СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.
Внеклассное занятие по профориентации в 9-м классе специальной (коррекционной) школы по теме «Я и моя будущая профессия»"
Цель - обобщение знаний обучающихся о мире профессий.
Задачи:
формировать представления о будущей профессии, подвести к осознанию правильности выбранной профессии, научить самоанализу уровня развития своих профессиональных качеств и соотнесению их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
развивать представления, корригировать произвольное внимание, долговременную память, расширять кругозор, активный словарный запас;
воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход занятия
1. Слово педагога.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (Повар)
Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)
Кто строит нам жилье? (Строитель)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)
Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно? (Швея)
Кто дарит нам сказки,
Рассказы и басни,
Кто мир для читателей
Делает прекрасней? (Писатель)
Кто рано встает и коров выгоняет,
Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)
Слово педагога. Какое ключевое слово в этом кроссворде?
Ученики. Профессии!
Слово педагога.
Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение. Тема нашего занятия “Я и моя будущая профессия». СЛАЙД 1
2. Профессия, специальность, квалификация. Училища.
А что же такое профессия? (ответы учеников). Вот какие сведения дает нам Толковый словарь: “Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования” (читает педагог, ученик).
Ребята, не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, чем больше вы получите знаний сейчас, тем будет вам легче в дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.
Итак, что же такое профессия? СЛАЙД 2
ПРОФЕССИЯ – это основной род занятий трудовой деятельности.
Слайд № 3
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – вид занятий в рамках одной профессии.
Слайд № 4
КВАЛИФИКАЦИЯ – степень подготовки к какому – либо виду труда.
Учитель: Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.
Вопрос: А кто знает, где можно получить рабочую профессию?
Учитель: профессию можно получить в профессиональных училищах (ПУ).
Учитель: в этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий.
Учитель: Итак, рабочую специальность вы можете получить в профессиональных училищах.
Учитель: В профессиональном училище вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – подтверждение вашей специальности и квалификации.
Учитель: в какие училища г. Курска вы можете поступить? СЛАЙД 5 и 6
Несмотря на то, что все профессии привлекательные, каждый человек выбирает себе дело по душе. Выбранная профессия важна не только для себя, но и для окружающих. Почему? (ответы учеников).
Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?
Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?
Кто хочет, чтобы автобус, едущий по дороге, подбрасывало на кочках?
Кто хочет, чтобы на наших улицах валялся мусор?
Кто хочет жить в красивом и прочном доме?
Делаем вывод: хорошая работа приносит радость всем людям.
3. Выполнение теста.
А сейчас я вам предлагаю выполнить тест. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается. Нужную профессию подчеркните. ( на индивидуальных карточках).
Зубы лечит:
Хирург, терапевт, стоматолог.
Детей учит:
Воспитатель, библиотекарь, учитель.
Книги пишет:
Писатель, читатель, поэт.
Дом строит:
Врач, плотник, токарь.
Хлеб печет:
Актер, лесник, пекарь.
Снег метет:
Хозяин, дворник, летчик.
Платье шьет:
Портной, швея, шофер.
Корову доит:
Пастух, телятник, доярка.
Игрушки продает:
Директор, продавец, парикмахер.
Учитель: А теперь я предлагаю поучаствовать всех желающих в конкурсах.
4. КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
I КОНКУРС: “Мир профессий”
Задание: На столах имеются атрибуты различных профессий, ваша задача – выбрать атрибуты, соответствующие названию профессии в вашей карточке.
Зрители должны угадать профессию.
Повар (колпак, белый фартук, половник)
Как легко приготовить обед,
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого,
Это раз и готово!
Швея (сантиметровая лента, ткань, ножницы)
Шей машина, платье шей
Для больших и малышей,
И с уменьем со сноровкой
Шьет швея наряды ловко.
Две умелые руки
Кроят, строчат лоскутки.
Почтальон (сумка, газета, журналы)
Почту – письма и журналы
По домам разносит он,
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.
Техничка и помощник воспитателя (халат, ведро, тряпка, швабра)
Дел немало у меня,
Много и работы
И прибраться в уголке
Помогу детишкам.
Оботру окно и стол,
Вымою посуду, подмету я в группе пол, приберусь повсюду.
И в конце любого дня
Радостно бывает, ведь помощницей меня дети называют.
Дворник (метла, рукавицы, совок)
Метлу взяла и двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Ну и я не отставала,
Начала я от крыльца,
Подмела я до конца.
Выходи, погляди
Ни соринки не найти.
Штукатур-маляр (мастерок, кисть, халат)
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Механический насос.
Вопрос: А скажите, пожалуйста, люди каких профессий работают у нас в школе?
2 КОНКУРС “Анаграммы”. Нужно составить слово и назвать профессию, которой принадлежит данный атрибут.
1. ПЕРСНАТОК (наперсток)
Слайд №
2. ЦЫНИНОЖ (ножницы)
Слайд №
3. ИПЛА (пила)
Слайд №
4. ЛТОМООК (молоток)
Слайд №
5. АТЕЛМ (метла)
Слайд №
6. ВЛОНПКИ (половник)
3 КОНКУРС: “Конкурс пословиц”
Сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде.
Задание: Участникам даны пословицы о труд, но их части кто – то разделил. Ваша задача собрать части пословиц по смыслу.
Сделал дело….(гуляй смело)
Дело мастера….(боится)
Что посеешь… (то и пожнешь)
Делу время… (потехе час)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
Слово педагога.
Ребята! Давайте перечислим профессии, которые мы с вами упомянули на нашем занятии (ученики перечисляют).
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то вы всю свою дальнейшую жизнь будете заниматься “нелюбимым” делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.
(Ученик читает стихотворение)
Чтоб счастье, как солнце сияло всегда,
Чтоб воздухом мирным дышала земля,
Чтоб щедрыми были родные поля,
Чтоб вольно паслись и плодились стада,
Да здравствует радость и доблесть труда.
Чтобы лучше ориентироваться в выборе профессии я хочу подарить вам буклеты, где вы прочитаете советы по выбору профессии. На этом наше занятие закончено. Желаю вам больших успехов в учебе, в труде и крепкого здоровья!
Выполнение теста.
Определите, кто чем занимается. Нужную профессию подчеркните.
Зубы лечит:
Хирург, терапевт, стоматолог.
Детей учит:
Продавец, библиотекарь, учитель.
Книги пишет:
Писатель, читатель, маляр.
Дом строит:
Врач, строитель, токарь.
Хлеб печет:
Актер, лесник, пекарь.
Снег метет:
Пастух, дворник, летчик.
Платье шьет:
Закройщик, швея, шофер.
Корову доит:
Пастух, телятник, доярка.
Игрушки продает:
Директор, продавец, парикмахер.
Выполнение теста.
Определите, кто чем занимается. Нужную профессию подчеркните.
Зубы лечит:
Хирург, терапевт, стоматолог.
Детей учит:
Продавец, библиотекарь, учитель.
Книги пишет:
Писатель, читатель, маляр.
Дом строит:
Врач, строитель, токарь.
Хлеб печет:
Актер, лесник, пекарь.
Снег метет:
Пастух, дворник, летчик.
Платье шьет:
Закройщик, швея, шофер.
Корову доит:
Пастух, телятник, доярка.
Игрушки продает:
Директор, продавец, парикмахер.
- Возьмите памятки, которые помогут вам сориентироваться в выборе профессий.
Памятка выбирающему профессию
Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и возможностям.
Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих людей, ознакомься с характером и условиями труда.
Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Тема: «Калейдоскоп профессий»
Цель: актуализация знаний о мире профессий (расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний).
Задачи: Расширить представление воспитанников об огромном мире профессий на основе уже имеющихся знаний.
Развивать ВПФ воспитанников (речь, мышление, память, восприятие и т. п.) посредством специальных заданий.
Активизировать творческие способности обучающихся. Воспитывать уважение к труду и людям труда.
Оборудование: значки «Умный смайлик» и «Мудрая сова», стол «Профессия», стол «Должность», стол жюри, мяч, ручки, карточки с заданиями, куклы, инструменты для шитья фартуков, чистые листы, карточки с загадками, цветы из тонкого картона.
Предполагаемая деятельность детей: активная умственная деятельность, чёткая и быстрая формулировка ответов на вопросы, умение делать выводы, физические движения.
Коммуникативная деятельность соревнующихся команд - создание благоприятной атмосферы, раскрепощение, совместные эмоциональные переживания, укрепляющие отношения между учащимися.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Воспитатель. Добрый день, ребята!
-Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку. И это не случайно, ведь профессия – это одна из важнейших характеристик человека.
Рано или поздно и вам предстоит выбор своего жизненного пути. И здесь важно не совершить ошибку.
Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях. Но для начала проведём разминку, которая называется «Доскажи словечко». Если вы будете внимательны, без труда подберёте слово, обозначающее нужную профессию.
Вы, ребята, не зевайте,
Дружно, хором отвечайте.
Трактор водит (тракторист,
Электричку (машинист,
Стены выкрасил (маляр,
Доску выстругал (столяр).
В доме свет провёл (электрик,
В шахте трудится (шахтёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Кто всё знает (Молодец)
II.Вводное беседа. Целеполагание.
Воспитатель. Ребята, скажете мне как называется неделя, которая сейчас проходит у нас в школе?
Дети. «Неделя труда».
Воспитатель. Верно, а в каких мероприятиях вы уже участвовали?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Сегодня мы с вами продолжим цепь мероприятий викториной о профессиях. А кто может объяснить, что означает слово «викторина»?
Дети объясняют.
Воспитатель. Викторина - вид игры, заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы на какую-либо тему. Как вы думаете, на какую тему будет наша викторина?
Дети. О труде, о профессиях и т. д.
Воспитатель. Мы сегодня вспомним различные профессии. Некоторые вы знаете хорошо, а где-то могут возникнуть затруднения. Чтобы приступить к нашей основной части, а викторина будет проходить в виде соревнования двух команд, я хочу вам представить Совет мудрейших, он будет следить за вашими ответами … (называю ФИО членов жюри).
А сейчас всех, у кого значки «Умный смайлик» прошу сесть за стол «Профессия», у кого значки «Мудрая сова» займите стол «Должность».
Воспитатель. 1 конкурс «Профессия или должность?»
Если мы обратимся к словарю русского языка, то узнаем, что слово «Профессия» означает род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
А должность – это служебное положение, место в каком-либо учреждении и связанные с ним служебные обязанности.
Например, в нашей школе работают учителя - это профессия. Но в школе ещё есть директор и завучи – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии учителями.
Итак, 1 конкурс «Профессия или должность?» (пока команды работают, зрители отгадывают загадки)
Задание: на каждый стол выдаётся лист с заданиями. Нужно обвести слова, соответствующие названию команд «Профессии» и «Должности».
Врач, маляр, директор, повар, главный бухгалтер, завуч, воспитатель, заведующая, продавец, бригадир, кассир, банкир.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
2 конкурс «Собери букет»
Воспитатель. «Внимание!», командам нужно собрать как можно больше цветов. Для этого каждый член команды по эстафете выбегает к доске отгадывает любую выбранную им загадку, пословицу или правило поведения на карточке и после называния ответа, срывает цветок для букета и возвращается на место.
3 конкурс «Азбука профессий»
Воспитатель. Задание: игрокам нужно назвать профессию на любую, названную мной букву, если игрок, на которого я укажу затрудняется, команда приходит на помощь.
(н) – носильщик
(к) – кассир
(р) – ракетчик
(и) – истопник
(а) – аптекарь
(к) –кастелянша
(т) – тракторист
(т) – телеграфист
(б) – библиотекарь
(у) – учитель
(с) – сторож
(п) – повар
За каждую правильно названную профессию начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
4 конкурс «Он – она».
Воспитатель. Задание – я называю профессию в женском роде, например, «Она – актриса», а вы должны назвать её в мужском роде: «Он – актёр» и так далее. Когда я называю профессию в мужском роде, вы должны назвать её в женском роде. Итак, начинаем
Он – проводник, она… (проводница,
Он - учитель, она … (учительница,
Он - строитель, она … (строитель).
Она - укротительница, он … (укротитель).
Она – поэтесса, он … (поэт,
Она – балерина, он … (танцовщик).
Он – певец, она … (певица,
Он – художник, она … (художница,
Он – электрик, она … (электрик).
Она – швея, он … (портной,
Она – доярка, он… (дояр,
Она – водолаз, он … (водолаз).
За каждую правильно названную профессию начисляется 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
5 конкурс «Импровизация»
Задание: изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Причем сделать это нужно так, чтобы участники другой команды могли догадаться и назвать правильный ответ. (командам раздаются карточки)
Список профессий (ситуаций)
1. Изобразите художника за работой, с участием натурщика.
2. Изобразите повара, готовящего обед с помощью помощников.
3. Изобразите официанта, обслуживающего нескольких капризных посетителей.
4. Изобразите зубного врача, который вырывает больному зуб
6 конкурс «Классная швея или классный портной» (Участвуют по одному игроку от команды и один игрок от зрителей. Пока игроки работают, зрители играют в «Рифму»)
Задание: На столах все предметы, которые могут понадобиться для шитья фартука. Дети должны придумать фасон и повторив правила работы ножницами и иглой наметать фартук для куклы. Помощь воспитателей приветствуется.
Воспитатель. Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись!
Булки нам и калачи
Каждый день пекут…
(пекари, а не врачи)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый…
(повар, а не почтальон)
Говорят, про звуки парные
В школе нам с тобой…
(учителя, а не пожарные)
Дрессирует львов, собак
В городском саду…
(дрессировщик, а не рыбак)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, …
(пастух, а не продавец)
Складки, карманы и ровненький кант-
Платье красивое сшил…
(портной, а не музыкант)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром наш …
(лесник, а не мельник)
Посадил уж сотни роз
В городском саду …
(садовник, а не матрос)
Воспитатель. За каждую правильно отгаданную профессию начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 4 балла.
7 конкурс «Знатоки профессий» (пока команды работают, зрители играют в «Весёлый мяч»
Воспитатель. Давайте немного разомнемся, игра называется «Весёлый мяч». Я вам буду бросать мяч, ваша цель назвать профессии. Итак, вперёд…
Воспитатель. Молодцы, профессий вы знаете много, с моим заданием легко справились.)
Участники каждой команды записывают название профессий на листке в течение 1 минуты. Побеждает та команда, которая больше профессий написала.
8 конкурс «Ребусы» (пока команды работают, зрители отгадывают загадки)
Воспитатель. Команды получают ребусы, на листочке записываются ответы, за каждый правильный ответ 1 балл.
9 конкурс «Угадай кроссворд» (пока команды работают, зрители отгадывают загадки, за каждый правильный ответ 1 балл.
Воспитатель. Каждая команда получает кроссворд (кроссворды одинаковы). Побеждает та команда, которая полностью справится с заданием.
Воспитатель. Пока наши судьи подсчитывают баллы и определяют победителей викторины, мы с вами подведём итоги «Калейдоскопа профессий». Поднимите руку, кто справился со всеми заданиями, предложенными вам? Какое задание показалось вам самым трудным? Какие задания Вы выполнили без труда?
Слово Совету мудрейших. Вручение грамот.
Сценарий интеллектуальной игры "Профкоктейль"
Цель: создание условий для повышения готовности старшеклассников к социальному, профессиональному и культурному самоопределению средствами учебного предмета «Химия»
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, бланки для задания «Море профессий – не ошибись дверью», «Четыре стихии»
Ход мероприятия
Учитель: Человек рождается дважды, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный индивидуальный. От правильного выбора профессии зависит многое в нашей жизни: наши успехи и неудачи, карьера, материальное и социальное положение, наше внутреннее состояние и даже здоровье. Что для этого нужно? Наверное, сделать правильный выбор.
Великая наука жить состоит в том, чтобы жить в будущем. (Пифагор). А как его сделать? Необходимо сочетание трех компонентов:
«ХОЧУ» — Профессиональные склонности и интересы.
«МОГУ» —1. Состояние здоровья
2. Профессиональная квалификация.
3. Профессиональные способности.
«НАДО» - Спрос на рынке труда и возможности трудоустройства.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми профессиями, которые тем или иным образом связаны с химией. Существуют профессии, для которых химия – это объект и субъект труда. Есть категории профессий, которые косвенно связаны с химией. И есть категория профессий, для получения которых необходимы знания химии. Итак, мир химических профессий открывает перед вами свои врата…
Вам предлагается несколько конкурсных заданий, в каждом действуют свои правила, о которых мы узнаем позже.
Разминка Самая, самая…
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир, кассир. Правильный ответ принесет 0,5 балла. Возможно несколько вариантов. Действует правило поднятой руки. Итак, слушайте следующие характеристики (примерные, но не полные варианты ответов даны в скобках):
1.самая зеленая профессия (садовник, лесник),
2.самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар),
3.самая волосатая (парикмахер),
4.самая детская (учитель),
5.самая ответственная (хирург),
6. самая общительная (учитель),
7.самая умная (ученый, профессор),
8.самая белая (врач),
9.самая зубастая (стоматолог),
10.самая опасная (пожарник, спасатель).
Магический квадрат (на слайде игровое поле)
Команды по очереди выбирают сектор квадрата, который соответствует букве алфавита ( кроме ъ, ы,ь). Если на данную букву не существует профессии, то предлагается задание «инкогнито»: буква, на которую начинается ответ, не известна ( в сценарии обозначена эта категория смайликом ). Право ответа принадлежит выбирающей команде, при правильном ответе она получает 1 балл. Возможны дополнительные баллы в вопросе. Если команда отвечает неправильно, ответить может другая команда. Следующий вопрос выбирает другая команда.
Вопросы для игры:
№ сектора /Буква /Задание и ответ
1 /А /Знаменитый автор «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт 300 лет назад сказал: «Тот, кому удастся взрастить 2 колоса на том месте, где рос один, заслужит вечную благодарность человечества». Для какой профессии эти слова будут справедливы? (агроном)
2/ / «Видели ли вы на Литейном, близ Невского, магазин игрушек с вывеской «Забава и дело»? Так вот, для меня … - это забава, а … - дело» Что является делом для автора этих строк А. П.Бородина? (… музыка – это забава, химия – дело…)
3/В/Что объединяет людей, изображенных на снимках? (А.П.Чехов, А. Розенбаум, М. Булгаков) (профессия врач)
4/Г/Картина Байрам Саламов. Гончар
Кем по профессии является изображенный человек? (гончар)
Гончар - ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду. А еще гончаров на Руси называли горшеня, глинник, глинчар, скудельник и, как самая высокая похвала, - мастер глиняной посуды.
5 /Д/Мохандас Карамчанд Ганди писал: «В 999 случаях из тысячи можно излечиться с помощью правильной …» Продолжите. (диеты) А профессия? (диетолог)
6 / / В юности он усердно трудился в химической лаборатории при лондонской больнице. Проучившись всего два года, покинул колледж, чтобы сосредоточиться на прикладной химии, анатомии, юриспруденции. В результате в Лондоне проявился единственный и неповторимый … (детектив Шерлок Холмс)
7 / / Этот способ изучения химических веществ широко популярен еще в середине 19 века. В старых учебниках по химии при описании свойств веществ обязательно указывался этот параметр. А современные правила безопасности запрещают использовать этот метод исследования. О каком способе изучения веществ идет речь? (Апробация на вкус). Назовите профессию, для которой тонкий вкус - это основное профессиональное качество. (дегустатор)
8 / / В арсенале этих специалистов имеются специальная трубка, ножницы, гладилки, сошки, металлический косарик. Чтобы реализовать задуманное, профессия требует от специалиста отличного глазомера, усидчивости, хорошей координации движений, креативности и художественного вкуса. Помехой в работе являются астма и аллергии. «Ручная работа … очень важна, именно вручную делаются все приспособления для кабинетов химии в школах и вузах, инструменты для проведения опытов. Без них химия погибнет как наука! На компьютере опыты провести невозможно, и автомат подобных изделий не выполнит». - Александр Доманский (стеклодув).
9 / З /В арсенале этих специалистов раньше можно было увидеть воск и резину, золото и свинец. (зубной техник, дантист, стоматолог)
10 /И / Просмотр видеофрагмента из «Семнадцать мгновений весны». (сервис Yotube)
Мюллеру и Шеленбергу он был известен как Штирлиц. А вот соседи знали его как господина Бользена. Кем работал господин Бользен? (инженером химического завода)
11 /К/Одна из древнейших профессий. Представителям этой профессии запрещалось заниматься другими работами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) для того, чтобы полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Из-за возникающей опасности они обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому их часто считали шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами. (кузнец)
12 /Л /Вспомните правила безопасности и окончите поговорку: «Химик! Помни как оду…» (…Кислоту нужно лить в воду)
Как вы думаете, в каком помещении его нужно разместить, чтобы оно служило постоянным напоминанием? (Лаборантская)
13 /М /В 6 веке до н.э. финикийцы и галлы научились варить из козьего жира и древесной золы этот один из важнейших искусственных химических продуктов, которые произвели революцию в быту. Назовите этот продукт. (Мыло) Назовите профессию человека, который производит данный продукт (мыловар).
14 / /Прослушайте музыкальный отрывок (фонограмма «минус» «Не кочегары мы, не плотники…») Назовите профессию, о которой упоминается в песне и самый известный представитель которой изображен на фотографии (В. Цой) (Кочегар)
15 /О/Закончите анекдот одним словом. «Общеизвестно, что человек может вечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работает другой человек». Идеальным вариантом для наблюдения является… (пожар). А профессия? (пожарный, огнеборец)
16 /П/ Представители мужской половины данной профессии считаются лучшими специалистами, наверное, потому, что отвечают женскому представлению об идеальном мужчине: «Мужчина должен быть чист наружностью и нравственностью, с совершенным вкусом, экономичен, добросовестен, курить или пить не дозволяется». А что им дозволяется, и кто они по профессии? (готовить пищу, повара).
17 / /Для представителей какой профессии пчела могла бы стать эмблемой? (аптекарь, провизор, т.к. пчелу часто называют летающей аптекой)
18 /С/Просмотрите видеофрагмент (из фильма «Весна на заречной улице»). Кем был по профессии главный герой Савченко, решивший прославить свою фамилию своим трудом? (сталевар, металлург)
19 /Т/Долгое время они были изгоями общества в силу своей «грязной» работы, им запрещалось ходить по тротуарам, чтобы они держались подальше от людей. Не смотря на это внешне они выглядели настоящими франтами, поскольку их голову украшал обычно цилиндр (в цилиндр во время работы складывались инструменты). Кто они по профессии? (трубочисты)
Интересно, что и сегодня эта, казалось бы ушедшая профессия существует и даже в некоторых странах востребована. Интересный факт, в Бельгии в 1974 году в городе Тендер была открыта школа трубочистов, где студентов обучают профессии четыре года.
20 /У/Существует много классификаций внутри профессий. Так, среди них существуют
по характеру ценностных ориентаций: теоретики, реалисты, артисты, интуитивисты.
По специфике интеллектуально-волевой сферы: интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.
По личностным установкам: тиран, честолюбивый, разумный.
По преобладающей направленности личности: организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, интеллигент (просветитель).
Назовите хотя бы одного из них. (учитель – Лилия Николаевна)
21 /Ф/(на фоне музыки «Ты сними, сними, меня, фотограф…) Все, кто жил заработками от рисования и живописи, встретили изобретение француза Луи Жака Даггера, обнародованное 7 января 1839 года, недружелюбно. Оно грозило лишить их заработков, и они объявили настоящую войну. Против чего? (фотография) А профессия? (фотограф)
Писатель Оноре де Бальзак утверждал, что фотография — это призрак, который отделяется от снимающихся и склеивается с фотопластинкой, а известный историк и поэт Альфонс де Ламартин в одной из своих книг предал фотографию проклятью. Художники рисовали злые карикатуры на фотографов; и на тех, кто ходил к ним сниматься. Высмеивали их в журналах и газетах, всячески старались отпугнуть людей от фотографии.
И все же фотография жива, она стала интересным видом искусства и реальным документом эпох. И сегодня каждый из нас может назвать себя фотографом и причислить к знатокам этого поистине волшебного искусства.
22 /Х/Имея известное во всем мире имя, он любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар одного из покупателей:
- Кто этот почтенный господин?
- Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. – это мастер чемоданных дел…
Как звали «чемоданных дел мастера»? (Д.И.Менделеев) (химик)
23 /Ц/Просмотрите отрывок из известной оперы (видео «Сивильский цирюльник»). Кто по профессии главный герой? (цирюльник, парикмахер)
24 / /Разгадайте ребус.
Что является основной профессиональной деятельностью человека, профессия которого – титестер? (дегустатор чая)
25 /Ш /Картина Роман Минин. Днем с огнем –
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «...в земных недрах пространство, и богато царствует натура... Металлы и минералы сами во двор не придут — требуют глаз и рук для своего прииску». (Горняк, шахтер)
26 /Х/Картина Ван Гог, Винсент Виллем. Автопортрет с отрезанным ухом. 1889
Какую профессию имеет изображенный на холсте человек? (художник)
27/Э /Пекинский художник Ван Чжиюань создал необычную скульптуру высотой 115 метров, которая украшает улицы столицы Китая. Как можно назвать эту скульптуру? «Мусорное торнадо»
Символом какой профессии может стать эта скульптура? (эколог)
28 /Ю/Название этого вещества в переводе с арабского означает «твердейший», а с греческого – несокрушимый, непреодолимый. (алмаз). А профессия человека, который работает с этим веществом? (ювелир)
29 / /По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это вещество получило Гран-при. Люди какой профессии используют это вещество и подобные ему? (парфюмер)
30/Сюрприз + 1 балл
Четыре стихии
Многое в этом мире кажется нам прочным и незыблемым, но далеко не каждый понимает, что эта прочность скрыта в наших привычных взглядах на вещи.
Наука химия прошла долгий путь развития. На заре её зарождения греческий философ Аристотель сформулировал свою теорию, согласно которой единую материю он представлял в виде стихии земли – сухой и холодной, стихии воды – холодной и влажной, стихии воздуха – теплой и влажной, стихией огня – сухой и теплой. К этим четырем стихиям позже прибавил пятую – эфир, по мнению многих философов – душа.
Вам необходимо написать названия профессий, связанных с химией, и относящиеся к одной из стихий ( бланк ответа). Время выполнения – 1 минута. За каждую профессию – 0,5 балла. Профессия, сегодня не прозвучавшая, принесет 1 балл.
Море профессий – не ошибись дверью
В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.
Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:
1. «Человек – природа» – представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек – техника» – работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
3. «Человек – человек» – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
4. «Человек – знаковая система» – интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
5. «Человек – художественный образ» – в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.
Командам необходимо привести примеры профессий, связанных с химией, и относящихся к каждому из типов (бланк ответа – приложение 1). Время выполнения 1 минута. За каждый ответ – 0,5 балла. Профессия, сегодня не прозвучавшая, принесет 1 балл.
Учитель: Надеюсь, что сегодняшняя игра позволила расширить ваши знания и представления о роли химии в жизни человека, по-новому взглянуть на казалось бы обычные вещи, которые нас окружают. Стремление увидеть что-либо удивительное и необычное в обыденных вещах – отличительная особенность творчески мыслящих людей, к разряду которых, несомненно, относитесь и вы. Помните, что человек молод, пока сохраняет способность удивляться. Так что удивляйтесь на здоровье!
Приложение 1
Море профессий – не ошибись дверью
«Человек – природа» –
«Человек – техника» –
«Человек – человек» –
«Человек – знаковая система» –
«Человек – художественный образ» –
Ход мероприятия
1 ведущий:
У меня растут года, будет и 17,
Где работать мне тогда, чем заниматься?
2 ведущий: Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии. [5]
1 ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы рады приветствовать вас на нашей игре КВН «Мир профессий». В процессе которой каждая команда сможет:
2 ведущий: – поразмышлять о том, каков он, мир профессий;
1 ведущий: – расширить знания о мире профессионального труда;
2 ведущий: Следить за ходом игры, определять уровень вашей осведомленности о мире профессий будет жюри в следующем составе (ФИО членов жюри)
Вести сегодняшний КВН будем мы: (фамилии ведущих), а помогать нам будут учащиеся 6-х классов.
Жеребьевка выступления команд для показа домашнего задания.
1 ведущий: Классы и члены жюри представлены, нам остается пожелать всем «ни пуха, ни пера» .
ЗАДАНИЕ 1. «Создай символ профессии из подручных средств».
(слайд 2)
2 ведущий: Задание №1 – для болельщиков команды. «Создай символ профессии из подручных средств». Болельщикам команды (4 человека) предлагается из подручного материала создать символ профессии, которую представляют их товарищи.
Время выполнения – мах – 15 минут. Ребята выполняют работу в отдельном классе.
Материалы: клей, цветная бумага, фольга, булавки, стиплер, картон, спичечные коробки, карандаши, пласт. бутылки, различные коробки, нитки, веревки.
При создании символа можно использовать любой набор из предлагаемых материалов.
Оценивается: творчество, оригинальность, соответствие символа профессии, качество исполнения, время. Баллы: мин – 1; мах – 5. [4]
1 ведущий:А предоставить сцену для первого конкурсного выступления с домашним заданием хотим команде №1. (слайд 3)
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды № 1. (слайд 3) Рисунок 1 Приложение 1
Ребята демонстрируют домашнее задание: каждая команда рекламирует профессии, используя разнообразные приемы и средства. За задание – максимальное количество – 7 баллов.
ЗАДАНИЕ 2. Конкурс «Разминка-юморинка».
(слайд 4)
2 ведущий: Для вас «Разминка-юморинка». Для участия в этом конкурсе приглашаются по 2 человека от команды. За каждое правильное слово получаете 1 балл. Время 3 минуты.
1 ведущий: Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
развернуть таблицу
слово | пояснение | ваш вариант ответа |
Рвач | медицинский работник | врач |
Сопло | дипломатический представитель | посол |
Терка | театральная и дипломатическая профессия | актер |
Марля | «разноцветный» рабочий | маляр |
Фиакр | волшебная цирковая профессия | факир |
Кредитор | руководитель предприятия | директор |
Старина | младший медицинский работник | санитар |
Водосток | животноводческая профессия | скотовод |
Авдотка | Юридическая профессия | адвокат |
Травинка | продавец старин | антиквар |
Альков | мастер ручной ковки | коваль |
развернуть таблицу
ЗАДАНИЕ 3. Конкурс «Найди профессию».
(слайд 5-7) Рисунок 2
1 ведущий: Ну, а оставшимся участникам команды предлагаем поучаствовать в конкурсе «Найди профессию»
2 ведущий: На экране представлена цепочка, в которой спрятаны названия профессий.
1 ведущий: Ваша задача – найти и написать их.
2 ведущий: Подскажем, мы нашли названия 8 профессий. На это задание у вас всего 2 минуты! Время пошло!!
Звучит музыка.
1 ведущий: А мы сейчас проверим, какие правильные ответы были в 1 задании. (слайд 8)
На экране появляются правильные ответы.
2 ведущий: Пока члены жюри подводят итоги 2-х конкурсов. Проверим и второе задание.
На экране появляются правильные ответы.
1 ведущий: Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов 1 и 2 конкурсов.
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №2.
(слайд 9) Рисунок 12
ЗАДАНИЕ 4. «Что это за профессия?»
[5] (слайд 10-16) Рисунок 3
1 ведущий: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это проверим.
2 ведущий: Конкурс «Что это за профессия?» Только один из предложенных ответов является правильным. Команды получают карточки, куда вписывают правильный ответ. Из трех предложенных ответов нужно выбрать один правильный. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. На экране появляется текст с названием и ответами. Ведущие читают.
1. Логист –
А) занимается логикой
Б) специалист по управлению транспортировкой продукции
В) организует конференции и научные саммиты
Комментарий. На экране иллюстрации.
1 ведущий:
Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации
2. Веб-мастер – …
А) работает на компьютере;
Б) разрабатывает программы;
В) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. На экране иллюстрации.
2 ведущий: Веб-мастер – разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог – …
А) работает на рынке ценных бумаг;
Б) тот, кто изучает рынок;
В) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. На экране иллюстрации.
1 ведущий: Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно – техническое образование.
4. Фандрайзер – …
А) ищет деньги и и возможности для организации;
Б) фанат, которого занимает звезда;
В) изучает пути развития предприятий.
Комментарий. На экране иллюстрации.
2 ведущий: Фандрайзер – ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию
Постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзергу. Часто работают при крупных научных центрах.
5. РR-агент – …
А) связан с политикой;
Б) специалист по связям с общественностью;
В)выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. На экране иллюстрации.
1 ведущий: РR-агент – специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.
6. Имиджмейкер – …
А) философ;
Б) парикмахер;
В) имидж-консультант.
Комментарий. На экране иллюстрации.
2 ведущий: Имиджмейкер – специалист по созданию имиджа – образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не
только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.
1 ведущий: Думаем, что жюри уже оценило и этот конкурс, давайте послушаем результаты.
ЗАДАНИЕ 5. Упражнение «Профессия на букву».
(слайд 17)
2 ведущий: Задание №4 – для болельщиков команды. Упражнение «Профессия на букву».
Болельщики команды (3 человека) получают задание: «Написать как можно больше профессий на заданную букву».
Болельщики вытягивают заданную букву, удаляются в соседнее помещение, и там составляют список профессий. Время работы – 5 мин.Каждая профессия оценивается в 0,5 балла.
2 ведущий: А сейчас на сцену приглашается команда 2. Она показывает свое дом.задание.
ЗАДАНИЕ 6. Конкурс «Собери пословицу».
(слайд 18) [5] Рисунок 4, 5
2 ведущий: Следующий конкурс нашего КВН – это конкурс «Собери профессию».
1 ведущий: Команды за 2 минуты угадывают пословицы о профессиях. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
2 ведущий: Вам розданы комплекты листочков с перемешанными половинками пословиц. Побеждает та команда, которая быстрее соберет полностью все свои пословицы.
Пословицы:
Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Бездельничать любил — жизнь погубил.
Взялся за дело — выполняй его умело.
Кто ловок в труде — кует счастье себе.
Если инструмент тупой, то работник ты плохой.
Тот человек в почете, чьи руки в работе.
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №3.
(слайд 19) Рисунок 6
2 ведущий: Слово предоставляется жюри для подведение итога Конкурс «Собери профессию».
Подведение итогов.
ЗАДАНИЕ№ 7. «Блиц-опрос».
(слайд 20-33) [5] Рисунок 7, 8
1 ведущий: Следующий конкурс нашего КВН «Блиц-опрос». Вашему вниманию предлагаем вопросы, связанные с различными профессиями. Вы должны поднять карточку с правильным ответом. (на экране появляютя вопросы с вариантами ответов, правильный после ответа выделяется)
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
а) Агния Барто;
б) Сергей Михалков;
в) Джанни Родари
Где работает брокер?
А) в банке;
б) на бирже;
в) на ипподроме.
За чем мужчина обращается к флористу?
А) за табаком;
б) за цветами;
в) за морепродуктами.
Представителями какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
А) кузнецы;
б) цирюльники;
в) алхимики.
Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
А) культиватор;
б) культуролог;
в) культурист.
С представителями какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
А) трубочист;
б) шахтер;
в) нефтяник.
Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
А)физиотерапевт;
б)гипнотизер;
в) анестезиолог.
Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
А) монтажер;
б)монтер;
в)монтажист.
Что делает визажист?
А) визы;
б) пластические операции;
в) макияж.
Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
А) спикер;
б) конферансье;
в) диктор.
Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
А) прокурор;
б) адвокат;
в) нотариус.
Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
А) прокурор;
б) адвокат;
в) следователь.
Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
А) провизор;
б) прозектор;
в) проректор.
ЗАДАНИЕ 8. Конкурс «Импровизация».
(слайд 34) Рисунок 9, 10
1 ведущий: Еще одно задание командами пройдено, перейдем к следующему. Конкурс «Импровизация». Ваша задача – изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Причем сделать это нужно так, чтобы участники других команд могли догадаться и назвать правильный ответ. (командам раздаются карточки с названием профессий: художник, охранник, гид-экскурсовод, ветеринар, шахтер)
Если участники команды правильно отгадывают, то получают 2 балла.
2 ведущий: Итак, все импровизации показаны, ждем оценок жюри за 2 конкурса.
Подведение итогов.
1 ведущий: Встречайте, свое дом.задание показывает команда №4
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №4.
(слайд 35) Рисунок 11
ЗАДАНИЕ 9. Задание «Выбери профессию».
(слайд 36-37) Рисунок 13
1 ведущий: А сейчас пройдет уже традиционный конкурс нашего КВН – это задание «Выбери профессию»
2 ведущий: За 3 минуты вам необходимо из предложенного списка выбрать слова, обозначающие профессию, специальность и должность. Записать их в соответствующие графы (специальность, профессия, должность) (на экране список слов, позже, после ответа команд, слова «разбегаются по графам) Рисунок 14
развернуть таблицу
профессия | специальность | должность |
водитель | водитель автомобиля | директор |
развернуть таблицу
1 ведущий: Итак, перейдем к последнему домашнему заданию команды №5.
Выступление с домашнем заданием «Защита профессии» команды №5.
(слайд 38) Рисунок 15-17
2 ведущий: Все домашние задания показаны, ждем оценок жюри за задание «Выбери профессию».
Подведение итогов.
1 ведущий: Все конкурсы сыграны. Осталось подвести итоги сегодняшней игры. (слайд 39)
Жюри подсчитывает количество набранных баллов командами, объявляется победитель. Проводится награждение (вручаются грамоты). Рисунок 18
2 ведущий: До свидания. До встречи в следующем году!
Сценарий
игры по профориентации
"Я и мир профессий"
с использованием современных образовательных технологий
Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)
Задачи мероприятия:
· Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
· Определить мотив выбора профессии.
· Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
· Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
· Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;
План мероприятия:
· Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
· Провести игру: “Самая – самая”.
· Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»
· Изучить житейский способ выбора профессии.
· Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.
· Провести игру: “Угадай профессию”.
· Провести игру «Пантомима»
· Провести игру «Закончи пословицу»
· Подвести итоги мероприятия.
Оборудование: ПК с подключением к интернету, DVD диски с обучающими ипрами: «Угадай профессию» и «Закончи пословицу», карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Д.)
Ход мероприятия:
1. Слово учителя.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
2. Игровая разминка.
Игра первая: К, Р, О, П (представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)
Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.
О | К | Р | П |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот |
Обходчик железнодорожныхпутей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник |
| Кровельщик | | Печник |
| Каменщик | | Пиротехник |
| Кутюрье | | Повар |
| Кондитер | | Пекарь |
| Кондуктор | | Портной |
| | | Парашютист |
Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. (Воспитатель называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Инструкция.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Воспитатель должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Гос думы страны, то можно уточнить у ребенка, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т. п.
3. Слово учителя.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
4. Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список мотивов включает 16 фраз:
Воспитатель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. Делаем!
Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается воспитателем исходя из ответов детей.
5. Слово учителя
Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?
· Востребованность на рынке труда.
· Доходность.
· Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
· Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
· Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
· Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
· Положительное влияние на семейную жизнь.
· Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
· Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.
5. Игра третья «Угадай профессию»
Воспитатель перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.
Физическая подготовка | Физическая подготовка |
Дисциплина | Дисциплина |
Решительность | Ответственность |
Находчивость | Коммуникабельность |
Самосовершенствование | Выдержка |
Собранность | Собранность |
Ответственность | Способность убеждать людей |
Отвага | Память на образные предметы |
Патриотизм | Переключаемость внимания |
Знание техники и оружия | Знание оборудования |
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ | ПРОДАВЕЦ (бармен, официант) |
5. Профессиональные качества”.
Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы - выпускники нашего детского дома. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Самообладание Дисциплина Ответственность Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции; Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений… | Любовь к детям Гуманность Образованность Терпение Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность Милосердие… | Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная Твердость руки, устойчивость кистей рук Хорошая координация движений; Оперативность; … | Терпение Собранность Информированность Коммуникабельность Точность Образованность Находчивость Тактичность Интуиция Ответственность Порядочность Умение оперировать цифрами, информацией… |
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
7. Игра пятая «Пантомима»
А теперь давайте отдохнем и поиграем.
Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.
Предлагаемый список профессий:
Плотник, пилот, учитель, кружевница, врач, повар.
Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.
8. Игра шестая «Закончи пословицу».
Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:
Пашню пашут, руками не машут.
Кто не ходит, тот и не падает.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:
1. Уменье и труд все (перетрут).
2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
3. Дело мастера (боится).
4. За всякое дело берись (умело).
5. Умение везде найдет (примененье)
6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
7. Маленькое дело лучше большого (безделья).
8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
9. На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
10. Больше дела – меньше (слов).
11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
12. Кончил дело — гуляй (смело).
9. Подведение итогов
· Подведение итогов игры
А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)
· Отзывы детей о мероприятии
Продолжите, пожалуйста, предложения:
Игра мне понравилась…
Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…
· Заключительное слово воспитателя
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.
И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!
Приложение 1
Основной мотив твоего выбора профессии.
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Приложение 2
К | Р | О | П |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
К | Р | О | П |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение3
Плотник
Пилот
Учитель
Кружевница
Врач
Повар
Приложение 4
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Самообладание Дисциплина Ответственность Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции; Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений | Любовь к детям Гуманность Образованность Терпение Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность Милосердие | Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная Твердость руки, устойчивость кистей рук Хорошая координация движений; Оперативность; | Терпение Собранность Информированность Коммуникабельность Точность Образованность Находчивость Тактичность Интуиция Ответственность Порядочность Умение оперировать цифрами, информацией. |
Приложение 5
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Самообладание Дисциплина Ответственность Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции; Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений | Любовь к детям Гуманность Образованность Терпение Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность Милосердие | Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная Твердость руки, устойчивость кистей рук Хорошая координация движений; Оперативность; | Терпение Собранность Информированность Коммуникабельность Точность Образованность Находчивость Тактичность Интуиция Ответственность Порядочность Умение оперировать цифрами, информацией. |