«Игровые методы активизации в обучении теории музыке »
Цель: обобщение первоначальных знаний и умений в процессе игровой деятельности.
Задачи: обучающие –
1. закрепить в ходе занятия теоретические понятия (лад, мажор, минор, тоника, устойчивые ступени, размер, диссонанс);
2. содействовать формированию метроритмического чувства;
развивающие –
1. развивать интерес у воспитанников к предмету применением наглядных
средств обучения;
2. активизировать слуховое восприятие;
3. развивать ассоциативное мышление.
воспитывающие –
1. содействовать воспитанию нравственных качеств у воспитанников;
2. воспитывать ответственность, сознательное отношение к процессу обучения.
Методическое обеспечение: нотные карточки, цифровые карточки (ступени),
музыкальная лесенка, наборы квадратов (большие и маленькие), карточки для определения лада, детские ударные инструменты (бубны, колокольчики, погремушки), листочки.
Методы реализации поставленных задач:
- словесный;
- наглядный (дидактические пособия);
- практический
Приемы обучения:
- игровой;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный.
4. Вокально-интонационные упражнения «В лесу».
5. Закрепление понятий лад, мажор, минор:
- слуховые загадки «Угадай лад».
- игра «Мажор, минор, диссонанс».
6. Работа над метроритмом:
- ритмическое эхо (набор квадратов);
- ритмическую «дорожку» поделить на такты в размере 2/4 и 3/4
- ритм записать длительностями;
- игра «Капельки» (двухдольный и трехдольный метр).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас необычное занятиеАудио запись: П.Чайковский «Осенняя песня».
- Какое сейчас время года? (осень)
- Что происходит осенью с листьями на деревьях? (изменяют окраску, становятся желтыми, красными и опадают)
- Сегодня наш зал украшен разными листочками: березовыми, липовыми, дубовыми, кленовыми. Осенние листочки помогут нам в работе.
2. Закрепление понятий скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот на нотном стане.
Осенью первыми листья, как слёзы,
Тихо на землю роняют … (березы)
На обороте листочка - скрипичный ключ.
- Скрипичный ключ – главный, он открывает дверь в мир музыкальных звуков. Пишется всегда вначале нотной строки, нотного стана. Еще его называют ключом Соль. Почему? (начинаем писать со второй линеечки, на которой живет нота Соль).
- Сколько всего нот?
- Повторим, где какая ноты пишется на нотном стане (работа с нотками-картинками.
Из ноток-картинок выстраиваем звукоряд.
Песенка «Музыкальный звукоряд»
3. Задания определения на слух:
а) загадки «Звуки низкие, средние, высокие»
б) игра «Сколько звуков слышу я?».
4. Вокально-интонационные упражнения «В лесу».
- А сейчас мы с вами совершим прогулку (маршируют под музыку - П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»).
- Вот и пришли мы в лес, а кого мы здесь можем встретить:
а) дятел – пение на одном звуке;
б) кукушка – V-III ступени;
в) воробышек выпал из гнезда, мама воробьиха просит о помощи «Чик-чирик» - м2 вверх и вниз;
г) поможем воробушку, положите его в гнездо и успокойте «Всё спокойно» - V-III-I ступени;
д) мы никого не потеряли за время лесной прогулки? Поаукаем – ч5 восходящая .
5. Закрепление понятий лад, мажор, минор:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна … (липа).
На обороте листочка написано – ЛАД.
-Лад – это окраска музыки. Мажор – светлый, яркий; минор – темный, пасмурный.
а) слуховые загадки «Угадай лад» - разноцветные карточки;
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кот-то скажет –
Желуди на нем. (дуб)
На обороте листочка написано – диссонанс.
- Диссонанс – колючее, резкое созвучие, где звуки не дружат друг с другом.
б) игра «Мажор, минор, диссонанс».
6. Работа над метроритмом:
Из деревьев ранним утром
Вдруг снежинки запорхали,
Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем.
(тополь)
На обороте листочка написано – ТА ти-ти
- Так мы называем длинные и короткие звуки и обозначаем большими и маленькими квадратами.
а) ритмическое эхо (набор квадратов): выложить ритмический рисунок;
б) ритмическую «дорожку» поделить на такты в размере 2/4 и 3/4
в) ритм записать длительностями.
Аудио запись «Дождь»
- Ребята, пошел дождь, необычный. Капельки разные: есть капельки крупные, тяжелые, а другие – легкие. Ваша задача: сильные капельки – ладошки ударяют по парте, легкие – пальчиками в воздухе. Нужно посчитать легкие капельки.
г) игра «Капельки» (двухдольный и трехдольный метр) –
«Прогулка» Е. Тиличеева
«Быстрый ручеек» Ф. Бейер
7. Закрепление понятий: тоника, устойчивые ступени:
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки,
И не знает почтальон
Для кого их пишет … (клен)
На обороте листочка написано – ТОНИКА.
- Тоника, какая это ступень?
- В песенке ее легко найти. Где она пишется? (самая последняя нота).
- I ступень самая устойчивая, самая главная.
а) игра «Помогите тонике» - работа с музыкальной лесенкой: на II ступени живет нота Соль, а тоникой будет …
- У тоники есть верные друзья. Назовите их (III и V ступени).
б) песенка «Ноточки задорные»;
в) игра «Собери грибы» - надо услышать последовательность устойчивых ступеней.
- Ребята, помогите, пожалуйста, белочке собрать грибы. Надо отгадать ступени, а они прячутся за грибами. Не спешите, будьте внимательны:
I-III-III-V-I I-III-V-V-I I-V-V-III-I I-III-V-III-I
8. Шумовой оркестр (песня в исполнении педагога с ритмическим сопровождением учащихся):
За окошком ярко рыжий
Клен, кивая, манит в путь.
Манит лес, но только брезжит
Теплый дождичек чуть-чуть.
Кто же ходит под дождем?
Лучше дома переждем.
9. Прощание с золотой осенью:
Аудио запись: П.Чайковский «Осенняя песня».
- Золотая осень – это красивая замечательная пора. Но с ней нам приходиться расставаться.
Пусть бушует непогода,
Что нам унывать:
И в такое время года
Можно напевать.
За окошком дождь и ветер -
Всё нам нипочем.
Приходи к нам, Осень, греться,
Мы тебе споем.
Исполнение песни «Осень» (муз. О.Егоровой, сл. И. Тиличеевой).
10. Заключение занятия.
- Вот мы с вами и попрощались с золотой осенью. Ребята, на занятии вы все хорошо работали. Я всеми вами очень довольна. Мы на уроке играли и закрепляли первоначальные знания и умения по сольфеджио. И сегодня вы получаете свои первые четвертные оценки. До свидания!
Литература:
Абелян Л. Забавное сольфеджио. М.,2015.
Барабошкина А. Сольфеджио. Учебник для 1 класса. М., 2017.
Гульянц Е. Детям о музыке. М., 2018.
Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. Композитор-СПб, 2017.
Фролова Ю. Сольфеджио. 1 класс. Ростов н/Д, Феникс, 2019.
Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Ростов н/Д, Феникс, 2016.
Чустова Л., Гимнастика музыкального слуха. М., В