Областное государственное казенное образовательное учреждение
«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11»
г. Димитровграда
Внеклассное мероприятие по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
(в рамках декады по русскому языку)
«В гостях у русской народной сказки»
Подготовила: Гришкова
Валентина Михайловна
Апрель 2021 год
Тема: «В гостях у русской народной сказки»
Коррекционно-развивающие цели:
- познакомить с понятием - устное народное творчество,
- расширить знания о русских народных сказках,
Задачи:
- формировать и развивать познавательную активность, правильную речь, мышление, воображение, творческие способности;
- вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными;
- воспитывать по средствам сказок любовь к ближнему, прекрасному, гордость за свой народ и Родину.
Оборудование: книги с русскими народными сказками, рисунки колобка, волка, зайца, лисы, медведя, карточки с заданиями
Ход урока
Орг. момент
Далеко – далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна.
Живут там в мире и согласии сказки. Я там была… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их.
Тише, тише, ребятишки,
Сказки любят тишину.
Не пропустят шалунишек
В ту волшебную страну.
Чудеса не любят шума.
Тихо сядем на пенёк.
Сказка чтоб не испугалась –
Свои губки на замок.
Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной страны.
(слайд 3)
Сказка мудростью богата.
Скажем сказке – приходи.
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди.
Но нам самим будет очень трудно. И один из героев русской народной сказки вызвался нам помочь. Угадайте, кто это?
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
Конечно же это Колобок! А вот и сам наш герой. (слайд 4)
Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. А чем они отличаются от других сказок? (ответы детей)
1 ЗАДАНИЕ
Колобок предлагает 1 задание. Вспомните сказку о нём и постарайтесь, как можно точнее спеть песенку Колобка:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метён, на сметане мешён,
На масле печён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
- Собрать Колобка из частей (разрезные картинки, аппликация из готовых элементов)
2 ЗАДАНИЕ
А теперь Колобку интересно, узнаете ли вы другие сказки и их героев:
1.А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
2.Ах ты, Петя – простота,
Схлопотал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко (Петушок – золотой гребешок)
3.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
4.Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться ?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца!..
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
5.Отворили дверь козлята
И … пропали все куда – то! (Волк и семеро козлят)
6.По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!..(По щучьему велению)
6.Муха дом себе нашла.
Муха добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов! (Теремок)
3 ЗАДАНИЕ
Но во всех русских народных сказках есть интересная особенность, угадайте, какая…
(На доске рисунки: жук, игла, лук, избушка, бабушка, лампочка, игрушки.)
Нужно составить слово из начальных букв рисунков. Верно «Жили – были…» А в чём особенность?
Догадайтесь, какие сказки так начинаются
«Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…» (Гуси – лебеди)
«Жили –были дед да баба и была у них курочка ряба…» (Курочка ряба)
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.…»
(Снегурочка)
4 ЗАДАНИЕ
Все прекрасно знают, что в сказках всегда добро побеждает зло. Но без отрицательных героев сказка была бы неинтересна. Назовите положительных и отрицательных героев сказок.
5 ЗАДАНИЕ
Очень часто в русских народных сказках главными героями являются звери, в которых народ видел людей: их хорошие и плохие поступки. Отгадайте этих героев:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её…(Лиса)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно –
Волку и лисе обидно! (Заяц)
Все эти герои имеют очень близкое отношение к нашему Колобку. Какое?
А кого не хватает?
(Медведя. Учитель показывает рисунки животных)
В каких ещё сказках встречаются эти герои?
6 ЗАДАНИЕ
Очень часто именно сказки ярко и красочно изображали внешность и поведение этих животных. А вы сможете изобразить этих животных?
(Дети выходят к доске, изображают животных, используя мимику и жесты)
7 ЗАДАНИЕ
«Волшебный сундучок» - кто здесь был и что забыл? (золотое яичко,
ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ
А сейчас, ребята, мы покидаем волшебную страну, но не прощаемся с ней.
Наш помощник Колобок остался в сказке, но он оставил кучу своих друзей – маленьких Колобочков, которые прикатились к вам на парту. Дорисуйте лицо ваших Колобков так, чтобы оно передало ваше настроение. Если вам понравилось наше путешествие, то колобок должен улыбаться, а если нет – то грустит.