Воспитательное мероприятие «В мире робототехники»
(для учащихся начальной школы)
Аннотация к воспитательному мероприятию «В мире робототехники».
Сценарий праздника «В мире робототехники» - методическая разработка для ребят младшего школьного возраста. Внеклассное мероприятие проводиться в конце учебного года. Главное предназначение данной методической разработки обеспечить эффективное изучение курса робототехники и его применение в образовательном процессе.
Данное мероприятие проводится в форме праздника. Организация праздников сплачивает школьников и их родителей, позволяет им понять, что теперь они одна дружная школьная семья, которая при совместном усилии может добиться больших учебных и творческих успехов.
Возможно использование данной разработки педагогическими работниками других образовательных учреждений для проведения массового мероприятия.
Пояснительная записка
Данное воспитательное мероприятие проводится в конце изучения детьми основной программы» Робототехники», в период представлений творческих проектов учащихся. Мероприятие способствует развитию интереса, формированию любознательности, и целеустремлённости и погружает детей в активно развивающийся в наши дни мир робототехники. Тематическая цельность и последовательность праздника помогают обеспечить эмоциональные контакты взаимодействия детей в каждом творческом номере. Мероприятие предполагает сотворчество учителя и ученика, четкость поставленных задач и вариативность их решения. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к технике.
Организация мероприятия сплачивает школьников и их родителей, позволяет им понять, что теперь они одна дружная школьная семья, которая при совместном усилии может добиться больших учебных и творческих успехов.
Актуальность
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников и даже дошкольников. Развитие образовательной робототехники в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования.
Актуальность данного мероприятия в рамках образовательного кружка «Робототехника» заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т.е. создана благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий.
Практическая значимость:
Данное внеклассное мероприятие «В мире робототехники» позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, дает возможность учащимся создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
В ходе мероприятия ребята демонстрируют свои познавательные навыки: приемы поиска нужной информации, применяют алгоритмы основных учебных действий по анализу и интерпретации информации, высказывают и поясняют свою точку зрения. Демонстрируют и применяют основы коммуникативной деятельности на практическом уровне, применяют правила групповой работы.
Новизна
Новизна методической разработки воспитательного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующую профилактике асоциального поведения детей, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.
Новизна и уникальность мероприятия «В мире робототехники» заключается в возможности объединить конструирование и программирование. В ходе мероприятия, дети получат дополнительные знания в области физики, механики, электроники и информатики.
Цели:
Обобщение знаний учащихся, развитие мыслительных способностей детей, внимания и мышления, логики.
Подчеркнуть важность и необходимость умения работать с техникой.
Развивать у детей умение работать сообща и дружно одноклассниками.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию, интерес к учению.
Развитие, создание условий для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.
Задачи:
заложить основы информационной компетентности обучающихся, т. е. помочь обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения;
научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
способствовать развитию их коммуникативных способностей, развитию навыков взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрытию творческого потенциала.
формирование любознательности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели;
умения слушать и слышать собеседника, умения работать в группе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
развитие интереса к новой учебной задаче и способам ее решения;
осуществление анализа практической ситуации, осмысление, построение рассуждений, прогнозирование результатов и формулировка выводов.
Форма проведения:
утренник-праздник.
Вид мероприятия:
-по целям учебной деятельности:
метапредметный
-по типу организации:
познавательный
Педагогические технологии:
инновационные технологии, личностно ориентированные технологии, КТД, проектная деятельность.
Целевая аудитория:
учащиеся начальной школы
Ожидаемые результаты
Мероприятие будет способствовать творческому развитию личности ребёнка и воспитанию интереса к программированию, технике, механики.
Учащиеся научатся узнавать механизмы в готовых моделях, создавать подвижные модели по заданной теме, самостоятельно составлять программу с учетом имеющихся в модели механизмов и приборов, применять свойства механизмов для решения поставленных задач.
Учащиеся научатся презентовать свои проекты.
Учащиеся научатся читать графические изображения, создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей.
Коллективная творческая работа и живое общение создаст условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
У учащихся будет проявляться интерес к общению и уважение мнения собеседников.
Учащиеся будут преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии.
Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.
Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Мероприятие способствует стремлению учащихся к успешности в учебной деятельности.
У учащихся будет развиваться понимание цели и смысла выполняемых заданий, понимание важности планирования своей деятельности.
Школьники будут участвовать в оценке результатов своей деятельности.
Ведущие методы праздника
словесные (слова ведущих, гостей) и иллюстративные (представление презентации, игры), игровые.
Время проведения:
внеурочное.
Подготовительная работа
разработка сценария мероприятия;
подготовка оборудования для представления презентации;
подготовка компьютеров для соревнований;
подготовка заданий для соревнований;
подготовка музыкального сопровождения;
оформление класса;
подготовка сертификатов участников;
Ход мероприятия
Ведущий 1 Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2 Приветствуем Вас на школьном мероприятии «В мире робототехники».
Дети читают стихи
Мы умные машины
Совместно создаём,
А как закончим школу,
В конструкторы пойдём.
И пусть простой наш робот,
Пока ещё макет,
Надеемся открыть мы
Наш творческий секрет.
Для роботов программы
Стараемся писать,
Учитель помогает,
Учёными нам стать!
Ведущий 1 Мы живём в удивительное время, время внедрения робототехники.
Ведущий 2 Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком роботов»?
Ведущий 1 То, что робототехника в будущем будет всё больше проникать в повседневную жизнь обычного человека, уже понятно многим.
Ведущий 2Конечно, робототехника – это целая наука – автоматизация технически х систем, я в ней ничего не понимаю.
Ведущий 1 А здесь понимать ничего не надо. В ближайшем будущем Роботы станут частью нашей жизни.
Ведущий 2 И как ты себе это представляешь?
Ведущий 1 Сегодня в мире используются миллионы роботов. Применение им нашлось практически во всех сферах человеческой деятельности.
Ведущий 2 Роботы управляют самолетами и поездами, спускаются в жерла вулканов и на дно океанов, помогают в строительстве космических станции, в сборке автомобилей и производстве микрочипов, охраняют здания, используются военными для разведки и разминирования, помогают спасателям.
Ведущий 1 Согласен (согласна), нет такой области, в которой человек не попытался создать себе автоматического помощника. Роботы предназначены решать глобальные проблемы человечества.
Ведущий 2 Наверно, специалистов в этой области не хватает?
Ведущий 1 Да, это факт. Но уже сейчас у ребят появилась возможность изучать основы робототехники, с помощью образовательного конструктора LEGO WEDO.
Ведущий 2 Подтверждение тому – сегодняшние соревнования. И это не только захватывающее зрелище и увлечение, а приобретение навыков, опыта и, конечно же, новых друзей.
Ведущий1 Ребята, давайте перед соревнованиями посмотрим презентацию «Наш ЛЕГО».
Слайд № 2 В Дании есть музей LEGO. Он расположен в доме, где жил и работал основатель компании Оле Кристиансен.
Слайд № 3,4,5 Из истории Лего
А знаете ли вы историю возникновения ЛЕГО…
Датская компания ЛЕГО была основана в 1932 году столяром и плотником Оле Кирком Кристиансеном. Ему помогал сын, которому было 12 лет. Фирма занималась производством деревянных игрушек, гладильных досок и стремянок. Так что в начале были деревянные уточки и кубики.
Слайд № 6,7Тогда то и появилось удивительное слово ЛЕГО.
Ставшее позже названием компании. Оно образовалось из выражений *играть весело*, *играть с удовольствием*, *играть хорошо*.
Слайд № 8,9 Обновление Лего
После пожара на цехе производства деревянных игрушек, Кирк Кристиансен решил перейти на создание игрушек из пластика.
Слайд № 10. Это семейная фотография владельцев LEGO.
Слайд № 11,12,13
Тут Кристиансен сделал свой главный прорыв – создал кубики, которые прочно держались вместе благодаря углублениям в днище и выступающим пимпачкам – шляпкам. Думаю, не надо объяснять все и так знают, о чем идет речь. В отличии от конструкций детских, сооружения из ЛЕГО были на много устойчивыми. Ни ветер, ни удар не мог их разрушить.
Слайд № 14,15,16 За тем кубики ЛЕГО начали производить со специальной трубкой внутри, позволяющей соединить детали любых конструкторов, любых времен создания. ЛЕГО кирпичики сделанные 50 лет назад, с которыми играли наши деды и отцы, соединятся с современными деталями конструктора с миллиметровой точностью! Это поразительно и очень практично. Эти игрушки создаются на века.
Слайд № 17 Современное Лего, ЛегоЛэнд в Дании.
Сейчас существуют разнообразные наборы ЛЕГО– для самых маленьких и для детей по старше, машинки и приводимые в движение паровозы из ЛЕГО, ЛЕГО – люди, ЛЕГО – роботы.
Физминутка
Ведущий 1 Робототехник – основополагающими в этом слове являются слова *робот* и *техника*, а знаете ли вы, какими бывают роботы?
(Ответы детей)
Молодцы ребята, я вижу, что вы много знаете про роботов.
А смогли бы вы выполнить функции роботов, о которых мы сейчас вспоминали?
Робот повар
Робот медсестра
Робот няня
Робот помощник по дому
Робот пылесос
Робот полицейский
(На сцену по очереди приглашаются дети. Для них на экране появляются картинки роботов, и ребята должны показать, как работают эти роботы и выполнить их движения!
Когда на сцене будет достаточное количество детей, даётся задание станцевать как робот, включается музыка.)
Ведущий 1 В соревнованиях по робототехнике принимают участие ребята от 7до 10 лет.
Ведущий 2 Приветствуем участников соревнования.
Ведущий 1 Представляем судейскую коллегию:
(ведущие по очереди представляют судей)
Ведущий 2 Слово главному судье соревнований…
Ведущий 1 Соревнования объявляются открытыми. Желаем всем участникам удачи, а судьям – беспристрастного, объективного судейства.
Ведущий 2 Начинаем I этап соревнований «Творческая мастерская». Передаём микрофон координатору соревнований, он будет представлять команды.
(Проведение итогов I этапа соревнований)
Ведущий 1 Ребята давайте немного отдохнем и отгадаем загадки!
Вот так дом -
Одно окно:
Каждый день
В окне кино! (Телевизор)
Сам - металлический,
Мозг - электрический. (Робот)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам -
Скажет здесь,
А слышно там. (Телефон)
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой. (Компьютер)
Три сестрицы, три струны
Побежали вдоль страны,
А у них - стальные ножки
И бетонные сапожки. (Электрические опоры и провода)
Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы - следим за ним. (Светофор)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Богатырь идёт железный,
Наш работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с Весной:
- Помогай, Весна-красна,
Грей нам землю для зерна. (Трактор)
Он идёт - волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. (Комбайн)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Без плавников, среди глубин
Железный плавает дельфин. (Подводная лодка)
Окна светлые кругом -
Что за чудо этот дом!
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
Рукастая, зубастая.
Идёт-бредёт по улице.
Идёт и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается -
Снег без него сгребается! (Снегоуборочная машина)
Чудо-юдо, рыба кит.
Сверху радуга горит.
Полюбуйтесь: красота -
Два фонтана у кита.
Речку тащит за собой
Чудо-кит... по мостовой. (Поливальная машина)
Многолюден, шумен, молод
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро)
Сам умчался,
Звук - остался. (Сверхзвуковой самолёт)
Крыльев нету,
Но она
Для полётов рождена.
Выпускает яркий хвост -
Поднимается до звёзд. (Ракета)
Качается стрелка
Туда и сюда.
нам север
И юг без труда. (Компас)
Он вокруг Земли летает
И сигналы подаёт.
Корабли в морях спасает
И погоду узнаёт. (Спутник)
Ведущий 1 Начинаем II этап соревнований «Сбор моделей по задаче».
(Проведение II этапа соревнований)
(После окончания II этапа подводятся итоги соревнований –
заполнение дипломов.)
Ведущий 2 А пока подводятся итоги соревнований, встречайте!
Танцевальная группа девочек 5-6 классов «Ритм».
Итог мероприятия Вручение дипломов.
Спасибо всем за участие. Вы – создатели технологий завтрашнего дня! Удачи Вам в реализации самых смелых идей и проектов в будущем! До встречи в следующем году.
Литература и интернет ресурсы
Барсуков, А.П. Кто есть кто в робототехнике / А.П. Барсуков. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 128 c.
Иванов, А. А. Основы робототехники / А.А. Иванов. - М.: Форум, 2012. - 224 c.
Костров, Б. В. Искусственный интеллект и робототехника / Б.В. Костров, В.Н. Ручкин, В.А. Фулин. - М.: Диалог-Мифи, 2008. - 224 c.
Макаров, И. М. Робототехника. История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. - М.: Наука, МАИ, 2003. - 352 c
Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. - Л.: Наука, 2013. - 320 c.
ЛЕГО - Википедия про создание ЛЕГО (http://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO)
Практическая робототехника (http://www.roboclub.ru)
Программа "Робототехника" (http://www.robosport.ru)
Самодельный робот (http://robot.paccbet.ru)
Интеллектуальные мобильные роботы (http://imobot.ru)
Приложение1
15