СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие «Резьба по дереву»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие учашимся о видах художественной обработки древесины.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Резьба по дереву»»

Казённое образовательное учреждение Воронежской области

«Павловская школа–интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Внеклассное занятие

«Резьба по дереву»


подготовил и провёл учитель технологии

Сырых Сергей Иванович



План занятия: "Резьба по дереву"

Цель:

  • дать понятие о видах художественной обработки изделий из древесины, о разновидностях резьбы по дереву;

Задачи:

  • формировать навыки резьбы по дереву и работы с инструментами;ориентировать учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике;

  • развивать конструктивное мышление и творческие способности детей;

  • воспитать трудолюбие, терпеливость и настойчивость, нацеливать учащихся на профессиональное самоопределение.



Наглядные пособия и принадлежности:  компьютер, раздаточный материал: образцы резьбы.

Для учащихся:  карандаш, заготовка из древесины, нож.

Тип урока: комбинированный 

Методы обучения: наглядно - иллюстрационный; иллюстративно - объяснительный, практическая работа учащихся.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход занятия:

I. Организационная часть (3 мин)

1.Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.

У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.

2. Речевая зарядка:

Это здорово: уметь!Сеять хлеб и песню петь.

Это здорово: строгать!Делать стол или кровать,

Сталь ковать, деталь точить.

Мастерству других учить.

Добрым быть, друзей иметь.Это здорово – уметь.



3.Словарная работа: искусство обработки древесины,

декоративная обработка, художественная резьба.



Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:

ВЕСНОЙ ОДЕВАЕТСЯ, А ОСЕНЬЮ РАЗДЕВАЕТСЯ (ЛЕС)

Правильно - лес, а лес - это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать в своей жизни. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т.д.

Нам понадобятся:

- остро заточенный карандаш;

- ручка;

- тетрадь;

- линейка;

- нож - косяк;

- заготовки из древесины.

- ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.

II. Повторение пройденного материала

Повторение по теме "Древесина"

-Давайте вспомним то, что мы с вами изучали о древесине?

Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?

  • ветви,

  • ствол,

  • корни,

  • листья или хвоя.



Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)

III. Введение в изучение нового материала.

-Давайте вернемся к теме нашего занятия:

" РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"

Сегодня мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.

Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

Историческая справка: (сообщение уч-ся).

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово "ПРОМЫСЕЛ" произошло от глагола "ПРОМЫСЛИТЬ", то есть помыслить,подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех - и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Презентация

-А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется резьба.

Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.

Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.

Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:



Правила техники безопасности при выполнении "Резьбы по дереву":

  • надеть и привести в порядок спецодежду.

  • привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.

  • осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.

  • при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.

  • нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.

  • во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.

  • передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.

  • строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.

  • запрещается класть нож в карман рабочей одежды.

  • после окончания работы нож необходимо сдать учителю.

  • привести в порядок рабочее место и спецодежду.

Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Так как заготовка имеет много сторон, то каждая из них издавна получила свое название.

А - пласть

Б - кромка В - торец Г - грань

1 -сколышки

2 - пирамида

3 - цепочки

4 - ромбы

5 - витейка

6 - змейка

7-8-9 - соты

10 - звездочки

11 - зеркальные звездочки

12-13-14-15 - сияния

Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.

Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек")

IV. Практическая работа.

 Каждому ученику раздаю  заготовку и нож, который они поверяют к готовности. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание,  строгание,  шлифование.

   Проверяю правильность выполнения этой операции.



Похвалить, проставить и озвучить оценки.

V.Итог.

I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии:

а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров резьбы;

б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;

в) какова последовательность выполнения резьбы;

г) с какими новыми словами вы познакомились.

Ответы на вопросы:

а) нож-косяк

б) правила ТБ

в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.

г) опорные слова.