Конспект познавательного занятия
«Почему ёлка – символ Нового года и Рождества».
Цель: познакомить детей с историей появления в России традиции
встречать Новый год и Рождество.
Задачи: познакомить с историей появления символа Нового года и Рождества, традицией украшать Новогоднюю ёлку. Воспитывать уважение к традициям своего народа. Учить выстраивать последовательность действий для создания поделки. Развивать творческие умения детей.
Ход занятия.
Пусть Новый год и праздник Рождества
Подарят ощущенья волшебства!
Пусть огонёк свечи согреет дом,
Пусть запах свежей хвои будет в нём!
Пусть рядом будут близкие, друзья,
Пусть будет счастлива семья!!!
- Ребята, о каких праздниках сегодня пойдёт речь? (Новый год и Рождество)
О каком дереве говорится в стихотворении? (Ель)
- В Новый год сказка приходит в дом: в комнате вдруг появляется ёлка: да не просто зелёное деревце, а украшенное игрушками и мишурой чудо! В дом приходит волшебник Дед Мороз.
Всё это создаёт необычайную сказочную атмосферу, делая праздник особо неповторимым и ожидаемым.
С незапамятных времён отмечают во всём мире этот праздник. Все радуются Новому году, украшают ёлку, готовят подарки.
- Почему именно ёлка стала символом Нового года и Рождества?
Красивая старинная легенда рассказывает об этом так.
«Когда родился Христос, в небе зажглась новая яркая звезда. Многие поняли смысл этого знамения и поспешили поздравить родителей младенца. Пришли птицы, звери, даже деревья. Последней пришла ёлка – ведь её путь с севера был ох, как далёк! Подошла и скромно встала в сторонке. Пальма, маслина, яблоня, орешник принесли свои подарки.
«Почему ты не хочешь подойти?» - удивились деревья. «Я бы хотела, - отвечала расстроенная ель, - но мне нечем порадовать маленького. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю или уколю своими иголками». Всё это видел ангел, он сделал знак, и звёзды скатились с неба на ветки ели. И вот она засверкала и заблестела огнями. Младенец увидел ёлку и засмеялся. Обрадовалась очень ёлка, но не загордилась. Ангел решил отблагодарить её. Он сказал: «Ты доброе дерево и за свою доброту ты будешь вознаграждена. С этих пор, когда люди будут вспоминать Рождество, и ты не будешь забыта».
С тех пор, говорит легенда, Ель круглый год остаётся зелёной, а раз в году приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным нарядом…»
Вот такая легенда.
- В древности на Руси Новый год с ёлкой не праздновали. Новый год у древних народов начинался с марта, с возрождением природы и окончанием зимы. Потом начало Нового года утвердили с 1 сентября. И только в 1700 году царь Пётр I своим указом постановил, что Россия, как и другие европейские страны, будет начинать Новый год с 1 января. В этом же указе царь велел людям ставить на воротах своих домов деревья или еловые ветви, чтоб стояли украшенными с 1 по 7 января. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга, дарили подарки.
- А мы сейчас с вами попробуем отгадать Новогодние загадки.
Дети отгадывают загадки. (Слайд с загадками.)
- Ребята, праздник Новый год царь Пётр 1 привёз из Германии, именно там впервые стали украшать Ёлку. Первый наряд ёлки состоял из яблок, орехов, пряников, конфет, различных сладостей. Стеклянные украшения придумали намного позже, но они были доступны не всем, так дорого стоили. А в крестьянских семьях вообще не было возможности ставить ёлку и наряжать её.
(Слайды с игрушками.)
- В музеях сохранились игрушки, которые вешали на ёлку в 19 веке в России, дореволюции, до войны. Посмотрим на них. Эти игрушки сделаны из ваты, потом накрахмалены и раскрашены. Игрушки послевоенного периода уже стеклянные на прищепках. А это игрушки уже сравнительно недавнего времени, такие были в детстве на ёлках у ваших родителей, они тоже стеклянные. Современные игрушки делают уже и из пластика, они не бьются, разноцветны, различны по форме и очень красивы.
А так украшены современные ёлки. (Слайды с ёлками)
Физкультминутка.
- Ой, ребята к нам кто – то стучится. Приносят телеграмму. От кого же она? Проводится игра «Составь телеграмму».
Воспитатель читает одну целую, а другая рассыпалась на слоги. Дети должны составить предложения и прочитать их.
Ну, а сейчас нам надо выполнить ещё одно новогоднее задание. Мы разделимся на две группы и сделаем в подарок новогоднюю ёлочку. В процессе работы нам понадобятся ножницы, поэтому мы должны вспомнить правила по технике безопасности при работе с ними. Как надо пользоваться прочитаем.
(Слайд с правилами работы.)
- И ещё, важно работать дружно, не ссориться, договориться, когда будете составлять ёлку, при необходимости помочь другу.
- А сейчас посмотрите, что лежит у вас на столах. Это детали для изготовления ёлки. Мы с вами уже делали разные виды ёлок во время работы по проекту. Теперь мы сделаем объёмную ёлочку. Посмотрите, какой она должна быть. (Слайд с этапами работы.)
- Для работы нам потребуются четыре полукруга. Их надо аккуратно свернуть конусом и склеить и одной стороны. Затем аккуратно делаем небольшие надрезы по краю конусов, это так мы покажем хвою ёлочки. И так сделаем все 4 детали, каждый сделает свою часть, а потом мы сложим ёлку, начиная снизу, с самого большого конуса. Затем, украсим её. Украшения самоклеющиеся, они легко приклеятся, а наверху сделаем звёздочку.Украшать будете, когда соберёте ёлочку целой. Итак, приступайте, каждый берёт и делает один конус.
(во время самостоятельной работы – звучит красивая новогодняя мелодия)
Итог занятия.
Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Было ли трудно делать ёлочку?
Подарки для детей – самодельные открытки - ёлочки с новогодними пожеланиями.