СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие " Удивительный мир музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Удивительный мир музыки"»

«Удивительный мир музыки »

Цель: расширение и систематизация представлений обучающихся о разнообразии музыкальных инструментов.

Задачи:

Воспитательные: Воспитание культуры слушателя и исполнителя музыки.

Привитие любви и интереса к музыкальному искусству, через

эмоциональный отклик.

Развивающие:

Развитие вокально-хоровых навыков: звуковедения - стаккато и легато;

передачу характера музыки, умения петь в ансамбле.

Развивать умение обучающихся говорить о музыке, давать характеристику

музыкальным инструментам, их тембру. Развивать умение сравнивать,

использовать имеющие сведения, для получения новых знаний. Развитие

саморефлексии.

Развивать творческие способности обучающихся через самостоятельное

создание музыкальных инструментов из предметов окружающего мира.

Закрепление навыков игры на детских шумовых инструментах.

Образовательные:

Знакомство с инструментом челеста через музыку П.И. Чайковского «Танец

феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Закрепление понятий основных групп музыкальных инструментов: ударные,

струнные, духовые. Закрепление понятий «тембр», «пиццикато», «легато».

Закрепление понятия «Изобразительная интонация».



Оборудование: мультимедиа проектор, фортепиано, синтезатор,

музыкальный центр, набор детских шумовых инструментов.

Презентация

Продолжительность занятия 40 минут.

Педагогические технологии: игровая, проблемно-поисковая.

Методы работы:

 Метод эмоционального воздействия.



2

 Метод стимулирования музыкальной деятельности для создания

эмоциональной, творческой атмосферы.

 Метод перспективы и ретроспективы.

 Метод наглядности.

Музыкальный материал:

1. Моцарт Allegro из концерта №21

2. П.И. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»

3. Песня «Тройка» Музыка С. Соснина, сл. И. Черницкой

4. «Пастушья песня» французская народная песня

5. Й. Гайдна «Старый добрый клавесин»

6. «Кузнечик» В. Щукина, сл. С. Козлова

7. К. Глюк «Мелодия»

Ход занятия

Дети входят под музыку Моцарта Allegro из Концерта №21.

Рассаживаются группами согласно цвету пригласительного билета (синий,

красный, зеленый)

Педагог читает стихотворение «Звуки» Николая Огарёва:

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух,

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг.

Как вы думаете, откуда появились эти волшебные музыкальные звуки?

Воспитанники: их воспроизвели муз инструменты.

Педагог: Верно, у каждого инструмента своя жизнь и свое предназначение.

Я приглашаю вас совершить путешествие по удивительному миру

музыкальных инструментов. А помочь нам в этом должна волшебная книга, в

которой собраны все инструменты, какие существуют на свете. И хранится

она у мудрого ворона.

Мудрый ворон, прилети, книгу волшебную нам принеси.

Влетает ворон (ребенок в костюме ворона):

Мудрый Ворон: Тревога, тревога. Я не могу открыть книгу, она на замке, а

ключа у меня нет.

Педагог: Кажется, я знаю, что нужно делать!

У вас на столах лежат различные предметы, если вы ответите, как они

связаны с музыкальными инструментами, то замок откроется без труда.

(камень, тростник, лук).

3

Ваши ответы должны быть полными и точными.

Воспитанники выдвигают свои предположения.

Педагог: Верно, от этих предметов произошли 3 группы музыкальных

инструментов. Назовите их

Воспитанники: ударные, струнные, духовые. ( Слайд 2).

Педагог: Желание человека располагать в музыке большим выбором разных

голосов и вызвало к жизни многообразие инструментов.

Ворон: Книга открыта. Вот что написано на первой странице. (Слайд 3).

«Чайковский услышал этот инструмент в Париже и был так очарован его

волшебным звучанием, что ввел его в 1892 в балет Щелкунчик («Танец феи

Драже»). С тех пор ………… часто используется в симфоническом

оркестре».

В нашей книге стоит клякса на том месте, где написано название

музыкального инструмента.

Педагог: Поможет разгадать эту загадку музыка. Послушаем и определим

какой инструмент так понравился П. Чайковскому.

Слушание «Танец феи Драже» (Слайд 4).

Педагог: Какое настроение создает эта музыка? Сказочное, волшебное.

Какие инструменты этому способствуют?

Педагог высказывают предположения: колокольчики, металлофон.

Педагог: На самом деле то, что вы приняли за колокольчики, называется –

Челеста. Какой у нее тембр? (Слайд 5).

Воспитанники: холодный, блестящий, сказочный.

Педагог: К группе каких инструментов она относится

Воспитанники: ударные

Педагог: какие еще инструменты вы отнесете к этой группе?

Воспитанники: барабан, бубен, треугольник, металлофон…. (Слайд 6)

Педагог: Звук каких музыкальных инструментов можно услышать,

посмотрев на эту картину (художник Мальшаков Л.П. «Тройка»? (Слайд 7)



4

Тройка резвых летит лошадей,

Выбивают чечётку копыта.

Только пар из замёрзших ноздрей,

А дорога, как пухом покрыта.

Воспитанники: звук колокольчика у бегущей тройки лошадей, звон колоколов в

церкви.

Педагог играет на фортепиано основную интонацию песни «Тройка»:

Звук каких музыкальных инструментов изображает эта интонация?

Педагог: колокольчики, бубенчики.

Педагог: Выберете те ударные инструменты, помогут усилить

изобразительную интонацию в песне «Тройка».

Ученики самостоятельно выбирают музыкальные инструменты

(колокольчики, бубенцы, треугольник).

Педагог: Какие инструменты изображают бегущую тройку лошадей, цокот

копыт?

Воспиттанники: металлофон, ксилофон.

Исполнение песни «Тройка» с игрой на ударных музыкальных инструментах.

(Слайд 8)

Мудрый Ворон: Перелистываем страницу музыкальной книги. Здесь

настоящая шифровка. Вам предстоит узнать какие инструменты спрятались

под этими цифрами.

Каждой группе раздаются карточки с зашифрованными словами: скрипка,

контрабас, виолончель (Приложение 1).

Пока звучит музыка необходимо расшифровать послание.

Работа по группам.

Педагог: Что объединяет эти инструменты?

Воспитанники: они струнные.

Педагог: Это не просто струнные инструменты на них играют смычком,

значит, это струнно- смычковые инструменты (Слайды 9-10)

Такие инструменты появились позже остальных. Скрипка появилась в ХVI

веке.

Педагог: Однажды со скрипкой произошла вот такая история.

Стихотворение «Скрипка» (читает группа учеников) (Слайд 11).

Футляр мне мама подарила,

Я с радостью его открыла.

Под бархатистым покрывалом

Там мирно скрипочка дремала.

А к скрипке тоненький смычок



5

Прижался будто бы сынок.

Колки у скрипочки как ушки,

Блестят на маленькой макушке.

Четыре светлые струны

Слегка различной толщины

Натянуты на ушки эти,

Изящней скрипки нет на свете.

Я скрипку нежно подняла,

К струне смычок я поднесла,

И … даже страшно описать,

Принцесса стала скрежетать.

Мне сразу стало так тоскливо,

Как жизнь порой несправедлива.

Но рядом мамочка стояла,

Она тихонько прошептала:

«С задачей справиться не смог

Неопытный сынок-смычок.

Научится он в школе петь,

И прекратит тогда скрипеть!»

Педагог: Играть на скрипке – это целое искусство, которому обучаются

много лет. Я приглашаю сюда настоящего музыканта - скрипача Тамару

Константиновну Селянгину.

Слушание П.И.Чайковский «Осенняя песнь».

Педагог: Какой тембр у скрипки?

Воспитанники: мягкий, сочный, бархатистый, насыщенный.

Стихотворение Екатерины Лукиных читает София М.

В твоем небесном песнопении

Слышны то просьба, то укор.

Для красоты и примирения

Ведешь ты с нами разговор.

Изгиб ее, как нежный стан

Струна ее, как волос медью

Смычком проводишь по местам

Воспоминаний, будто ветер.

Педагог: А помните, у какого сказочного героя обычно в руках скрипка?

Воспитанники: кузнечик, сверчок.

Педагог: Предлагаю исполнить песню «Кузнечик», подражая голосу

скрипки то протяжно, певуче, то приемом «пиццикато» (Слайд 12)



6

Мудрый Ворон: Пришла пора закрыть эту страницу. А следующая страница

открывается стихами.

Группа учеников читает стихи на фоне музыки К. Глюка «Мелодия» .

(Слайд 13).

Скромна, изящна, невесома,

Но лишь услышишь первый звук,

Наполненный любви истомой,

И всё меняется вокруг.

Как будто с голубиной стаей

Паришь свободно в небесах,

Летишь, несбыточно мечтая,

С улыбкой лёгкой на устах.

Вот голос флейты тише, глуше…

И слышно лишь биенье крыл…

Её чарующую душу

Недаром Моцарт полюбил.

Педагог: Свою любовь к этому инструменту В.А. Моцарт выразил в опере

«Волшебная флейта». Ответьте на вопрос Волшебной книги: К каким

инструментам относится флейта?

Воспитанники: духовые. (Слайд14).

Мудрый Ворон: А я знаю, что в вашем классе есть человек, который только

начал учится играть на этом великолепном инструменте и у него кое-то

получается. Это Влад П.

Слушание «Пастушьей песни» в исполнении Влада П.

Мудрый Ворон: Задание волшебной книги. Необходимо из обыкновенных

предметов, которые есть в каждом доме сделать музыкальные инструменты.

стаканы, графин с водой, карандаш

баночки, крупа

коробка, две деревянных палочки.



Работа по группам над созданием своего ударного музыкального

инструмента. (Слайд 15).

7

Исполнение «Пастушьей песни» в ансамбле с собственными ударными

инструментами (Слайд 16).

Педагог: Мудрый Ворон, мы благодарим тебя за то, что ты помог совершить

нам увлекательное путешествие по миру

миру музыкальных инструментов. Ребята,

а если вы знаете о каком – либо интересном необычном музыкальном

инструменте расскажите о нем на следующем занятии.

Мудрый Ворон: Я рад, что смог помочь вам. А теперь мне пора.

Рефлексия (Слайд 17)

Сегодня я узнал, что…

Новым для меня было…

Трудным для меня стало….

Я легко справился….

Мир музыкальных инструментов удивителен потому , что…

(Слайд18)

Педагог:

Перед тем, как выйти из класса я попрошу вас оставить свои впечатления от

нашего путешествия на последней странице волшебной книги.

1. Если вам было интересно и вы многое узнали, то зеленая нотка.

2. Если вы остались равнодушны к нашему путешествию, синяя.

3. Если путешествие было чрезвычайно трудным и скучным, то красная.

Дети прикрепляют нотки, вырезанные из бумаги на нарисованную страницу

книги.

Использованная литература и интернет источники

1. Валаханович С. А.: Преображение творчеством: Пособие для педагогов



2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука