Казённое образовательное учреждение Воронежской области
«Павловская школа–интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Внеклассное занятие
«Резьба по дереву»
подготовил и провёл учитель технологии
Сырых Сергей Иванович
План занятия: "Резьба по дереву"
Цель:
Задачи:
Наглядные пособия и принадлежности: компьютер, раздаточный материал: образцы резьбы.
Для учащихся: карандаш, заготовка из древесины, нож.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: наглядно - иллюстрационный; иллюстративно - объяснительный, практическая работа учащихся.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход занятия:
I. Организационная часть (3 мин)
1.Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.
У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.
2. Речевая зарядка:
Это здорово: уметь!Сеять хлеб и песню петь.
Это здорово: строгать!Делать стол или кровать,
Сталь ковать, деталь точить.
Мастерству других учить.
Добрым быть, друзей иметь.Это здорово – уметь.
3.Словарная работа: искусство обработки древесины,
декоративная обработка, художественная резьба.
Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:
ВЕСНОЙ ОДЕВАЕТСЯ, А ОСЕНЬЮ РАЗДЕВАЕТСЯ (ЛЕС)
Правильно - лес, а лес - это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать в своей жизни. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т.д.
Нам понадобятся:
- остро заточенный карандаш;
- ручка;
- тетрадь;
- линейка;
- нож - косяк;
- заготовки из древесины.
- ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.
II. Повторение пройденного материала
Повторение по теме "Древесина"
-Давайте вспомним то, что мы с вами изучали о древесине?
Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?
ветви,
ствол,
корни,
листья или хвоя.
Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)
III. Введение в изучение нового материала.
-Давайте вернемся к теме нашего занятия:
" РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"
Сегодня мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.
Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.
Историческая справка: (сообщение уч-ся).
Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово "ПРОМЫСЕЛ" произошло от глагола "ПРОМЫСЛИТЬ", то есть помыслить,подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.
Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех - и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.
Презентация
-А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется резьба.
Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.
Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.
Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:
Правила техники безопасности при выполнении "Резьбы по дереву":
надеть и привести в порядок спецодежду.
привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Так как заготовка имеет много сторон, то каждая из них издавна получила свое название.
А - пласть
Б - кромка В - торец Г - грань
1 -сколышки
2 - пирамида
3 - цепочки
4 - ромбы
5 - витейка
6 - змейка
7-8-9 - соты
10 - звездочки
11 - зеркальные звездочки
12-13-14-15 - сияния
Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.
Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек")
IV. Практическая работа.
Каждому ученику раздаю заготовку и нож, который они поверяют к готовности. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование.
Проверяю правильность выполнения этой операции.
Похвалить, проставить и озвучить оценки.
V.Итог.
I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии:
а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров резьбы;
б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;
в) какова последовательность выполнения резьбы;
г) с какими новыми словами вы познакомились.
Ответы на вопросы:
а) нож-косяк
б) правила ТБ
в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.
г) опорные слова.