СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Комплекс упражнений для активации и организации игрового аппарата"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Комплекс упражнений для активации и организации игрового аппарата"»

Внеклассное занятие «Комплекс упражнений для активации и организации игрового аппарата. »

Тема урока: Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата .

Цель : Развитие игрового аппарата и приобретение первоначальных пианистических навыков.

Задачи:

освобождение корпуса;

развитие координации, ловкости рук;

развитие мелкой мускулатуры и независимости пальцев;

изучение клавиатуры, аппликатуры;

закрепление знаний о штрихах, динамике.

Ход занятия:

Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они помогают укрепить осанку и правильные взаимодействия всех частей игрового аппарата.

Упражнения для освобождения всего тела:

Стоим прямо, руки свободно опущены. Раскачиваем руки то, наклоняясь вперед, то, выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).

Из положения стоя (руки в стороны) бросаем руки вниз и даем им свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).

Из положения стоя (руки вперед) поднимаем кисти рук вверх (листья растут) и свободно бросаем их вниз (осенью листья опадают).

Упражнение для освобождения мышц шеи:

Смотрим влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз (лужи на дорожке).

Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):

Руки имитируют движения кисточки (красим забор);

Вращение запястья (рисуем кружочки);

Супинация и пронация (открываем калитку ключом).

Упражнения для развития координации движений, ловкости, быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев (все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, из руки в руку):

Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачиваем от плеча (качаем птичку в гнездышке), в верхней точке слегка разжимаем пальцы (птенчик выглядывает из гнезда);

То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко, но птенчик все равно выглядывает);

Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от плеча вперед ловим (птичка ловит мошек);

Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения мяча;

То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением.

Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:

Ладони расслаблены, пальцы выпрямлены. Собираем руку в свод (голодная и сытая кошка);

Кисть поднимаем вверх и свободно бросаем вниз на подушечки (кошка зевает);

Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует коготки);

Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки (свод) быстрым движением отбрасываем пальцы в сторону и обратным движением собираем их в прежнее положение (кошка фыркает);

Из положения собранной руки разводим пальцы в стороны, не отрывая подушечек от стола (кошка ленится);

Упражнение для нахождения правильной опоры:

Предплечье руки находится на крышке инструмента, опора с локтя плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается).

Развитие независимости пальцев (при этом повторяются номера пальцев):

Ладонь на крышке, пальцы выпрямлены, по очереди поднимаем прямые пальцы (мышки поднимают головки);

Исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);

Каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисуем кружочки (мышки принюхиваются);

Пальцы на губке. Поочередно медленным движением пальца прожимаем губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают корешки);

Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик).

Упражнения на клавишах (изучение клавиатуры, развитие координации движений, знакомство со штрихами):

Радуга. Правой и левой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву 2,3,4 пальцами, опора в подушечку (non legato);

То же самое, но по звукоряду через октаву (non legato);

Правой по нотам по линейкам скрипичного ключа, левой – по линейкам басового ключа (веселые капельки, штрих staccato);

На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая догоняет правую (опора в правой руке), вниз – правая догоняет левую (опора в левой руке).

Упражнения на legato:

Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише, затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4,4-5 вверх и вниз (сели – встали);

Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д. вверх и вниз (повороты);

Подготовка позиционной игры. Правая рука от ноты «фа» 1,2,3,4 палец, от ноты «до» 1,2,3 вверх, и вниз от «си» и «ми» соответственно. Левая рука вниз от «соль» 1,2,3,4, от ноты «до» - 1,2,3 и вверх от «ре» и «ля» соответственно (гуси, гуси, га-га-га).

Упражнения для развития координации рук (повторение длительностей):

два барабанщика.

Исполнений произведений из сборника «Тик – так» (ансамбли малышам составитель Л.Фигуровская): «Крылатые качели, марш, к нам новая книга идет».

Закрепление знаний о динамике (forte, piano, crescendo, diminuendo), развитие чувства ритма, исполнение «настоящей музыки».

Вывод: Ясно поставленная цель мобилизует внимание, возбуждает интерес к занятиям. В игровой форме ребенок легче и незаметнее для себя развивает игровой аппарат и приобретает первоначальные пианистические навыки.

Используемая литература:

А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд. Сов. Композитор М. 2018 г.

А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков» изд. Музыка Л. 2016 г.