Конспект занятия по реализации исследовательского этапа проектной деятельности
1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы
1.1. Приветствие
1.2.Эмоциональный настой.
-Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.
1.3. Сегодня я предлагаю вам роль исследователей, а направление и тему исследования предлагаю узнать из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Русь»:
Широка ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
- О ком говориться в стихотворении? (если не отвечают повторить: У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов?)
- Образы каких богатырей вам знакомы? (Илья Муромец)
- Как вы думаете, богатыри и их подвиги это дела минувших дней, или для богатырских поступков есть место и в современной жизни?
- Предположите тему исследования?
Слайд Тема проекта: "Богатыри прошлого и настоящего"
-Вы согласны со мной , что тема исследования актуальна? Почему? -Как вы думаете, какая цель стоит перед нами в рамках решения проекта Слайд Цель проекта: Цель проекта- узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли богатыри в современной жизни. |
- Какие задачи можно поставить по теме исследования (кто такие богатыри?, какими качествами обладали?, какие подвиги совершали?...)
Слайд Задачи проекта:
установить значение слова "богатырь";
определить какими качества обладали богатыри;
-Думаю, в рамках нашего исследования возможно провести параллели с современной жизнью. Как вы думаете, как можно сформулировать следующую задачу?
познакомиться с «великими» людьми нашего времени;
сравнить качества былинных и современных героев; составить портрет современного богатыря;
обобщить результаты исследования.
-Как настоящим исследователям нам необходимо выдвинуть предположения, т.е. гипотезы.
-Я предлагаю начать с фразы: -Я думаю, что богатыри- это...или
- Возможно, что богатыри жили...
Слайд (гипотеза)
Допустим, что богатыри – это воины, обладающие большой силой, богатыри – это пример великого духа русского человека
Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет.
2. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы (справедливая процедура) (из 6 человек формируем 2 подгруппы)
-Вспомните правила работы в группах
РАБОТАЕМ ДРУЖНО, НО НЕ ГОВОРИМ ВСЕ СРАЗУ
ГОВОРИ ГРОМКО
КОГДА ГОВОРИТ ОДИН, ДРУГОЙ - СЛУШАЕТ
ВСЕ СМОТРЯТ НА ГОВОРЯЩЕГО
НЕ СМОТРИ НА ГОВОРЯЩЕГО
НЕ СОГЛАСЕН – СПОРЬ
НЕ СОГЛАСЕН – ДОСЛУШАЙ, И СКАЖИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ
В РАБОТЕ ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО
КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯЙ СВОЮ РАБОТУ
ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
3.Организация о исследования в соответствие с задачами исследования: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, заданий для команд.
3.1 Работа над понятием "богатырь"
В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, защищая её от врагов.
-Поэтому нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с изучения понятия "богатырь".
-Так кто же такой богатырь?
Слайд
Богатырь - герой русских былин и сказок.
Богатырь - защитник родины, воин.
Богатырь - рослый, крепкого сложения, сильный человек.
Богатырь - незаурядный, выдающийся в какой-либо области человек.
Богатырь - человек очень большой силы, стойкости, отваги.
Слайд Богатырь - герой русских былин, воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством.
- Как вы думаете, какими качествами должен быть наделен богатырь?
(качества напечатать и прикрепить на маркерную доску: патриотизм, чувство справедливости, доброта, мужество, образованность, дальновидность, дерзость, находчивость, жизнерадостность, дипломатические способности, тактичность).
-Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
3.2. Составление собирательной характеристики образа русского богатыря
- Группам предлагается краткую характеристику былинного богатыря (справедливая процедура).
| Алеша Попович - русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град.) |
| Илья Муромец - великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. |
| Добрыня Никитич - Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, образованность, дальновидность и предусмотрительность. Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен. |
- Итак, нам удалось решить первые две задачи нашего исследования, а именно - установить значение слова "богатырь" и определить какими качества обладали богатыри, т.е. сделать собирательную характеристику богатыря как главного героя былин.
- Таким образом, у нас сложился портрет русского былинного богатыря:
Персонаж былин.
Человек большого роста и силы
Отважный, смелый, мудрый и верный своему слову герой.
2.2. Богатыри современности
-Следующий этап нашего исследования я предлагаю посвятить современным богатырям.
-Есть ли сейчас в современном мире богатыри?
- Какие жизненные ситуации предполагают возможность проявления богатырских качеств?
- Вспомните основные качества богатырей, которые мы называли. Есть ли в современном мире проявления героизма, патриотизма, мудрости и выносливости?
Разбор ситуаций в подгруппах с целью определения качеств, свойственных современным героям
- Прочитаете предложенную ситуацию в группе и постарайтесь сообща определить, можно ли главного героя назвать богатырем? Какие качества он демонстрирует?
-Отчет по работе в группах я предлагаю делать по плану:(план на инт. доску - учитель, а фотографию героя под документ-камеру - волонтеры при выступлении)
Имя героя...
Самое главное достижение..
Можно ли назвать этого человека богатырем? Почему?
| Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934г. - 27 марта 1968г.) Юрий Гагарин родился в семье рабочих. Со школьных лет любил спорт, особенно баскетбол. С отличием закончил летное училище. В 1959 г. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Регулярные занятия по программе подготовки космонавтов продолжались больше года. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос на корабле "Восток" Гагарин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос (на луну) 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт . |
Качества: смелость, образованность, доброта (открытый взгляд, улыбка), хотя во внешнем облике нет богатырской стати.
| Иван Максимович Поддубный (26 сентября 1871 г.- 8 августа 1949г.) Родом из бедной крестьянской семьи. С ранних лет помогал отцу пахать землю. Физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу. В 1896 г. Поддубный посетил цирковое представление. Больше всего ему нравились номера, в которых выступали атлеты, демонстрировавшие публике свою силу. Иван Поддубный решил выйти на арену и померяться с ними силами. Вскоре он начал выступать на цирковых аренах, показывая различные трюки с гирями и продолжая бороться. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Во время великой отечественной войны немцы предлагали поддубному тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине:«Я — русский борец. Им и останусь». На могильном камне И.М. Поддубноговысечено: «Здесь русский богатырь лежит». |
Качества: богатырская сила, преданность делу (40 лет выступал), патриотизм.
-Какой вывод можно сделать? Современный богатырь – это сильный телом и духом человек, которому присущи такие качества как храбрость и великодушие, патриотизм и целеустремленность.
4. Организация работы по оформлению результатов исследования.
Разработка вопросов для анкеты:
-В заключении нашего исследования предлагаю вам разработать анкету : Современный богатырь. Какой он?
-Вы можете предложить анкету своим друзьям, родителям..
-Я сформулировала 2 первых вопроса, а вам предлагаю завершить разработку анкеты:
Посоветуйтесь в группах и предложите свои варианты вопросов.
Кто такие богатыри?
Назовите известных вам богатырей
Можно ли сейчас встретить богатыря?
Какими качествами должен обладать богатырь?
Что значит богатырская еда?
Какой образ жизни необходим для богатырской силы?
Если бы ты был богатырём, что бы ты сделал хорошего?
Кого бы Вы назвали современным богатырем?
5. Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте: достижения поставленной цели и решения задач; оценки вклада каждого участника.
5.1. Рефлексия.
- Используя формулу «В ходе работы над проектом я узнал..., меня удивило..., а также я научился…» сделайте вывод о проделанной вами работе и ёё результатах.
Вывод: Исследуя выбранную нами тему богатырей, мы ответили на все поставленные в начале нашей работы вопросы. Мы узнали, что былинные богатыри прославлялись мужественностью и преданностью служения народу и родине. Они стояли на страже Руси. Свое начало они получили в героическом эпосе, в былинах.
Современный же богатырь – это каждый сильный и здоровый человек, высокого роста, не исключенный качеств храбрости и великодушия. Он должен вести активный здоровый образ жизни. И в прошлом, и в настоящем, «богатырь» сводится к обозначению не только физической силы, но и духовной силы необходимой для совершения подвигов.
Но все же каждый из нас понимает силу богатырскую по-своему. И в этом случае богатырем может стать папа или брат, полицейский или школьник.
Подтверждая нашу гипотезу, следует сказать, чтобогатыри не только герои былин. В современной жизни тоже есть богатыри которых объединяет любовь к Родине, смелость, сила духа.
5.2. Организация планирования тем последующих исследований
Спасибо за работу!
патриотизм
чувство
справедливости
доброта, мужество
образованность
дальновидность
дерзость
находчивость
жизнерадостность
дипломатические способности
тактичность
| Алеша Попович - русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град.) |
| Илья Муромец - великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. |
| Добрыня Никитич - Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, образованность, дальновидность и предусмотрительность. Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен. |
| Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934г. - 27 марта 1968г.) Юрий Гагарин родился в семье рабочих. Со школьных лет любил спорт, особенно баскетбол. С отличием закончил летное училище. В 1959 г. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Регулярные занятия по программе подготовки космонавтов продолжались больше года. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос на корабле "Восток" Гагарин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос (на луну) 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя учебный полёт . |
| Иван Максимович Поддубный (26 сентября 1871 г.- 8 августа 1949г.) Родом из бедной крестьянской семьи. С ранних лет помогал отцу пахать землю. Физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу. В 1896 г. Поддубный посетил цирковое представление. Больше всего ему нравились номера, в которых выступали атлеты, демонстрировавшие публике свою силу. Иван Поддубный решил выйти на арену и померяться с ними силами. Вскоре он начал выступать на цирковых аренах, показывая различные трюки с гирями и продолжая бороться. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Во время великой отечественной войны немцы предлагали поддубному тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине:«Я — русский борец. Им и останусь». На могильном камне И.М. Поддубноговысечено: «Здесь русский богатырь лежит». |
Анкета : Современный богатырь. Какой он? Кто такие богатыри? Назовите известных вам богатырей _______________________________ _______________________________ __________________________________ | Анкета : Современный богатырь. Какой он? Кто такие богатыри? Назовите известных вам богатырей _______________________________ _______________________________ __________________________________ |
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника_____________________
Класс 4
Предмет: окружающий мир
Тема : Во времена Древней Руси (раздел: Страницы истории России)
Тема проекта: "Богатыри прошлого и настоящего"
Исследуемый объект: собирательный образ русского богатыря
Гипотезы:
Допустим, что богатыри – это воины, обладающие большой силой, богатыри – это пример великого духа русского человека
Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет.
Цель проекта- узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли богатыри в современной жизни.
Задачи:
установить значение слова "богатырь";
определить какими качества обладали богатыри;
познакомиться с «великими» людьми нашего времени;
сравнить качества былинных и современных героев; составить портрет современного богатыря;
обобщить результаты исследования.
Продукт проекта: собирательная характеристика богатыря, анкета:
" Современный богатырь. Какой он?"
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные УУД:
составлять исторические портреты, высказывать суждения о них;
понимать особую роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Метапреметные УУД:
познавательные УУД :
работать с информацией из различных источников, систематизировать и обобщать знания и представления, преобразовывать зрительную информацию в словесную, делать выводы;
анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
представлять информацию в разных формах.
коммуникативные УУД :
слушать и понимать окружающих, договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
строить письменные и устные высказывания, аргументировать свою точку зрения.
регулятивные УУД :
определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической ;
планировать и осуществлять простейшие исследования, анализировать результаты поисковой деятельности;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя икт;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные:
осознавать границы своего знания-незнания;
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
сознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1.Подготовительный этап: деятельность, организованная на уроках окружающего мира (раздел: Страницы истории России); и внеурочных занятиях | 1.Беседа по теме: Былинные герои Древней Руси. 2. Работа со словарем, картой, иллюстративным материалом 3.Создание проблемной ситуации ориентированной на поиск ответов на вопросы: Есть ли с в современном мире богатыри? Какие жизненные ситуации предполагают возможность проявления богатырских качеств? | 1. Уяснение этапов становления государства Русь. 2. Чтение былины об Илье Муромце (тема: Государство Русь) 3. Подбор иллюстративного и лингвистического материала (пословицы, поговорки о богатырях). 5. Осознание важности личностных качеств человека в историческом плане | Осознание границ собственного знания и незнания. Интеллектуальная потребность поиска примеров проявления богатырских качеств в современной жизни |
2.Исследовательский этап (деятельность на внеурочном занятии «Богатыри прошлого и настоящего») | 1.Подведение учащихся к формулированию темы проекта, задач, гипотезы | 1. Формулируют тему проекта, выдвигают задачи, выдвигают гипотезу | Исследовательский отчет |
2. Деление учащихся на исследовательские микрогруппы (справедливая процедура). Предъявление задач исследования | 2. Принимают задачи исследования в соответствие с обозначенным тематическим полем. |
3.Организация о исследования в соответствие с задачами исследования: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, заданий для команд. | 3. Проведение исследования. Учащиеся: выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
4. Организация работы по оформлению результатов исследования. | 4. Обобщение полученных результатов (анкета). |
3.Заключительный этап | 1.Организация рефлексии в микрогруппах, в аспекте: -достижения поставленной цели и решения задач; -оценки вклада каждого участника. | 1. Осуществляют рефлексию по выделенным аспектам. | Определение перспектив работы, как направлений социализации личности младшего школьника |
2. Организация планирования тем последующих исследований | 2. Определяют темы возможных исследований в рамках внеурочной проектной деятельности по окружающему миру |