СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие к урокам «Литературное чтение» и «Технология» Тема: «Посиделки»(Устное народное творчество)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка Внеклассное занятие к урокам «Литературное чтение» и «Технология»  Тема: «Посиделки»(Устное народное творчество) поможет учителям работать над расширением кругозора и понятием у учащихся о русском народном творчестве.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие к урокам «Литературное чтение» и «Технология» Тема: «Посиделки»(Устное народное творчество)»

Афанасьева Нина Николаевна учитель МБОУ «Начальная школа – детский сад» города Чебоксары.3 класс.

Внеклассное занятие

к урокам «Литературное чтение» и «Технология»


Тема: «Посиделки»



Тема: «Устное народное творчество».


Задачи:

  1. Работать над расширением кругозора и понятием у учащихся о русском народном творчестве.

  2. Показать богатство, красоту, юмор русского народа.

  3. Воспитывать уважение к традициям русского народа, их обычаям.

  4. Развивать творческую самостоятельность у детей, умение входить в образ и исполнять роль 3-го лица.

Оборудование:

  1. Декорация русской горницы;

  2. Стол, скатерть;

  3. Самовар, чайные наборы;

  4. Русская матрешка;

  5. Золотое яичко;

  6. Магнитофон;

  7. Орешки;

  8. Блины;

  9. Поднос, разукрашен русским орнаментом;

  10. Народные музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, угольники, бубны, ложки.

Литература:

  1. «Литературное чтение» Н.А. Чуракова.

  2. «Русский детский фольклор» М.Н. Мельников. М., Прос., 1987 г.

  3. Журнал «Начальная школа» №7 – 1989.

  4. Журнал «Литература в школе» - №1, №2 – 1990.


Класс ярко украшен. На окнах красивые занавески, плакаты – декорации с изображением русской печки, окон с занавесками, разукрашенными русскими узорами, матрешками. В середине сцены стол, накрытый салфеткой. На столе самовар, пиала, заварной чайник; поднос с блинами – сверху укрытый полотенцем.

Вокруг стола стоят стулья.

Гости: Девушки и парни ярко одеты. Девочки в ярких сарафанах, платочках; парни – в рубашках на выпуск, отделанной яркой тесьмой. На руках у девушек и парней народные музыкальные инструменты.


Ход урока


  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня у нас необычный урок посиделки. Мы с вами ребята находимся не в классе, а в русской горнице, сидите вы не за партами, а на широких лавочках. Вы не ученики, а молодые ребята – девушки и парни. Я не учитель, а бабушка-хозяюшка – Всезнаюшка. (Учительница достает платок. завязывает на голову).

  1. Работа над темой урока.

– Устная разговорная речь.

Бабушка-хозяюшка: – Ой, какие у меня гости! Пожалуйте дорогие, присаживайтесь. Давно я вас жду поджидаю, праздник без вас не могу начать. У меня для каждого из вас найдется и местечко, и словечко.

Ученик: – Бабушка-хозяюшка! Мы пришли на посиделки, припасли мы забавушек на всякий вкус, кто сказку, кто – правду, кто песенку.

Бабушка-хозяюшка: – Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: – Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Бабушка-хозяюшка: – В тесноте – не в обиде.

Гость: – Бабушка, ты много жила, многое видела, много знаешь. Расскажи нам что-нибудь интересное.

Бабушка-хозяюшка: – Я уже стара стала, многое позабыла. Ну ладно! Так и быть. Я вам загадки загадаю. Вы меня слушайте, думайте, да без дела не сидите. Зимние вечера длинные, но время быстро летит.


2. Отгадывание загадок.

1) Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (огурец)

2) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

3) Кругла, да не месяц, с хвостом, да не мышь. (репа)

4) И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей. (хлеб)

5) На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (собака)

6) Гуляет в поле –

Да не конь,

Летает на воле,

Да не птица. (ветер)

7) Есть семь братьев:

Годами равные,

Именами разные. (дни недели)


Бабушка-хозяюшка: – Девицы-красавицы хорошо разгадывают кроссворд, а теперь я хочу послушать вас.

Небылицы в лицах, сидят в теремницах светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.


3. Прибаутки (дети читают – исполняют шутливые диалоги)

1) – Тит! А Тит!

– ?

– Иди молотить!

– Брюхо болит.

– Ходи кашу ись!

– А где моя большая ложка?


2) – Федул, что губы надул?

– Кафтан прожег.

– Зачинить можно?

– Да иглы нет?

– А велика ли дыра?

– Один ворот остался.


3) – Ты пирог съел?

– Нет, не я!

– А вкусный был?

– Очень!


4. Исполнение русской народной песни «Песни льна».


Бабушка-хозяюшка: – Я посмеялась над вашими прибаутками, но хочу послушать из ваших уст песнь про белый ленок.


  1. Уж я сеяла, сеяла ленок,

Я сеяла, приговаривала.

Чеботами приколачивала:

Ты удайся, удайся ленок!

Ты удайся, мой беленький ленок.

Лен мой, лен!

Белый лен!


  1. Я полола – полола ленок,

Я полола, приговаривала

Чеботами приколачивала.


  1. Уж я дергала – дергала ленок

Я дергала, приговаривала,

Чеботами приколачивала.


  1. Уж я стлала, стлала ленок

Уж я стлала, приговаривала,

Чеботами приколачивала.


  1. Я сушила, сушила ленок

Я сушила, приговаривала

Чеботами приколачивала.


  1. Я трепала, трепала ленок

Я трепала, приговаривала

Чеботами приколачивала.


  1. Я чесала- чесала ленок,

Я чесала, приговаривала

Чеботами приколачивала.

Ты удайся, удайся ленок!

Ты удайся, мой беленький ленок!

Лен мой, лен!

Белый лен.


5. Исполнение русских народных поддевок шуток.


Бабушка-хозяюшка: 1) – Что наши девчата делают?

Гость: – Шьют да поют!

– А матушки?

– Порют да плачут.

Бабушка-хозяюшка: – Что-то сегодня Танюшка у нас молчит. Она сегодня не играет.

Гость: – Я что, я готова! Давай, Ваня, будем играть!

–Давай!

– Я буду рассказывать, а ты говоришь «И я тоже…»

– Ладно!

– Пошли мы в лес

– И я тоже.

– Вырубили корыто.

– И я тоже.

– Налили помои.

– И я тоже.

– Свиньи стали есть.

– И я … тоже!

– А ты разве свинья?


2) – Тебе поклон послала.

– Хто?

– Маша!

– Кака Маша?

– Свинья наша.


3) – Что лучше: вишня или слива?

– Вишня.

– Пуговица лишняя.

– Слива, слива.

– Пуговица счастлива.


6. Исполнение русских частушек и танца русского.


Бабушка-хозяюшка: – Что-то мои гости сегодня не танцуют?

Девочки: – танцевать мы всегда готовы.


Частушки:


  1. – Эх, топни нога, топни правенькая

Я плясать пойду, хоть и маленькая.


  1. Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке.

(Четыре девочки идут плясать,

исполняют частушки)


  1. Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна пойду плясать.

нас идут четыре.


  1. Не хотела я плаясать

Стояла и стеснялась

А гармошка заиграла

Я не удержалась.


  1. А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком,

Думала – подружки.


  1. По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.


  1. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад

Сапоги мои лежат.


  1. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ванюшиных руках

Хорошо играет.


  1. Сидит ежик на березе –

Белая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.


  1. Если б не было воды

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

(На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку, один поет)

(Мальчики заканчивают пляску, а две девочки продолжают работать)


  1. Пословицы и поговорки.

1-я гостья: – Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник.

2-я гостья: – Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься и без рубашки.

(Один из гостей обращается к ворчуньям)

– Акуля, что шьешь оттуяя?

– А я, матушка, еще пороть буду.

Бабушка-хозяюшка: – Я слышу молодые люди заговорили пословицами и поговорками. У русского народа много пословиц и поговорок. Да что я говорю? Вы сами много пословиц знаете.

Гости говорят: – Знаем, знаем!


  1. «Кто не работает, тот не ест»

  2. «Суди о человеке по его труду»

  3. «Дерево ценят по плодам, а человека по делам»

  4. «Муравей невелик, а горы копает»

  5. «Всякая работа мастера хвалит»

  6. «Хорошая работа два века живет»


  1. Сказка «Курочка ряба» в обработке О. Высоцкой.


Бабушка-хозяюшка: – Дорогие гости, не хотите ли орешек пощелкать, да сказочку послушать? У каждого народа свои сказки. Я хочу послушать сказку…


Жили-были дед да баба,

Была у них курочка ряба,

Снесла курочка яичко,

Не простое – золотое.

(Начинается инсценировка сказки О. Высоцкой «Золотое яичко»).


Баба: – Эй, старик, проснись скорей!

Дед: – Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба: – Ты смотри, что я нашла:

Наша курочка пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: – Ну снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: – Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: – Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба: – Погляди, горит как шар.

Дед: – Не случился бы пожар!

Баба: – Ох, горит, слепит глаза.

Дед: – Чудеса!

Баба: – Чудеса!

Дед: – Ты в сундук запри его

(Раздается стук в дверь).

Баба: – Нету дома никого!

Иж соседей как надуло,

Ненароком принесло.

Дед: – Ты пойди, запри засов,

Да спустить да надо псов.

Баба (возвратившись):

– В среду в город я поеду,

там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко я продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок докуплю я,

Разных юбок сорок штук.

шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед: – Что ты мелешь небылицы,

Ишь сыскалась модница

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: – Наказанья с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: – Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: – Да уймись ты, не кричи,

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: – Я хозяин или нет?

Баба: – Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось,

И скорлупки не осталось,

Все куда-то подевалось!

Дед: – Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда,

Будь жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба: – И шубенку справить можно

И подправить можно дом.

Дед: – Только то, видать надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседки!

Баба: – Эй, сосед!

Забывать друзей не следует.

У меня хорошо квасок

И варенья, и соленья.

Дед и баба (вместе): – Заходите без стесненья!

(Гости подходят с поклоном к хозяевам)

1-я гостья: – Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-я дев. – Большого здоровья!

3-я дев. – С новым вас урожаем!

Все: С вкусными блинами.


  1. (Все встают полукругом, поют песню «Блины», русская народная песня).


  1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои,

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

  1. Кадки новы растворили

Два часа блины ходили.

Припев:

  1. Растворили на дрожжах,

Не удержишь навожжах.

Припев:

  1. Моя родная сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев:

  1. Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Припев:

(Хозяйка берет поднос и угощает блинами всех гостей)


Гость: – Мы и пели, и плясали, и смеялись, веселились, а теперь пора домой.

Бабушка-хозяюшка: – Кроме песен и танцев вы еще рукодельничали, покажите мне свои умения?

Гости: – Вот салфетка.

– Вот платочек.

– А вот полотенце!

Учительница: – Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.

Все: – Где труд – там и счастье.

Гость: – Спасибо, Бабушка-хозяюшка,

Вы были очень гостеприимны,

Уже поют петухи, пора нам домой!

Бабушка-хозяюшка: – Приходите еще. Я вам всегда рада.



  1. Итог занятия.