Внеклассное занятие «Охраняй природу»
Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в коллективе.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ученик:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…? (Природа)
Учитель: Ребята, вы наверно уже догадались, что мы сегодня с вами будем говорить… о природе.
«Разминка»
1. Что делает еж зимой? (спит)
2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
3. Какая птица живет на болоте? (цапля)
4. Какой цветок считается самым благородным? (роза)
5. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
6. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)
7. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
«Интересные факты о животных»
и даже показывают лучшие результаты, чем шимпанзе. Среди млекопитающих слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет.
Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет.
Зебры — очень красивые лошадки с чёрными и белыми полосками. Но знаешь ли ты, что полоски у каждой зебры уникальные? Невозможно найти на свете двух животных с одинаковым рисунком! Зачем зебре полоски, мы, честно говоря, не знаем. Вряд ли их можно считать камуфляжем, ведь трава в саванне, где живёт зебра, не белая и не чёрная. Некоторые учёные предполагают, что такой рисунок задуман природой, чтобы сбивать с толку льва — главного врага зебры. Когда хищник смотрит на бегущую лошадку, полоски начинают мелькать у него перед глазами. Другие учёные уверены, что такие полоски отпугивают жалящих насекомых, третьи — что зебры по ним узнают друг друга. Сначала люди полагали, что зебры — белые животные с чёрными полосками. Такое мнение возникло потому, что у них белый живот. Но серьёзное исследование доказало, что всё наоборот: зебра — это чёрная лошадка с белыми полосками. Забавно, но зебры отлично различают цвета, несмотря на то что сами они чёрно-белые. И даже в темноте животные видят хорошо. У зебр отличный слух, а уши могут поворачиваться во все стороны и улавливать множество звуков. А вот обоняние и вкус у них не слишком развиты
После человекообразных обезьян, китов, слонов и воронов свиньи, вероятно, самые умные животные на Земле. Они общаются друг с другом, издавая до двадцати разных звуков. У свиней есть сложный язык телодвижений, с помощью которого они предупреждают своих сородичей об опасности и выражают эмоции. Свинья знает своё имя и быстро обучается. Мама-свинья поёт поросятам песенки, пока они сосут молоко. Учёные доказали, что свиньи могут планировать дела на ближайшее время и понимают людей, когда тем что-то от них надо. Некоторые свиньи способны даже играть в компьютерные игры. Они понимают, что при помощи джойстика можно двигать предметы на экране компьютера, довольно быстро разбираются в правилах игры
Игра «ДА» или «НЕТ
1. Правда ли, что страусы, спасаясь от хищников, могут перелетать с одного места на другое?
Нет, страусы совсем не могут летать. Из-за особенностей оперения и величины тела крылья страуса не могут их поднять в воздух.
2. Бывают ли у пингвинов детские сады?
Да. В возрасте 2-6 недель (в зависимости от вида пингвинов) птенцов родители отдают в "детский сад" под присмотр, а сами в это время добывают корм.
3. Верно ли, что кузнечик слушает ногами, а поет крыльями?
Да. Органы слуха действительно находятся у кузнечика на ногах. А стрекочет он крыльями.
4. Правда ли, что у насекомых 8 ножек?
Нет. У насекомых всегда 3 пары ног, то есть 6 штук. 8 ног у пауков, но они не относятся к насекомым, а образуют собственный отдельный отряд паукообразных.
5. Действительно ли мыши и совы – лучшие друзья?
Нет. Совы охотятся на грызунов (крыс, лесных и полевых мышей).
6. Можно ли назвать рака санитаром водоема?
Да. Раки любят находиться только в чистой и насыщенной кислородом воде. А поскольку питаются они гнилью и отходами (в частности, тушками умерших рыбок и лягушек), то этим поддерживают чистоту в водоеме.
7. Верно ли, что человеческие и медвежьи следы похожи?
Да. Между отпечатком медвежьей лапы и человеческой ступни есть достаточно большое сходство.
8. Правда ли, что мыши, приносят один только вред?
Нет. Мыши являются важным пищевым ресурсом для огромного количества птиц и зверей. Да и человеку мыши приносят пользу, так как часто на них испытывают лекарства и проводят научные опыты.
9. Является ли кит рыбой?
Нет. Киты -это морские млекопитающие. Они дышат воздухом при помощи легких и выкармливают детенышей молоком.
10. Правда ли, что росянка – это растение–хищник?
Да. Все росянки — насекомоядные растения. Росянка ловит только насекомых. На упавшую на нее каплю воды или случай
«Загадки»
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Конь
Задремлю я — и пою Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте — Не ленивый я в работе.
Кот
Позапасливее всех я:
У меня, друзья,
щека вроде сумки для орехов или,
скажем, вещмешка.
Хомяк
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ёжик
У него огромный рот,
Он зовется …
Бегемот
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Медведь
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Белка
Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку.
Крот
Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?
Норка
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
Жираф
Игра «Дождик и солнышко».
На асфальте рисуем кружок и просим детей в него стать. Когда ведущий произносит «Солнышко» — детишки выходят из кружка, бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” дети должны как можно быстрее стать в кружок. Кто последний — проиграл.
Игра со зрителями «Рыбаки и рыбки».
Двое детей выбираются рыбаками, а остальные – рыбки. Дети начинают водить хоровод вокруг рыбаков и напевают песенку: в воде рыбы живут, нет клюва, но клюют. Есть крыла — не летают, нет ног, а гуляют. Гнезд не заводят, а детишек выводят. «Рыбаки» берутся дружно за руки и быстро ловят всех разбегающихся «рыбок». Попавшиеся «рыбки» уже становятся «рыбаками». Теперь эти «рыбаки» берутся за руки и начинают ловить других детей. Так «Сеть» становится еще больше.
Учитель: Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас.
Ученик читает стихотворение: «Берегите землю»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!