Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примеча-ние (при необходи- мости) |
Узнава- ние | актуализация имеющихся знаний учащихся по теме без их видоизменений. | Дидактическая игра «Лови ошибку!» Задание: обнаружить ошибку в суждении, исправить, аргументировать свою точку зрения. - Ребята, я вам буду называть фразы, если вы не согласны, поднимаете руку и исправляете меня, объясняете, почему вы так думаете. 1. Имена существительные обозначают предмет. 2. Род имен существительных во множественном числе определить нельзя. 3. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН – мужского рода 4. Имена существительные КОФЕ, ШАМПУНЬ относятся к мужскому роду 5. Существительное санки женского рода | 1) материал для повторения выбирается только тот, без которого невозможно усвоения новой темы; 2) вопросов должно быть 5-7; 3) правильных суждений должно быть больше. Критерии оценивания: - нашли одну ошибку – удовлетворительно; - нашли две ошибки и объяснили одну из них – хорошо; - нашли и объяснили все ошибки – отлично. | 1. Да 2. НЕТ. Надо поставить имена существительные в единственное число и определить род) 3. Да 4. Да 5. Нет. У этого существительного нет рода, так как нет формы единственного числа | задание повышает познавате-льный интерес к теме урока, служит мотивацией к работе, к поиску. |
Воспроиз-ведение | воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. | Задание: распределите слова на группы: слова женского рода; слова мужского рода; слова среднего рода. Пальто, сирень, печенье, дружба, клен, фамилия, картофель, повидло, помидор. | 1)для данного задания подбираются слова, включенные ранее в упражнения, на изученные орфограммы; 2) при обосновании выбора, учащиеся должны подставлять к именам существительным местоимения ОН, ОНА, ОНО; 3) после выполнения задания необходимо сделать вывод: чему учились, что повторили. Критерии оценивания: -допустили две ошибки – удовлетворительно; -допустили одну ошибку – хорошо; -не допустили ни одной ошибки – отлично | Существительные женского рода: Сирень, дружба, фамилия. Существительные мужского рода: клен, картофель, помидор. Существительные среднего рода: пальто, повидло, печенье. | Задание позволяет закрепить умение определять род имен существительных |
Понимание | осмысленное восприятие новой информации. | Задание: прочитайте текст стихотворения Я. Акима. Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем ни за что не поделится – Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА. Можно ли точно сказать, какого рода слово ЖАДИНА? Почему? Можно ли сказать, что это существительное ОБЩЕГО рода? | 1) задание предполагает наблюдение над фактами языка; 2) очень важно добиться от детей самостоятельного вывода, что делает ученика субъектом обучения. Критерии оценивания: - понимает, что род определить нельзя, но не может объяснить, почему – удовлетворительно; - понимает, что слово может быть и мужского и женского рода, но сформулировать вывод затрудняется – хорошо; - понимает, что слово может быть и мужского и женского рода, самостоятельно формулирует вывод о том, что род слова зависит от того, к мужскому или женскому полу относится – отлично | Нельзя точно определить род слова ЖАДИНА. Если слово относится к лицу женского пола – то это существительное женского рода, а если к лицу мужского пола – то мужского рода. Такие слова можно назвать существительными ОБЩЕГО рода. | Задание позволит учащимся лучше усвоить правило, без заучивания наизусть |
Примене-ние в знакомых условиях | самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | Задание: определите род имен существительных в каждом предложении. Объясните, как вы определяли род выделенных имен существительных. 1. Бедный Федотка-сиротка, плачет несчастный Федотка 2. Ай да Мурочка, ай да умница. 3. Ты один не умывался и грязнулею остался. | 1) необходимо добиться, чтобы дети определяли, к лицу какого пола относятся существительные общего рода; 2)обратить внимание детей, что слова общего рода употребляются в разговорной речи; Критерии оценивания: - допустили одну ошибку и затруднились в объяснении – удовлетворительно; - определили род правильно, но затрудняются в объяснении – хорошо; -определили род правильно, сумели объяснить, как определяли род выделенных имен существительных – отлично. | 1. Федотка – мужского рода, сиротка – мужского рода. 2. Мурочка, умница – женского рода. 3. Грязнуля – мужского рода. | Данное задание предполагает осуществление связи с литератур-ным чтением |
Примене-ние в новых условиях | самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях. | Задание: определение слова по его лексическому значению. Составьте с одним из них предложение, определение рода имени существительного. Человек, любящий сладости. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой. Хвастливый человек. Человек, любящий поспать. Человек, который часто плачет. | При выполнении упражнения необходимо: 1) выслушать учащихся, исправить лексические и речевые ошибки; 2) добиваться увеличения объема предложения до 5-7 слов; Критерии оценивания: - слова определены правильно, но предложение состоит из 3-4 слов, составлено с речевой ошибкой – удовлетворительно; - слова определены правильно, но предложение состоит из 4 - 5 слов – хорошо; - слова определены правильно, предложение состоит из 5-7 слов, составлено без речевых ошибок –– отлично. | 1. Сладкоежка. 2. Левша. 3. Хвастун. 4. Засоня. 5. Плакса. Моя сестра Маша большая засоня. Засоня – женского рода, так как относится к лицу женского пола. | Задание предполагает введение существительных общего рода в активный словарный запас. |