СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Игровые методы активизации в обучении теории музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Игровые методы активизации в обучении теории музыке"»

«Игровые методы активизации в обучении теории музыке »



Цель: обобщение первоначальных знаний и умений в процессе игровой деятельности.

Задачи: обучающие –

1. закрепить в ходе занятия теоретические понятия (лад, мажор, минор, тоника, устойчивые ступени, размер, диссонанс);

2. содействовать формированию метроритмического чувства;

развивающие –

1. развивать интерес у воспитанников к предмету применением наглядных

средств обучения;

2. активизировать слуховое восприятие;

3. развивать ассоциативное мышление.

воспитывающие –

1. содействовать воспитанию нравственных качеств у воспитанников;

2. воспитывать ответственность, сознательное отношение к процессу обучения.

Методическое обеспечение: нотные карточки, цифровые карточки (ступени),

музыкальная лесенка, наборы квадратов (большие и маленькие), карточки для определения лада, детские ударные инструменты (бубны, колокольчики, погремушки), листочки.

Методы реализации поставленных задач:

- словесный;

- наглядный (дидактические пособия);

- практический

Приемы обучения:

- игровой;

- частично-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный.



4. Вокально-интонационные упражнения «В лесу».

5. Закрепление понятий лад, мажор, минор:

- слуховые загадки «Угадай лад».

- игра «Мажор, минор, диссонанс».

6. Работа над метроритмом:

- ритмическое эхо (набор квадратов);

- ритмическую «дорожку» поделить на такты в размере 2/4 и 3/4

- ритм записать длительностями;

- игра «Капельки» (двухдольный и трехдольный метр).

Ход занятия:



1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас необычное занятиеАудио запись: П.Чайковский «Осенняя песня».

- Какое сейчас время года? (осень)

- Что происходит осенью с листьями на деревьях? (изменяют окраску, становятся желтыми, красными и опадают)

- Сегодня наш зал украшен разными листочками: березовыми, липовыми, дубовыми, кленовыми. Осенние листочки помогут нам в работе.

2. Закрепление понятий скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот на нотном стане.

Осенью первыми листья, как слёзы,

Тихо на землю роняют … (березы)

На обороте листочка - скрипичный ключ.

- Скрипичный ключ – главный, он открывает дверь в мир музыкальных звуков. Пишется всегда вначале нотной строки, нотного стана. Еще его называют ключом Соль. Почему? (начинаем писать со второй линеечки, на которой живет нота Соль).

- Сколько всего нот?



- Повторим, где какая ноты пишется на нотном стане (работа с нотками-картинками.

Из ноток-картинок выстраиваем звукоряд.

Песенка «Музыкальный звукоряд»

3. Задания определения на слух:

а) загадки «Звуки низкие, средние, высокие»

б) игра «Сколько звуков слышу я?».

4. Вокально-интонационные упражнения «В лесу».

- А сейчас мы с вами совершим прогулку (маршируют под музыку - П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»).

- Вот и пришли мы в лес, а кого мы здесь можем встретить:

а) дятел – пение на одном звуке;

б) кукушка – V-III ступени;

в) воробышек выпал из гнезда, мама воробьиха просит о помощи «Чик-чирик» - м2 вверх и вниз;

г) поможем воробушку, положите его в гнездо и успокойте «Всё спокойно» - V-III-I ступени;

д) мы никого не потеряли за время лесной прогулки? Поаукаем – ч5 восходящая .

5. Закрепление понятий лад, мажор, минор:

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна … (липа).

На обороте листочка написано – ЛАД.

-Лад – это окраска музыки. Мажор – светлый, яркий; минор – темный, пасмурный.

а) слуховые загадки «Угадай лад» - разноцветные карточки;

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кот-то скажет –

Желуди на нем. (дуб)

На обороте листочка написано – диссонанс.

- Диссонанс – колючее, резкое созвучие, где звуки не дружат друг с другом.

б) игра «Мажор, минор, диссонанс».

6. Работа над метроритмом:

Из деревьев ранним утром

Вдруг снежинки запорхали,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

(тополь)

На обороте листочка написано – ТА ти-ти

- Так мы называем длинные и короткие звуки и обозначаем большими и маленькими квадратами.

а) ритмическое эхо (набор квадратов): выложить ритмический рисунок;

б) ритмическую «дорожку» поделить на такты в размере 2/4 и 3/4

в) ритм записать длительностями.

Аудио запись «Дождь»

- Ребята, пошел дождь, необычный. Капельки разные: есть капельки крупные, тяжелые, а другие – легкие. Ваша задача: сильные капельки – ладошки ударяют по парте, легкие – пальчиками в воздухе. Нужно посчитать легкие капельки.

г) игра «Капельки» (двухдольный и трехдольный метр) –

«Прогулка» Е. Тиличеева

«Быстрый ручеек» Ф. Бейер

7. Закрепление понятий: тоника, устойчивые ступени:

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки,

И не знает почтальон

Для кого их пишет … (клен)

На обороте листочка написано – ТОНИКА.

- Тоника, какая это ступень?

- В песенке ее легко найти. Где она пишется? (самая последняя нота).

- I ступень самая устойчивая, самая главная.

а) игра «Помогите тонике» - работа с музыкальной лесенкой: на II ступени живет нота Соль, а тоникой будет …

- У тоники есть верные друзья. Назовите их (III и V ступени).

б) песенка «Ноточки задорные»;

в) игра «Собери грибы» - надо услышать последовательность устойчивых ступеней.

- Ребята, помогите, пожалуйста, белочке собрать грибы. Надо отгадать ступени, а они прячутся за грибами. Не спешите, будьте внимательны:

I-III-III-V-I I-III-V-V-I I-V-V-III-I I-III-V-III-I

8. Шумовой оркестр (песня в исполнении педагога с ритмическим сопровождением учащихся):

За окошком ярко рыжий

Клен, кивая, манит в путь.

Манит лес, но только брезжит

Теплый дождичек чуть-чуть.

Кто же ходит под дождем?

Лучше дома переждем.

9. Прощание с золотой осенью:

Аудио запись: П.Чайковский «Осенняя песня».

- Золотая осень – это красивая замечательная пора. Но с ней нам приходиться расставаться.

Пусть бушует непогода,

Что нам унывать:

И в такое время года

Можно напевать.

За окошком дождь и ветер -

Всё нам нипочем.

Приходи к нам, Осень, греться,

Мы тебе споем.

Исполнение песни «Осень» (муз. О.Егоровой, сл. И. Тиличеевой).

10. Заключение занятия.

- Вот мы с вами и попрощались с золотой осенью. Ребята, на занятии вы все хорошо работали. Я всеми вами очень довольна. Мы на уроке играли и закрепляли первоначальные знания и умения по сольфеджио. И сегодня вы получаете свои первые четвертные оценки. До свидания!

Литература:

Абелян Л. Забавное сольфеджио. М.,2015.

Барабошкина А. Сольфеджио. Учебник для 1 класса. М., 2017.

Гульянц Е. Детям о музыке. М., 2018.

Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. Композитор-СПб, 2017.

Фролова Ю. Сольфеджио. 1 класс. Ростов н/Д, Феникс, 2019.

Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Ростов н/Д, Феникс, 2016.

Чустова Л., Гимнастика музыкального слуха. М., В