СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России 18 век.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России 18 век.»


История 10 класс

Тема:

«Внешняя политика России во второй половине 18 века.

Великие русские полководцы и флотоводцы»

учитель: Умерова Э.Ю.

Цели урока:

- объяснить учащимся, что внешняя политика неразрывно

связана с внутренней политикой; что внешнюю политику

государства надо рассматривать с точки зрения геополити-

ческих интересов страны;

- охарактеризовать основные цели и направления внеш-

ней политики России во второй половине 18 века;

- оценить итоги внешней политики Екатерины Второй;

- охарактеризовать по плану-алгоритму войны и великих

русских полководцев и флотоводцев;

- воспитывать чувство гордости за славу русского оружия,

великих русских полководцев и героизм русских солдат;

- развитие мыслительных способностей учащихся, формирование картографических умений.

Оборудование: карта « Россия в 1760-1800 гг.»; энциклопедия истории России (CD); портреты русских пол-

ководцев и флотоводцев; памятка - алгоритм; стенгазета

« Ф.Ф. Ушаков»; документ « Разделы Речи Посполитой».

Основные понятия: коалиция; вооружённый нейтралитет3; буферное государство; эскадра.

Тип урока: урок углубления знаний.

Форма урока: комбинированный.

В подготовительный период отдельные учащиеся получили опережающие задания: подготовить сообщения о

полководцах и флотоводцах П.А. Румянцеве, Г. А. Потём -кине, А. В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.

Важнейшие даты: 1768-1774 гг. – русско- турецкая война;1770г. – сражения при Ларге, Кагуле, Чесменское сражение, битва в Хиосском проливе; 1774 г. – договор в Кючук–Кайнарджи;1787 – 1791гг. – русско-турецкая война;1787г.- битва при Кинбурге;1788г. – битва за Очаков;

1789 г. – Фокшаны, Рымник; 1790 г.- взятие Измаила;

1791 г.- Ясский договор.

План урока.

1.Основные внешнеполитические задачи.

2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

4. Раздел Польши.

5. Французская революция и Екатерина Вторая.

6. Великие русские полководцы и флотоводцы.

7. Результаты внешней политики России второй половины 18 века.

Ход урока:

1. Оргмомент. (1 мин.)

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Великие русские полководцы и флотоводцы». Запишите тему и план

её изучения.

Далее учитель озвучивает цели урока.

2.Вспомним ранее пройденное Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (4 мин.)

Представление компьютерного слайда « Царствование

Екатерины Второй».

Учитель сообщает: Ребята, мы получили с вами общее представление о царствование Екатерины Великой. Отсюда

следует Вывод: Екатерина Великая проводила энергичную, актив- ную внутреннюю и внешнюю политику, результативную и успешную для России. Франции.

Вопрос классу:

- Вспомните, какие две главные задачи стояли перед

Россией во внешней политики на протяжении всего 18 сто-

летия. ( Борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья).

3. Изучение нового материала.

1. Основные внешнеполитические задачи. (3 мин).

Учитель сообщает. Помимо этих направлений внеш-

неполитических усилий имелись ещё несколько: поддержа-

ние равновесия сил в Европе и борьба с революцией

Франции.

Учитель чертит схему на доске:


Внешняя политика Екатерины Второй


Борьба за Разделы Борьба

выход к Речи против

Чёрному Посполитой революционной

морю Франции


2. Русско–турецкая война 1768-1774 гг. (5 мин.)

Учитель сообщает: У России возникли противоречия с

Францией и Австрией. Австрия опасалась усиления влияния

России на Балканах и в Польше.

В сентябре 1768 года, подстрекаемая Францией и Австрией, Турция объявила войну России.

Предлагаю вам просмотреть анимацию на тему « Русско-

турецкая война 1768- 1774гг».

Работа с учебником. Найдите в учебнике (пар. 48-49, стр.70 – 71) и назовите основные итоги русско-турецкой

войны 1768-1774 гг.

Работа с картой.

- Покажите на карте земли, которые отходили к России

по Кючук-Кайнарджирскому договору 1774 года.

3. Русско- турецкая война 1787- 1791 гг. (5 мин.)

Основным вопросом внешней политики 80-х годов был

крымский вопрос.

Борясь с Турцией, грузинский царь Ираклий Второй признал в1783 году протекторат России над Грузией. Русские войска вступили в Грузию.

В 1787 году Турция предъявила России ультиматум. Так

началась вторая русско-турецкая война (1787 – 1791 гг.)

Давайте просмотрим анимацию на тему « Русско-турец-

кая война 1787- 1791 гг.»

Работа с учебником. Найдите в учебнике и назовите

основные итоги русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Работа с картой.

- Покажите на карте земли, которые отходили к России по

Ясскому договору 1791 года.

4. Раздел Польши. (4 мин.)

Учитель сообщает. Вторая внешнеполитическая задача –

присоединение к России белорусских и украинских земель-

решалась правительством Екатерины Второй путём раздела Польши, который совершался совместно с Пруссией и Австрией.

Работа с документом « Разделы Речи Посполитой».

Далее ответы на вопросы.

- Назовите годы разделов Речи Посполитой.

- Какие земли отошли к России в результате

разделов Речи Посполитой?

- Покажите их на карте.

Вывод. Таким образом, в результате трёх разделов

Речь Посполитая прекратила своё существование.

5. Французская революция и Екатерина Великая.(2мин)

Учитель сообщает. Третья внешнеполитическая задача-

борьба с революционной Францией – только начинала ре-

шаться при Екатерине Второй. Она заняла враждебную позицию по отношению к этой стране, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против неё. Русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровожда-лась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

Вывод. В ходе войн 60-х – начала 90-х гг. Россия пока-

зала высокий уровень военного и военно-морского ис-

кусства. Оно опиралось на экономическую мощь госу-

дарства, его международное влияние. Для него характер-

на глубокая проработка стратегических замыслов. В

армии на смену линейной тактике приходит усилиями

Румянцева, Суворова и других военачальников более

маневренная тактика колонн и рассыпного строя. В

действиях войск и флотов полностью оправдали себя

решительность и маневренность, опора на солдат, их

сознательность и любовь к Отечеству. В войнах той

славной эпохи вознеслась слава великих русских полко-

водцев.

6. Великие русские полководцы и флотоводцы.(7 мин)

Ребята вам было дано опережающее задание, подготовить небольшие сообщения о великих русских полководцах и флотоводцах. ( П.А. Румянцеве, Г.Потемкине, А. В. Суворове, Г. Спиридове и Ф.Ф. Ушакове). Для углубления

и систематизации ваших знаний послушайте сообщения.

Далее заслушиваются сообщения учащихся.

Работа со стенгазетой

7. Результаты внешней политике России во второй половине 18 века. ( 3 мин)

Учитель сообщает. Итак, при Екатерине Второй России удалось решить две вековые задачи традиционно стоявшие перед российской внешней политикой.

После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход

к Балтийскому морю, осталось решить татарско–турецкий

вопрос, где главным было прекращение набегов татарских

войск на южные губернии России, и завершить возвраще- ние русских земель, находившихся под властью польского

государства. В результате ряда войн ( две с Турцией и две с

Польшей ) России удалось решить эти проблемы, Кроме то-

го, в войне со Швецией (1786 - 1790 гг.) удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру. В ходе этих войн оформи-лась национальная школа военного искусства, виднейшими представителями которой были: Пётр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков.

Основой развития русской военной школы явились спе-

цифические качества русского солдата и русской армии, на

которые традиционно опирались лучшие наши полководцы,

начиная сАлександра Невского. К ним относятся беззавет-

ная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов

массового героизма, стремление поддержать в бою товари- ща даже ценой собственной жизни, готовность умереть за

Родину. Не случайно для русской армии того времени прак-

тически несуществовало проблемы дезертирства, особенно

за пределами России. Всё это делало русскую армию очень

сильным противником, даже при весьма посредственном

командовании. И тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы.

Именно на развитие инициативы, смекалки, энергии под-

чинённых и были направлены воспитательные устремления

таких прекрасных полководцев и военных педагогов, как

Румянцев, Суворов, Ушаков и другие.

Блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швей-

царский походы Суворова и Средиземноморская экспеди-

ция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита

лучшая на тот момент в Европе французская армия.

Итог урока. Результаты внешней политики Екатерины Великой были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от неё Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло.

Таким образом, внешняя политика Екатерины Второй имела успех и способствовала развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой.

Это наша отечественная гордость на все времена.

3. Закрепление изученного материала. ( 12 мин)

1) Выполнение заданий по карточкам. (7 мин.)

2) Оценить итоги внешней политики Екатерины Второй

с позиций русского и зарубежного историков.

4. Подведение итогов. Выставление оценок.

Спасибо! Урок окончен!

5. Домашнее задание: параграфы 48- 49, ответить на вопросы стр. 89.