Тема: «Умеем общаться»
Цели: закреплять и углублять знания детей о речевом этикете, о вежливости;
способствовать формированию умения применять на практике полученные теоритические знания;
развивать способность внешнего проявления своих эмоций (мимика, жесты);
коррекция речи при разыгрывании ситуаций через проводимую словарную работу;
воспитывать нравственные качества путем организации взаимопомощи, культуру общения.
Ход занятия
1.Орг. момент
Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Для каждого человека важно его имя. Давайте начнем занятие с игры «Эхо».
Игра «Эхо».
Дети первого ряда называют одно имя, дети второго ряда повторяют, прохлопывая.
2.Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним вежливые волшебные слова, а поможет нам в этом волшебная скамейка.
Дети садятся на скамейку и называют слова из предложенной темы.
Форма приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Форма благодарности: спасибо, благодарю.
Форма пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути.
Форма извинения: простите, пожалуйста, извините, пожалуйста.
Форма просьбы: пожалуйста, будьте добры, прошу вас.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
3.Работа над темой.
- Беседа о вежливости.
Очень давно в русском языке употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа, человек, который знает как себя вести в той или иной обстановке, ситуации. Позднее слово «вежа» превратилось в «вежливость».
- Разыгрывание ситуаций (используем игрушки)
Мишка сделал крышу домика из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел ее. Проснулся Мишка, а зайка доедает крышу…(придумай окончание и доиграй)
Подарил ежик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала цветы, а там сидела пчела и ужалила лисичку в нос… (доиграй)
Слоненок поливал огород и не заметил, что под листиками спит ежик и облил его. Ежик проснулся….(доиграй)
-Помните, что в критической ситуации (в момент ссоры) нужно остановиться хотя бы на несколько секунд, т.е. взять ТАЙМ – АУТ. Подумать о дальнейших действиях, последствиях, а не бросаться сразу в драку.
4.Физминутка «Вежливые животные»
Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте как это могут сделать:
Жирафы, львы, обезьяны, медведи.
5.Вредные советы «Найди ошибку» Г. Остер
-Если ты пришел к знакомым , не здоровайся ни с кем.
Слов пожалуйста, спасибо никому не говори.
-Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
То оставь подарок дома –пригодится самому.
-Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.
-Девчонок надо никогда, нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
5. «Цепочка добрых слов»
На парту раздаются по 2 карточки со словами. Надо выбрать вежливое, волшебное слово и встать у доски в цепочку.
6. Подведение итогов.
Выбери подходящую для тебя эмоцию и прикрепи на доску.
Повернитесь к гостям и поблагодарите за то, что они к нам пришли. –Спасибо.
А теперь попрощайтесь. –До свидания.