Внеклассное занятие в 4 классе
«Изготовление куклы-оберега»
Учитель трудового обучения: Вахлова О.А
Внеклассное занятие по технологии по изготовлению куклы-оберега для учащихся 4 класса. (Так же данное мероприятие может быть использовано для детей с ограниченными возможностями, более старшего возраста)
Цель урока: изготовление тряпичной куклы - оберега
Задачи:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Аннотация: внеурочное занятие посвящено истории происхождения тряпичной куклы на Руси и их значению.
Ход занятия
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
II. Сообщение темы, целей занятия.
Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
III. Изучение нового материала.
Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.
Все народные куклы делились на три группы:
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.
Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
Подорожница-помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.
Берегиня дома-несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.
Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.
Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена былахранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».
Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
«Кубышка - травница»
Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Крупеничка или Зерновушка-кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
Филлиповка-делалась специально для хозяйки как помошница во всех делах. Этц куклу делали и дарили на Филиппов день 27 ноября. Шестирукая кукла являлась оберегом для рукодельниц, оберегая их руки от усталости и принося удовольствие от рукоделия. На поясе привязан мешочек с зернышком и монеткой. Это для того. Чтобы рукоделие приносило денежку.
Параскева-Пятница -покровительница женских ремесел. 10 ноября -день
Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукоделиями. Куклу одевали в народный костюм, руки украшали ленточками, кружевами и привязывали небольшие орудия труда, игольницы, ножницы.Она-хранительница предметов рукоделия, помошнтца в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.
Купавки с ленточками на руках «жили» всего один день. Делали их на праздники Агрофены Купальницы и Ивана Купалы (6 и 7 июля) чтобы сплавлять по воде. Считалось что вместе с водой уплывут от людей и недуги и несчастья.
Изготовлением кукол - «берегинь» занимались в основном долгими зимними вечерами или по большой необходимости. В праздники, в выходные и «работные» дни (то есть в страду), а так же в среду и пятницу заниматься рукоделием не разрешалось, и даже более того, считалось делом греховным. Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей. Их делали “в один присест”, никогда не оставляя недоделки на потом.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Пеленашка-это маленькая тряпичная кукла, её можно убаюкивать,укрыть теплым лоскутком, цложить в постельку. Она легко поместится в кармане. Это первые куклы маленьких девочек.
Кукла Барыня - игровая кукла для старших детей. Делается бесшовным способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой куклы барыни является плетение руки. Кукла довольно простая, но в то же время сложная для маленьких детей. По этому её делали для детишек постарше. Костюм куклы представлял собой юбку, фартук т касынку завязанную на летний манер.
Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег.
V. Практическая работа
О
береги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги - символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану - такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.
Материалы и инструменты:
Ножницы
Лоскуты хлопковой ткани
Нитки
Кусочек синтепона.
Этапы работы:
Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;
Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);
Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;
Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);
Примотайте голову к грудям;
Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;
Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.
Итог урока Чему мы научились сегодня на уроке?