-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! — прокричал сверху Сережа.

Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.

  • Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?

Дети отвечают: Сеня — настоящий друг.

  • Какая из пословиц больше подходит к этому рассказу?

Ответы детей: Друзья познаются в беде.



8.Чтение стихотворения о друге.

-А сейчас, ребята, послушайте ещё одно стихотворение и подумайте,

можно ли этого героя назвать другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Ответы детейНет, героя нельзя назвать настоящим другом.

-А может дружба распасться? А по каким причинам?

Ответы детей: Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя… Человек плохо поступил по отношению к своему другу.

-Ребята, надо всегда помнить о том, что друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

9.Решение ситуативных задач.

-А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья? Я предлагаю вам несколько ситуаций, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?

  1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?

Ответ детей.

  1. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите? Ответ детей.

-Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

-Ну, а теперь немного поиграем.

Игра «Светофор».

Я перечисляю разные качества человека. Когда я называю качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе — красного цвета.

Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный,

лживый, порядочный, безответственный, общительный.

  1. Итог занятия.

-Подводя итог нашему занятию, я хотела бы, чтобы вы сами составили секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

-Послушаем, что же у вас получилось?

Выслушиваются ответы детей, потом сравниваются с представленными правилами дружбы на доске.

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить — значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом — не таи зла на него.

  • Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям, надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

  • Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

  1. Рефлексия.

-Ну, вот и подошло наше занятие к концу! Мне хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

-Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами листики желтые и коричневые.

-Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение — возьмите в руки желтые листья, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно — коричневые.

Все учащиеся выходят к доске, поднимают руки вверх и плавно отпускают листья вниз. Листья кружатся в воздухе.

-На этом наше занятие окончено.