Внеклассное занятие « ВАЛЬС»
Ведущий 1: Вальс – бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он возрождается вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Именно он объединяет в себе хореографию, литературу, историю и музыку. Каков же он – этот вальс?
Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие друзья! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем вальсу, вечно юному, вечно желанному для многих, хотя…Вальс устарел – говорит кое-кто смеясь…
И для вас исполнит песню «Вальс о вальсе» Голянд Галина Викторовна.
Ведущий 1: Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания времени как вальс.
Чтец: (на фоне музыки вальса) «Осенний сон» А.Джоис
Я помню вальса звук прелестный-
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?
Ведущий 1: Вальс – самый популярный танец XIX столетия, истоки которого в народном искусстве Австрии, Чехии, Германии. Это парный танец, основанный на плавном кружении, в переводе с французского он и означает «кружение». Вот один из вальсов, основанный на простенькой, ирландской народной песенке «Вальс при свечах». Впоследствии он лейтмотивом замечательного фильма «Мост Ватерлоо».
Звучит «Вальс при свечах».
Ведущий 2: Постепенно из простых народных мелодий вальс стал самым популярным танцем в аристократических салонах. Благодаря непринужденности, изяществу движений, выразительности музыки, лирической и страстной одновременно, он стал любимым танцем во всех слоях европейского общества. Было время, когда вальс яростно осуждали ревнители этикета и блюстители морали. Многих шокировало то, что кавалер во время танца обнимал даму. Но как ни пытались запретить этот «вольный» танец, он все прочнее обосновывался в великосветских салонах, стал со временем своеобразным ритуалом балов, вечеринок, маскарадов. Само приглашение на вальс стало ритуалом.
Хачатурян «Вальс-маскарад» 1 часть. (Танец)
Ведущий 1: Вальс был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Не из-за вальса ли Онегин с Ольгой Ленской вызвал друга на дуэль? Помните:
Скучающий Онегин
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает…
Ведущий 2: Была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые старинные русские вальсы: «Грусть», «Тоска», «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии», «Осенний сон» и другие. Всегда особое щемящее чувство вызывает духовой оркестр, играющий вальс.
Вашему вниманию предоставляется духовой оркестр ДШИ. Дипломат областного конкурса инструментальной музыки. Дипломат международного фестиваля – конкурса детских духовых оркестров в городе Воронеже. Лауреат диплома 1 – ой степени областного конкурса « Серебряные трубы».
Звучат вальсы « Моя любимая», « В городском саду», « Льговский вальс»
Викторина на знания правил культурного поведения на вечера вальса.
Ведущий 1: Вскоре на вальс обратили внимание самые известные композиторы. Одному из них удалось удостоиться титула «Король вальса». Им стал простой сын трактирщика Иоганн Штраус. Маленького Иоганна отдали в обучение к переплетчику книг. Но не было там у маленького мальчика возможности заниматься своим любимым делом - играть на скрипке, и тогда решил он сбежать от переплетчика, что он и сделал. Его, конечно, нашли и вернули домой, но старый знакомый семьи уговорил родителей отдать мальчика учиться музыке. В это время Иоганну было 12 лет. И вот, когда И.Штраус стал играть в одном из небольших оркестров Вены, он и сочинил свои первые вальсы. Они очень понравились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Тысячи людей танцевали под его музыку. Вот так сын трактирщика стал «Королем вальсов». Его престол перешел по наследству к сыну. Сына Иоганна Штрауса хотели учить самой серьезной музыке, и поэтому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды его строгий и благочестивый учитель незаметно вошел в храм и услышал под его сводами легкомысленный вальс. Да еще его исполняли на церковном органе. Тогда всем стало понятно, что Иоганн Штраус – сын – пойдет по стопам своего отца. Так и произошло. Он написал более 300 вальсов. Среди них – «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса», «Королевский вальс» и другие. Их знают и любят люди всей планеты.
Звучит вальс И.Штрауса «Сказки венского леса»
Звучит вальс Штрауса, на фоне музыки чтец:
Чтец:
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть…
Ведущий 2: И началось победное шествие вальса по Европе. В нем нашли выражение чувства людей конца XVIII и нового XIX века. Все может выразить вальс: восторг, печаль, радость, ожидание и т.д. Но как же вальс преследовали! На него писали эпиграммы, сатирические стихи, просто преследовали. В России, при Павле I, офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемым», прямо с бала препровождали на гауптвахту. Мыслимое ли дело, чтобы кавалер обнимал даму за талию? Но запреты не помогли. XIX век прошел под знаком вальса. Его танцевали везде, во всех кругах общества.
Ведущий 1: Он проник во все жанры музыки: оперу, балет, симфонию, сюиту. Его музыка проиобрела самостоятельное значение. Невозможно описать все вальсы, назвать всех композиторов, обращавшихся к ритму этого танца. Но некоторые мы вспомним.
Ведущий 2: И начнем с «Вальса-фантазии» М.И. Глинки.
Ведущий 1: В 1856 году Глинка убрал из оркестра все лишнее. Работал медленно, отшлифовывая каждую деталь. И вальс зазвучал по-новому. Беглая поэтическая зарисовка выросла в сложную оркестровую пьесу. Поэма любви и молодости стала шедевром гения. Тем же летом «Вальс-фантазия» прозвучал в Павловске. На этот раз им дирижировал И. Штраус.
Звучит «Вальс-фантазия» М.И. Глинки. Исполняется танцевальная композиция на мелодию вальса.
Ведущий 2: Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить польского композитора Ф. Шопена. К вальсу Шопен обращался на протяжении всей своей творческой жизни.
Ведущий 1: (на фоне вальса №7 Шопена)
Шопена вальс… Кто не играл его
И кто не слушал? На чьих устах
Не появлялась улыбка нежная,
И в чьих очах не вспыхивала искра
Любви, а может быть, печали
От звуков тех, кокетливых и гордых,
Задумчивых, как вечер золотого дня,
Пылающих горячим поцелуем?
Ведущий 2:
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Широко используется вальс и в музыке и в кинофильмах. В исполнении танцевальных пар 9 «А» класса вашему вниманию предоставляется вальс из кинофильма «Любовь и голуби».
Ведущий 1: А на рубеже XIX-XX вв. происходит модернизация вальса. Вальс соединяется с другими танцами и появляется вальс-бостон, вальс-гавот, вальс-мазурка и другие танцы, органически связанные с вальсом. Посмотрите один из таких вальсов – вальс-мазурку.
Ведущий 2: Вальс-мазурка – бальный танец, в каждом четвертом такте исполняются попеременно то движения вальса, то мазурки. Большой популярностью пользовался русский вариант вальса-мазурки. В Германии он даже назывался «русским вальсом», хотя родом этот танец из Франции.
Звучит вальс-мазурка.
Чтец:
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной.
Все танцуют в этой музыке ночной.
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод,
Все кружится, скользя, удержаться нельзя, -
В ритме вальса все плывет.
Ведущий 1: Великолепная музыка вальсов не могла не вызвать желания положить на нее стихи.
Звучит вальс («На сопках Манчжурии».)
Чтец:
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»,..
Милосердные сестры в палатах дежурили,
Госпитальные койки – железные, узкие.
Терпеливые воины-ратники русские.
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
Нежный запах духов, вуалетки ажурные…
И ничуть не гнушаясь повязками прелыми,
Наклонялись над раненым юные фрейлины.
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
Перед вами, едва лишь – глаза вы зажмурите,
Катит волны Цусима, и круглые, плоские,
Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
Ведущий 2: «Когда говорят пушки – музы молчат». Это изречение известно человечеству уже 2000 лет, со времен Римской империи. И 2000 лет человечеству известно, что никакие пушки не смогли заставить музы замолчать, потому, что как сказал В. Маяковский: «И песня и стих – это бомба и знамя».
Ведущий 1: II мировая… Великая Отечественная… Сколько песен было создано в эти годы?! Не сосчитать. Многие стали жемчужинами песенного жанра. Не обошли композиторы своим вниманием и жанр вальс. Это и «Играй, мой баян» В.П. Соловьева-Седого и «В землянке» К. Листова, и «Моя любимая» М. Блантера, и «Случайный вальс» М. Фрадкина. Одна из самых лучших «В лесу прифронтовом». Многим из нас памятны слова и напев этой песни Великой Отечественной. «Стихи написаны на Каме, когда шел второй год войны», - вспоминал много лет спустя о рождении песни автор слов Михаил Исаковский, - «работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»), спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Е. Флакс».
Звучит песня М. Блантера и М. Исаковского «В лесу прифронтовом».
Ведущий 2: В 1966 году на экраны страны вышел художественный фильм «Женщины». Из песен, написанных Я. Френкелем для этого фильма, запомнились и стали известны две: «Любовь – кольцо» и «Кружится, кружится старый вальсок» - «Вальс расставания», как его потом назвали авторы.
Звучит «Вальс расставания».
Ведущий 1: И в наше время написано множество песен на мелодию вальса – «Севастопольский вальс», «Мамин вальс», «Школьный вальс»… Вальс – объяснение в любви, вальс – воспоминание о юности, вальс, наполненный радостью жизни… «Школьный вальс» написан композитором И. Дунаевским на стихи М. Матусовского. Выпускной школьный бал... Какие сложные чувства владеют юношами и девушками в этот вечер: грусть и радость, надежда, ожидание. Много песен поют на выпускном бале, много танцуют. Среди школьных песен, выражающих чувства юношей и девушек в это время есть такие, какие созданы в ритме вальса. А с одной из них, знаменитым «Школьным вальсом» связана такая история. Рассказывает Иван Рахилло: «Каждый раз, когда я слышу «Школьный вальс» И.Дунаевского, мне неизменно вспоминается один далекий предвоенный день. В широких розвальнях я отвожу на станцию московскому поезду прославленного певца, солиста Большого театра. Вдруг весело, зазвенели ребячьи голоса... Школа. Артист захотел туда заглянуть. Вошел и на стене увидел гитару. Попросив разрешение, он ее снял и без объявления запел романс «Буря мглою...» И пел около двух часов. Пел романсы и оперные арии, русские и украинские песни. Никогда потом не приходилось видеть мне певца или артиста в таком возвышенном вдохновении. Много лет прошло с тех пор. И вот однажды, в сумерках, прогуливаясь с композитором И.Дунаевским и проходя мимо школы, я вспомнил тот далекий вечер и рассказал о нем композитору. Композитор долго курил и о чем-то думал.
Потом начал что-то чертить в записной книжечке и пояснил: «Это ноты. Это мой новый вальс. А стихи у меня есть. Их написал М. Матусовский.”
Так родился знаменитый «Школьный вальс»
Звучит песня «Школьный вальс» в исполнении Голянд Галиной Викторовной
Чтец:
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
Вашему вниманию предоставляется « Вальс из кинофильма «Метель» » в исполнении старшей хореографической группы «ДАНС».
Ведущий 2: Вы слушаете вальс, и вам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом, светлом чувстве. Может быть о зарождающейся любви? А может быть о прекрасной погоде? Так или иначе, но вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен…
Ведущий 1: Так вальс перерос рамки танца. Он стал самостоятельным большим миром. Можно с уверенностью сказать – вальс бессмертен. Он действительно смеется над всеми модами века. Он возрождается вновь и вновь , всегда прекрасный и юный.