СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Полонез"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Полонез"»

Внеклассное занятие « Полонез»

Цель :

Знакомство учащихся с понятием «полонез».

Задачи :

1. Формировать представления учащихся о таком виде танца как полонез.

2. Развивать музыкальный слух, выразительную речь, умение слушать, внимание и воображение.

3. Воспитывать интерес к предмету,

Ресурсы:

Ход занятия:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь ! Меня зовут Людмила Васильевна. И сегодня я проведу у вас урок музыки. Настраиваемся на урок, пожелаем друг другу мысленно удачи. И начнем!

Настраиваются на урок

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

2.Актуализация знаний.

Цель: организация повторения ранее изученного материала.

-Начнем с того, что вспомним, о каком гениальном композиторе вы узнали с предыдущего урока?

-Верно, вы говорили о Фредерике Шопене, великом композиторе.

-А кто-нибудь знает, из какой страны родом Ф.Шопен?

-Конечно, это Польша, но вот как называлось то местечко, где он родился ?

-Кто помнит, оно имеет необычное название, ассоциирующееся с могуществом, сталью и т.д.

-Верно, это место под названием Желязова Воля.

-И на каком музыкальном инструменте Ф. Шопен в основном сочинял муз.произведения?

-Молодцы, ребята, это действительно фортепиано.

-Именно на этом муз.инструменте он сочинял свои потрясающие дух и воображение произведения.

-Но на этом знакомство с этой замечательной страной, Польшой, и культурой, историей, и ее выдающимися деятелями искусства не заканчивается.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать глубины польского искусства музыки, живописи и танцев.

-И давайте вспомним, какие виды , стили танцев вообще существуют, какие вам известны ?

-Да, их огромное множество. И сегодня вы познакомитесь еще с одним видом танца, который был особо распространен , как думаете в какой стране?

-Верно, в Польше. Для того, чтобы узнать о каком именно танце пойдет сегодня речь откройте ваши учебники на стр. 34 и прочитайте тему.

-Как думаете, какому же танцу будет посвящен сегодняшний урок?

-Правильно, полонезу. Давайте узнаем об этом танце побольше. Для этого прочитайте первый абзац на стр.35.

-Так с какого века известен этот танец в Польше?

-Кто в основном и где стали исполнять этот танец ?

-Да, впоследствии этот танец стал символом аристократии в Польше.

-Давайте посмотрим, как исполняется этот танец, как правильно двигаться и напоминает ли он какой-нибудь уже известный вам танец.

-Итак. просмотрев этот фрагмент можно ли сказать, что полонез напоминает своими движениями какой-либо известный нам танец?

-Отчасти он напоминает вальс, своими движениями.

-А теперь, давайте сами попробуем станцевать полонез, конечно, у нас не так много здесь места, но мы попробуем выполнить этот танец, слушая музыку и ритм.

-О Ф. Шопене

-Из Польши

-Желязова Воля

-Фортепиано

Высказывают предположения

Предполагают

Открывают учебники и зачитывают тему урока

-Полонезу

Читают абзац со стр.35

-С 16 века

-Аристократия, на балах

Смотрят видеофрагмент

Высказывают предположения

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог учителем в процессе размышлений о музыке;

умение строить речевое высказывание в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения уметь высказывать свои предположения.

Познавательные: овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений.

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

3.Формирование новых знаний, умений, навыков.

А сейчас давайте рассмотрим иллюстрации, данные нам в учебнике на страницах 34-35.

-Рассмотрите репродукцию картины на стр. 34.

-Что изображено на ней?

-Каким художником она была написана ?

-Какие тона преобладают на иллюстрации?

-А можно ли сказать, что-нибудь о настроении , преобладающем в репродукции?

-Действительно, здесь у нас атмосфера торжества, величия, пафоса, и все достаточно колоритно.

-А можно ли сказать, что иллюстрация на стр. 35 обладает тем же настроением и выполнена в тех же тонах, что и картина Норблена де ла Журдена ?

-А какие оттенки больше преобладают здесь ?

-Вы правы, она тоже передает атмосферу празднества и веселья, но на этой картине больше темных оттенков , которые в данном случае передают игру тени и света.

-Такой танец как полонез, нужно было танцевать под соответствующий ритм и музыкальные произведения.

-Их, конечно, сочиняли, кто, ребята?

-Верно, композиторы, и таких было много, но выдающихся было небольшое количество, и вот сейчас вы прослушаете одно из таких популярных произведений для полонеза, это полонез из оперы «Жизнь за царя», написанного М. Глинкой.

- И во время прослушивания определите, какая же динамика в этом муз. произведении.

-Какие образы у вас возникли при прослушивании этого муз. произведения?

-Определили ли вы силу звука?

- Какое настроение преобладало в этом отрывке из оперы?

-А можно ли сказать, что это торжественное настроение передает атмосферу празднества на картинах, что были рассмотрены нами ранее?

-Конечно же, можно и так сказать, что настроения и музыкального произведения, и данных репродукций схожи.

-Но это мы с вами рассматривали полонез, как торжественный и праздничный танец, передающий настроение пышности, величия.

-Но был и такой выдающийся композитор как Михаил Огиньский, который тоже сочинил полонез, но отнюдь не увеселительный и праздничный.

-Стоит отметить, что этот композитор был современником Ф. Шопена, то есть жил с ним в одно время.

-Сейчас я вам включу прослушать его полонез, а вы во время прослушивания подумайте, какое настроение передает эта музыка .

-Что вы представляли, слушая этот полонез?

-Какое у него настроение?

-Вы верно подметили, что у этого полонеза какое-то заунывное настроение, можно сказать лирическое и тревожное немного, так как он был сочинен Огинским в отклик на события в Польше 1794, когда в Варшаве разгорелось восстание против войск России.

- А после этого восстания композитор навсегда покинул родную Польшу.

-Отсюда и название полонеза «Прощание с родиной».

-И у нас на стр.36 есть репродукция картины, ясно отображающая события того 1794 года.

-Соответствует ли содержание мелодии композитора Огинского данной иллюстрации ?

-Чем они схожи ?

-Верно, настроением. То есть композитору удалось передать в полной мере напряженность и драматичность событий того времени.

-Но эти времена трагические и безысходные прошли, и им на смену все чаще приходят оптимистичные и жизнерадостные. муз. произведения.

Рассматривают иллюстрацию

-Как танцуют полонез

-Норбленом де ла Журденом

-Теплые, пастельные тона, бежевый, нежно розовый

-Праздничная, пышная, ликующая

Высказывают мнения

-Более темные тона, темно-вишнеый, коричневый

-Композиторы

Высказываются

-От пиано до форте, фортиссимо.

-Величественное, торжественное.

Высказываются

Высказываются

-Лирическое, печальное, трагичное

Высказываются

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке;

умение строить речевое высказывание в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений.

Регулятивные: оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения уметь высказывать свои предположения.

4. Изучение новой песни

-И вот с одной из таких оживленных и бодрых песен мы с вами познакомимся. -Прочитайте название песни со слайда.

-Верно, это песня под названием «Все еще впереди», композитора Александра Ермолова.

-Давайте прочитаем текст этой песни.

-О чем она ?

-А теперь, давайте подумаем , какую же музыку можно написать под такой текст ?

-Ну.а теперь, давайте прослушаем эту песню и убедимся, верны ли наши предположения.-Что мы сейчас с вами прослушали ?

- Какой она была по характеру?

-Она была медленной в темпе или быстрой?

-Какая сила звука?

-Почему песня поется бодро, радостно ?-Из чего состоит эта песня ? -Но мы с вами ,ребята, изучим сегодня только первый куплет и припев.

-Сейчас, я вам прочитаю первый куплет, затем мы все вместе.

-Читаем все вместе.

-А теперь пробуем петь.

-Хорошо получается, а теперь давайте уверенней, и слушая внимательно музыку.

-Отлично, а сейчас прочитаем припев, все вместе.

-Попробуем пропеть.

-А теперь всё вместе и куплет и припев.

-Уже намного лучше и четче звучит ваша песня.

-А сейчас попробуйте, девочки поют куплет, а припев все вместе.

-А теперь давайте попробуем себя в роли хористов, кто хочет поучаствовать в нашем хоре ?

-Давайте, пробуем, петь , слушая мелодию, следуя темпу.

-Отлично, надеюсь в следующий раз, изучая второй куплет, вы будите также стараться.

Читают название

Читают текст песни

Высказываются

Предполагают

Слушают песню

-Песню «Все еще впереди»

-Радостный, ликующий, игривый-Средний, не спешащий

-От меццо форте до форте

Предполагают

-Из 3 куплетов и припевов

Читают куплет

Поют под музыку

Читают лова куплета, поют

Девочки поют куплет, а все вместе припев

Выходят к доске

Поют первый куплет

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения уметь высказывать свои