СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие с учащимися 4 классов общеобразовательной школы в рамках программы по эстетическому развитию «Мир цвета радуги» на тему"Зимняя природа в творчестве композиторов, художников, поэтов

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие с учащимися 4 классов общеобразовательной школы в рамках программы по эстетическому развитию «Мир цвета радуги» на тему “Зимняя природа в творчестве композиторов, художников, поэтов”

Цель занятия: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие с учащимися 4 классов общеобразовательной школы в рамках программы по эстетическому развитию «Мир цвета радуги» на тему"Зимняя природа в творчестве композиторов, художников, поэтов»

Внеклассное занятие с учащимися 4 классов общеобразовательной школы в рамках программы по эстетическому развитию «Мир цвета радуги» на тему

Зимняя природа в творчестве композиторов, художников, поэтов”


Авторы: преподаватель теоретических дисциплин Кириченко С.А. и

преподаватель отделения изобразительного искусства Мирошниченко Ю. С.

Цель занятия: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.


Образовательные цели: познакомить с музыкальными произведениями:

1.Концерт №4 «Зима» А. Вивальди;

2.Произведения П.И. Чайковского:

Симфония №1 «Зимние грезы»;

3.Пьеса «Зимнее утро» из цикла «Детский альбом»;

4.«Декабрь» (Вальс) из цикла «Времена года»;

5.«Январь. У камелька»;

6. Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

7. «Зима» Астора Пьяццолла.

Познакомить с художественными произведениями:

1. Исаак Левитан. «Зимой в лесу. Волк»

2. Иван Шишкин. «Зима»

3. Иван Шишкин. «На севере диком»

4. Юлий Клевер. «Зимний пейзаж с избушкой

5. Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж»

6. Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Иней»

7. Николай Дубовской. «Зимний вечер»

8. Архип Куинджи «Эффект заката»

9. Борис Кустодиев

10. Игорь Грабарь

Раскрывать новые грани взаимодействия литературы, музыки, изобразительного искусства.


Развивающие:

Развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение;

Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать;

Способствовать развитию воображения учащихся;


Воспитательные:

Средствами музыкального и изобразительного искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, художественным произведениям, к русскому искусству;

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.


Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, репродуктивный.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, работы учащихся изобразительного отделения.

ТСО: 1) компьютер; 2) проектор.


Ход занятия.


Слово предоставляется преподавателю теоретических дисциплин


- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о зиме, о зимней природе через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Звучит концерт №4 «Зима» А. Вивальди

Начало зимы, ощущение зимней стужи. Зима окутала природу снегом, сковала стужей озера. Народ сначала мерзнет, затем греется у домашнего очага. Дети радуются, катаясь на коньках по застывшему льду. Музыку исполняют струнные инструменты и клавесин. К струнным инструментам относятся: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Клавесин - старинный клавишный инструмент.

- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения? (ответы детей)

Русский композитор П.И. Чайковский очень любил природу, особенно зимнюю.

В «Детском альбоме» фортепианная миниатюра «Зимнее утро» созвучна стихотворению Виктора Лунина:

Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому, по небу низкому:

Тропки скрыло, побелило

Кружево нежное, легкое снежное,

А воробушек, пташка малая,

Пташка малая, неразумная

От метелюшки хочет спрятаться,

Хочет спрятаться, да не знает как…

Звучит отрывок cимфонии №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского.

В симфонии 4 части. Первая часть называется «Грезы зимнею дорогой». Композитор путешествовал в санной повозке среди лесов и полей. Его привлекала северная природа своей безмятежной красотой. Тремоло скрипок передавали шелест сухого снега от ветра. Мелодия флейты и гобоя, находясь в крайних регистрах создают впечатление простора.


Слово предоставляется преподавателю отделения изобразительного искусства.


- Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.

Исаак Левитан. «Зимой в лесу. Волк»

На картине мы видим зимний лес, черный, голый и холодный. Белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега - все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной, на переднем плане - мощные черные стволы производят удручающее впечатление. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. Когда Левитан закончил свой пейзаж "Зимой в лесу", он показал его другу. Они оба видели, что картина удалась и все же ей не хватает еще одного акцента, чтобы усилить тему одиночества и отчаяния. И тогда мастер-анималист Степанов внес в пейзаж Левитана фигуру одинокого волка - сильного, матерого зверя, который бессилен перед холодом и голодом.

Иван Шишкин. «Зима»

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.

Иван Шишкин. «На севере диком»

Сосна возвышается на неприступном утесе, среди снежных просторов и темноты. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури дерево растет там, где, кажется, жизнь невозможна. Вопреки всем ураганам, сосна не сгибается под ударами стихии и верится, что ничто не сможет ее свалить или обломать. Хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет создает яркое освещение. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака, серебрит снег.

Юлий Клевер. «Зимний пейзаж с избушкой

Стихотворение Ивана Есаулкова

Под хмурым и землистым небом

Засыпаны пушистым снегом

Уже тропинки и пути -

И ни проехать, ни пройти!


Зима дороги перекрыла,

Снежком слегка припорошила

У изб заборы из жердей

И загнала в дома людей.


В бору ближайшем сосны, ели

Наряды зимние одели,

И лёг задумчивый покров

На крыши стареньких домов.


То ль хутор, то ли деревушка?

Вот на околице избушка -

Клубится из трубы дымок,

Горит в окошке огонёк.


К избушке неказистой этой,

Призывом огонька согретый,

Идёт с дорожною сумой

Мужик, совсем не молодой.


То не приметен меж кустами,

То вновь возникнет перед нами.

От огонька - тепло, уют:

Возможно, путника там ждут!..


Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж»

Центральную часть картины занимает дорога, которая простирается вдаль. Также мы видим угол сада и тополь, ветки которого загораживают нам панораму. Глядя на эту картину, мы будто оказываемся там. Кажется, что на улице нет ветра, стоит сильный мороз, так как вдалеке из труб домов идет дымок, от этого становится спокойно и уютно, ничего лишнего.

Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Иней»

Художник изображает тонкий, еще прозрачный лед большой реки. Его лед – это настоящее волшебство кисти, настолько точно он изображен, что практически ощущаешь его гладкость и холод. На берегу реки, покрытой корочкой льда, близко к реке подходит заснеженный лес с деревьями, покрытыми инеем. Над лесом сгущается вечерняя мгла, небо сереет, создавая холодноватый туман, окутавший заиндевевшие от влажности и мороза лиственные деревья, их кроны, распушённые инеем и снегом, кажутся обесцвеченными зимними красками пушистыми кронами, - такими же, как они были летом. И среди этих белых, застывших в зимнем сне деревьев стоит только одна темная елочка.

Николай Дубовской. «Зимний вечер»

Художник часто обращался к зимним мотивам, любил спокойные, «штилевые» состояния природы. На картине изображён морозный зимний вечер в глубинке. На улице тихо и пустынно, ни души. Всё сковано снегами и льдом, на переднем плане мы видим одиноко стоящее, голое дерево. Весь пейзаж окутан невероятными розово-багряными лучами заходящего зимнего солнца.

Архип Куинджи «Эффект заката»

Казалось бы, холст, масляные краски, и вдруг откуда-то настоящее свечение, словно под полотном есть какой-то невидимый светильник. Похоже, именно красный свет стал главным героем картины. Здесь окрасились снег, скалы, сосны. Судя по всему, закат этот в горах, а там, из-за того, что часть лучей прячется за вершинами, палитра становится ещё более богатой и совершенно незаурядной.

Здесь, на увековеченном горном пейзаже, кажется, что пройдёт минута-другая, и красные зайчики заходящего солнца исчезнут, уступая место другому неповторимому эффекту. В долинах, как говорят их жители, закат быстрый. И только рука настоящего художника даёт нам возможность наслаждаться этим моментом столько, сколько мы захотим. Усыпанная снегом ложбина уходит куда-то вдаль и опускается вниз, ещё на одну площадку, где всё выглядит уже иначе. Но мы можем об этом только догадываться, глядя на сине-фиолетовое небо на дальнем плане.


Слово предоставляется преподавателю теоретических дисциплин


Цикл П.И. Чайковского «Времена года» написан по предложению редактора журнала «Нувелист», в котором писали о музыкальной жизни в России и за рубежом.

Пьеса «Декабрь» (святки). Святками называли время от Рождества Христова до Крещения. На святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками:

Это популярный танец вальс, который звучал в салонах, домашних танцевальных вечерах. Послушаем это произведение.

В. А. Жуковский.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.

Следующее произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Январь. У камелька».

Зима во всей красе, крестьянские дети дышат на узоры замерзшего окна и просятся на улицу. Еле-еле теплится огонь у домашнего камелька, женщины и девушки занимаются домашней работой, прядут, вышивают, готовят еду, сопровождая каждое свое действие народной песней. Эта пьеса композитора навевает лирическое, мечтательное настроение. На доске слайды зимней природы.

- Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Почему? (ответы детей).


Дитя зимней природы – Снегурочка. Дочка Деда Мороза и Весны. Сказочный образ, к которому обращался русский композитор Н.А. Римский – Корсаков. Снегурочка стремилась к людям, подслушивала их песни, хотела любить. Мать Снегурочки – Весна одарит чувством любви, но солнце безжалостно превратит ее в тучку.

Послушаем Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ностальгия по лету звучит в теплых и открытых звуках, мечтательной и сентиментальной мелодии. Переливы пассажей с короткими и быстрыми мотивами создают легкую музыкальную аллегорию, постепенно затихая, как в тепле тает снег, принесенный с улицы и лежащий на поленьях вязанки дров, как растворяется мечта, о которой думаешь перед сном.


Как и многие величайшие композиторы, преобразившие силу природных явлений в музыкальные произведения, аргентинский композитор конца двадцатого века Астор Пьяццолла, создал несколько произведений, посвященных временам года.

Аргентинский композитор Астор Пьяццолла видит зимнюю картину по-иному. Жаркое танго сумеет растопить любой снег. Пьеса звучит в мягких минорных тонах.


Слово предоставляется преподавателю отделения изобразительного искусства.


Борис Кустодиев (Просмотр произведений художника)

Фоном многих работ Кустодиева был именно зимний пейзаж. Мы видим народные гуляния. Сам художник словно находится на возвышении, с которого он видит все происходящее. Это позволяло живописцу охватить весь пейзаж в целом.

Зима была любимым временем года художника. Фоном зимних работ Кустодиева был пейзаж, ясный морозный день, сценки провинциальной жизни и зимние народные гулянья. Пейзажи настолько красочны, что глядя на них создаётся ощущение радостного праздника, веселья и русской удали. В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Динамику всем сюжетам картин придают сани, которые мчатся на заднем плане. Они являются важным элементом многих картин художника. С помощью него передается движение. Мы чувствуем, что картина не статична. Кажется, вот-вот мы услышим звон колокольчика и веселый смех.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Художник передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник.


Игорь Грабарь (Просмотр произведений художника)

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни. В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).

Новогодние и рождественские праздники – одна из самых популярных тем в мировом искусстве. Неповторимая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, воссозданная в живописи


Обобщающее слово

- Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные художники, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку. Благодарим за внимание.