1. Орг.момент 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового материала а) Европейская политика. б) Политика России в Средней Азии. в) Дальневосточная политика. Продажа Аляски. 4. Закрепление 5. Подведение итогов урока и домашнее задание | Деятельность учителя Здравствуйте класс. С каким настроением вы пришли на урок? Готовы ли к работе на уроке? Итак, сегодняшний урока мы начнём с проверки домашнего задания. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Открываем учебник на странице 145, вопросы №2-5. Зачитываем вопрос и даём на него устный развёрнутый ответ. Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №4 Вопрос №5 Молодцы, на этом изучение и повторение событий внутренней политики завершено. Теперь, мы перейдём к изучению какой политики? Поэтому давайте сформулируем тему урока- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим внешнюю политику Александра II. Какая могла быть главная цель внешней политики в этот период? Это создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупномасштабных реформ в стране и восстановления статуса великой мировой державы и основные направления внешней политики России 60—70-х гг. XIX веке Как вы думаете почему именно такая цель поставлена? Исходя из этой цели, как вы думаете, какие внешнеполитические задачи стояли перед русским государством? Таким образом, это были следующие цели -выход из международной изоляции и восстановление статуса России как великой мировой державы; -отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости, которое делало южные границы России незащищенными и подрывало влияние на Балканах и Ближнем Востоке; -необходимо договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Во внешней политике Александра 2 было четыре основных направления: европейское; дальневосточное; ближневосточное; среднеазиатское. Говоря о европейском направлении, следует отметить блистательную политику российской дипломатии во главе с министром иностранных дел А.М.Горчаковым. Александр Михайлович, умело используя противоречия между европейскими державами, добивался нужных для своего государства соглашений. Слушаем доклад про А.М.Горчакова и записываем самое главное из рассказанного. Проверяем, что должно быть записано: Александр Михайлович Горчаков 1856-1882гг. – министр иностранных дел. Главные усилия были направлены на поиск союзников в Европе и развал антирусского блока (Франция, Англия и Австрия.) В 1857 г. Россия союз с Францией, но в 1859 г. началась австро-французская война, от помощи Франции Россия уклонилась. Отношения с Францией подорваны, но улучшились с Австрией. Антирусский блок развалился. Нейтралитета в отношении Пруссии во время ее войн против Австрии (1866) и Франции (1870 -1871). Горчаков в октябре 1870 г. заявил, что Россия больше не считает себя связанной обстоятельствами Парижского договора. Ещё раз вспомним, почему РИ было необходимо отменить этот договор? В сложившейся ситуации Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса об отмене нейтрализации Чёрного моря В марте 1871 года Лондонская конференция, где подписан протокол о нейтрализации Черного моря. Россия снова вступала в свои права: она имела теперь право держать на Черном море неограниченное количество военных судов и осуществлять военное укрепление своего черноморского побережья. Без единого выстрела дипломатия Александра и Горчакова добилась крупного успеха. Тем самым, одна из поставленных задач, была успешно достигнута 1873 год – образование «Союза трех императоров» Россией в лице Александра II, Германией в лице Вильгельма I и Австро-Венгрией в лице Франца – Иосифа. Германия разгромив Францию, превратилась в мощное государство. Чтобы не допустить австро-германского союза Россия в 1873 г. вошла в «Союз 3-х императоров». Основная задача “Союза…” состояла в устранении разногласий между собой путём переговоров, а при угрозе нападения какой-либо другой державой договориться о совместных действиях. Таким образом, внешнеполитическая задача в европейском направлении была решена или нет? К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась такая ситуация. Казахские жузы номинально состояли в подданстве России. Далее на юге находились три самостоятельных государства – Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират, со стороны которых совершались частые набеги на земли казахов, русские купцы облагались высокими пошлинами, их караваны часто грабились. С другой стороны, действия Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за государства Средней Азии. С 1864г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Были взяты города Туркестан, Чимкент. Генерал М.Г.Черняев, воспользовавшись войной между Бухарой и Кокандом, почти без потерь захватил Ташкент. В 1865г. вышел закон об образовании на завоеванных землях Туркестанского генерал-губернаторства, во главе которого был назначен К.П.Кауфман. В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Были успешными и военные действия против Хивинского ханства. К 1873г. Хива, Коканд, Бухара стали вассальными владениями России, а их правители могли решать только вопросы внутренней политики. В начале 70-80-х гг. русские войска под командованием М.Д.Скобелева подчинили территорию закаспийской области с городом Ашхабадом. 1864 г. – военное наступление на Кокандское ханство, захват городов Туркестан, Чимкент 1864 г. – закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства (К.П.Кауфман); 1866 г. – город Ташкент включён в состав России 1873 г.- Хива, Бухара, Коканд стали владениями России при сохранении внутренней автономии Таким образом, задача в среднеазиатском направлении была решена или нет? Теперь немножко отдохнём и проведём физкультминутку. Руки поднимаем вверх-вдох, опускаем-выдох, и ещё раз так. Посмотрели на доску, в окно, на парту, и ещё раз повторили. Поморгали глазками. Встряхнули ручки и продолжаем наш урок. Вспомните, с какими государствами граничила Россия на Дальнем Востоке и в Сибири? Генерал губернатор восточной сибири Н.Н. Муравьёв (Амурский), спускаясь из забайкалья по течению реки Амур в 1854-56 годах, основал целый ряд поселений в приамурье. Возникли города Благовещенск, Владивосток, Хабаровск. Уточнению границ с Китаем. Часть территории - Приамурье, Уссурийский край- находились в совместном пользовании России и Китая и не была разграничена. В результате переговоров с Китаем граница устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между Уссури и Тихим Океаном объявлен совместным русско-китайским владением (Айгуньский договор 1858 года), по новому Пекинскому договору 1860 года Уссурийский край был объявлен владением России. В результате переговоров с Японией были установлены дипломатические отношения; Какие острова являлись спорными в отношениях РИ и Японии? в 1855 году по Симодскому договору Курильские острова признавались территорией России, остров Сахалин - совместное владение двух стран. В 1875 году подписан Петербургский договор, по которому за Россией был закреплён остров Сахалин, однако пришлось согласиться на передачу Японии Курильских островов. 1855 год – Симодский договор (Курильские острова – Россия, остров Сахалин – совместное пользование России и Японии). 1858 год – Айгуньский договор (граница с Китаем устанавливается по реке Амур до реки Уссури. 1860 год – Пекинский договор (Уссурийский край – владение России). 1875 год – Петербургский договор (Сахалин России, острова Курильской гряды – Японии). Что явилось результатом дальневосточной политики российского государства? В XIX в. России в Северной Америке принадлежала Аляска. Туда стали проникать американские торговцы, браконьеры. Защищать и содержать эти земли становилось сложнее. Американские владения превратились в обузу для государства. Кроме этого, Александр II стремился устранить противоречия и укрепить отношения с США. Давайте поработаем с текстом договора продажи Аляски и ответим на вопросы после него. Назовите направления внешней политики Александра II. Каких успехов достигла Россия в годы правления Александра II. Достигла Россия тех внешнеполитических целей, которые стояли перед ней или нет. Домашнее задание – записи в тетради, составить таблицу – 2 колонки про русско-турецкую войну 1877-78 годов, 1ая колонка дата, 2ая колонка события. Выставление оценок за урок. Урок окончен, всего хорошего. | Деятельность учеников Слушают и отвечают слушают общественные движения при Александре II читают вопросы и отвечают №2: Консерваторы стремились сохранить существующее положение дел, выступали за абсолютную монархию, за патриархальный образ жизни. Противники перемен, были против революции и бунта. Это движение имело поддержку среди всех сословий. Представители консерваторов - М.Н. Катков, Д.А. Толстой. Печатный орган - Московские ведомости. №3: Представители этого направления общественной жизни выступают за резкие и коренные изменения в государстве. Противники постепенных изменений эволюционным путём. Их цель- свержение власти. Средства для достижения этой цели- агитация в деревнях, подготовка крестьянского бунта. №4: Исходя из названия организации у них было две цели – это предоставление гражданский прав и свобод крестьянам и передел земли в пользу крестьян. Организация своей цели не достигла и распалась. №5 В движении народовольцев было три направления- бунтарское во главе с М.А. Бакуниным - средство к построению социализма – это стихийное крестьянское восстание пропагандистское во главе с П.Л. Лавровым- революцию необходимо подготовить, для чего нужно, чтобы интеллигенция вела пропаганду, должна разбудить народ. заговорщическое во главе с П.Н. Ткачёвым- Поднять народ на революцию нереально. Освободить народ может только интеллигенция, ставку нужно делать на заговор, вооруженный переворот. Слушают Внешней политике Российской Империи. Внешняя политика Александра II Записывают тему. Слушают и отвечают итоги Крымской войны: Россия оказалась в изоляции; согласно Парижскому миру России запрещалось иметь военный флот и укрепления. Черное море объявлялось нейтральным; Война показала отсталость России и необходимость немедленного реформирования всех сторон общества. Отвечают на вопрос Слушают Запись в тетради Слушают Доклад учащегося «Министр иностранных дел светлейший князь А.М.Горчаков Запись в тетради слушают Запись в тетради Отвечают на вопрос Запрет России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости, которое делало южные границы России незащищенными и подрывало влияние на Балканах и Ближнем Востоке; слушают Запись в тетради Слушают Запись в тетради слушают Слушают и отвечают Да, была решена. Отмена унизительных статей Парижского договора и мирным путем Россия восстановила былое влияние. слушают Запись в тетрадь Слушают и отвечают Да, была решена. Прекращены набеги, ликвидация рабства и работорговли; активное освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство); установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия. Осуществляют физическую разминку Китай, Япония Слушают Отвечают на вопрос Курильские острова и остров Сахалин Слушают Запись в тетрадь Отвечают на вопрос Установление дипломатических отношений с Японией и Китаем, закреплением за Россией своих дальневосточных территорий, возникновение новых городов. Слушают Работа с документом и ответ на вопросы после текста договора. Во внешней политике Александра 2 было четыре основных направления: европейское; дальневосточное; ближневосточное; среднеазиатское. отмена унизительных статей Парижского договора и мирным путем Россия восстановила былое влияние прекращены набеги, ликвидация рабства и работорговли; активное освоения края – торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство); установление влияния в Средней Азии, на которую претендовала Англия. Результатом дальневосточной политики российского государства явилось установление дипломатических отношений с Японией и Китаем, закреплением за Россией своих дальневосточных территорий, возникновение новых городов. Запись в дневники и тетради |