Внеклассное занятие по изобразительному искусству
в 3 классе по теме:
«Украшение пера Жар-птицы». Работа в смешанной технике.
Учитель: Михайлова Н.А
Форма организации: групповая, индивидуальная и фронтовая деятельности.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Цель:
познакомить учащихся с образом сказочной птицы;
.научить их работать в смешанной технике, в создании пера Жар-птицы;
Задачи:
формировать умения применять полученные знания в творческой работе;
развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания;
воспитывать:
чувство красоты через произведения русских художников; творческое отношение к заданию.
Оборудование: презентация, музыкальные записи песен, проект, ноутбук, доска, педагогический образец.
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы, шаблоны перьев, листы бумаги, гуашь, кисточки, двусторонний скотч, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш.
Задание: расписать и украсить перья. Наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.
План занятия:
Вступительное слово учителя
Целевая установка
Объяснение нового материала.
Физминутка.
Практическая часть. Выполнение задания.
Подведение итогов.
Сценарий занятия: 1.Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Параллельно с нашим обычным миром есть еще и вымышленный мир - мир сказок. В мире сказок живут необычные персонажи, о которых вы узнаете…
Откуда? Разумеется из прочитанных книг, из историй, телевидения, интернета.
-Раньше книг не было, не было и телевидения, компьютеров и поэтому люди рассказывали друг другу сказки, что-то добавляя, и эти сказки становились все интереснее.
-Какие сказки вы знаете? (Дети называют сказки). = Назовите героев этих сказок? (Кащей, Колобок, Змей Горыныч,, Жар-птица в русских народных сказках и в сказке П. Ершова “Конек-Горбунок) Молодцы!
А вы любите сказки? - Я тоже их люблю.
А чем отличаются сказки от других произведений?
(В сказках могут говорить звери и птицы, растения. С ними происходят необычайные приключения)
-Ах, как бы хотелось, хотелось бы мне, когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома. И вдруг оказаться вверху, в глубине, внутри и снаружи, где всё по-другому. Эта мечта девочки Алисы из страны чудес. С мечтой должны дружить и взрослые и дети. На крыльях мечты можно унестись в чудесные страны, в сказку.
(Дети исполняют отрывок из песни «Приходит сказка)
2.Целевая установка
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я пришла к вам за помощью. Долго думала, к кому же мне обратиться за ней и решила, что только вы мне можете помочь. Но сначала, отгадайте мою загадку. Дослушайте ее до конца и будьте внимательны. (презентация)
Загадка
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
- Что за сказочная птица? Правильно, Жар-птица. (как вы понимаете слово яхонтом?-старинное название драгоценного камня,красного и синего цвета)
. Но знаете ли вы о том, что наши предки верили в магическую силу этой необычной птицы. Считалось, что перо жар-птицы исполняет самые заветные желания, а сама Жар-птица приносит удачу, счастье, везение.
- А есть ли у вас заветное желание? (Да)
- Наверняка вы все хотите, чтоб оно исполнилось? (Да)
- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Украшение пера Жар-птицы».
Сегодня мы познакомимся с образом сказочной птицы и научимся работать в смешанной технике, в создании яркого пера.
.3.Основная часть. Объяснение нового материала.
1)Беседа
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок. Она живет в тридесятом царстве, в райском саду. Перья жар-птицы обладают способностью светить, как золото на солнце или как яркое пламя, и своим блеском поражают зрение человека.
Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.
Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое яркое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
Давайте вспомним, в каких произведениях нам встречается жар-птица? («Конек – Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).
Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.
Красоту и лучезарность эту запечатлели писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах. Я приглашаю вас в галерею художников - сказочников, где главная героиня Жар-птица. По-разному и в то же время одинаково изображают ее художники. Мне кажется, что в картинах у птицы разный характер.
- Скажите, пожалуйста, какая она на ваш взгляд в картине Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»? (Жар-птица в клетке высокомерная и гордая). Вечерние сизо-зеленые сумерки окутали землю, смешавшись с туманом, а река внизу напоминает дорогу в страну фэнтези. Царский сын держит в руках клетку с волшебной птицей, а все его выражение лица и поза выражает гордость от пройденного испытания.
А на иллюстрации к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке»Ивана Яковлевича Билибина? (Она испуганная) Действительно, Ивану-Царевичу удается подкараулить эту волшебную птицу. Но все же поймать ее не получается. У героя остается лишь перо, которое он вырвал из ее хвоста.
- В этой иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок» какая птица? (возмущенная)
- Но у всех она какая? (красивая, волшебная, сказочная)
2).подготовка к практической работе. Вот и мне как-то, в очередной раз перечитав свою любимую сказку «Конек-Горбунок», захотелось нарисовать Жар-птицу.
Вдохновение тотчас же посетило меня и, пока я только рисовала, оно также быстро меня покинуло. Я осталась у незаконченного шедевра. (Открываются створки оформленной доски)
- На какую птицу похожа Жар-птица? (на павлина)
Безусловно, Жар-птица по внешнему виду напоминает павлина. Её перья тоже походят на павлиньи.
Показываю перо из павлиньего хвоста.
- Посмотрите какую красоту создала природа! Какого перышко цвета? (зеленый, синий, фиолетовый)
- А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить перья Жар-птицы? (красный, желтый, оранжевый)
- Почему?
-Конечно же, за сходство с огнем, пламенем. Они горячие, как пламя горящей свечи. Больше всего на пламя огонька похожи перья хвоста. –
Но прежде, чем приступим перья расписывать давайте отдохнем.
4. Физминутка 5.Практическая часть. Выполнение задания 1)План работы.
1.Мы с вами будем работать по группам. Главное правило - работать дружно.
Вот тут как раз и нужна ваша помощь. Давайте вместе создадим нашу волшебную птицу. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.
2.Для каждой группы будут разные задания. Группа будет работать, применяя разные приёмы работы. (аппликация или рисунок). 1группа-работа с красками. Им достаются маленькие перышки, 2группа-работа с цвет.бумагой, им средние,ну а 3 группа- большие. Ваша задача -раскрасить и украсить эти перья.
(Объяснение учителя для каждой группы)
3.Посмотрим на свои столы. Для каждой группы подготовлен файл с необходимым материалом.
4.Для того, чтобы работать успешно, давайте проверим всё ли у нас готово.
2)Выполнение задания
А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту. (звучит мелодия)
Дополнения в ходе работы.
(После завершения работы, на оборотной стороне напишите свое имя и одно заветное желание. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его – принесет счастье.
Кто уже выполнил, подходите к птице и крепите перышки. (После того как будут готовы перышки, ими будем украшать птицу. Но перышки будем наклеивать не как попало: маленькие – на основание крыльев, средние – на крылышки, большие – на хвост.)
6.Подведение итогов
Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук оживет она.
– Чем, ребята, вы помогли Жар-птице?
- А что нового вы узнали с ее помощью?
- Какие впечатления у вас от сегодняшнего занятия?
- За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю!